Туризм с целью отдыха и развлечений
Основными особенностями географии туризма с целью отдыха и развлечений являются следующие.
1. Внутрирегиональные поездки, главным образом в соседние страны, преобладают над межрегиональными. Предполагается, что к 2020 г. доля межрегиональных туристских поездок возрастет до 24%, а доля внутрирегиональных поездок соответственно уменьшится до 76%. Прогнозируются также относительно высокие темпы прироста числа туристских отбытий из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и Америку.
2. Меридиональная направленность туристских потоков. Например, жители северных стран предпочитают отдыхать на берегу теплых морей.
Американцы и канадцы являются основными посетителями курортов стран Карибского региона. В Европе купально-пляжный туризм концентрируется в Средиземноморье. Сюда едут немцы, норвежцы, датчане, финны, шведы, англичане и ирландцы. Растет популярность курортов Северной Европы, во многом связанная с экологией, нежарким солнцем.
3. Обмен туристами между бывшими метрополиями и их колониями при явном доминировании первых. Англичане, испанцы, нидерландцы, французы и португальцы любят посещать свои протектораты. Менее развиты потоки в обратном направлении. Так, жители Португалии копят средства для посещения Бразилии, а бразильцы стараются хотя бы раз в жизни съездить в Португалию, так как для многих из них эта страна является исторической родиной.
Растущая привлекательность Северной Европы как туристского направления во многом объясняется девальвацией валют ряда Скандинавских государств, а также закрепившейся за ними репутацией безопасных стран с хорошо сохранившейся природной средой.
В Норвегии продуманная рекламная кампания во время Олимпийских игр в Лиллехаммере начала приносить плоды-постоянно увеличивается прибытие туристов. В Финляндии и Швеции на фоне сокращения числа ночевок туристов из Германии - одного из основных рынков туризма для стран Северной Европы, растет число ночевок туристов из Испании. Исландия* наименее освоенная туристами страна Северной Европы, также вступила в острейшую конкурентную борьбу за рынок международных путешествий. Для привлечения посетителей она предлагает более 40 маршрутов, в том числе поездки для наблюдения за китами. Число туристов, желающих увидеть этих гигантских морских млекопитающих в естественных условиях, увеличивается быстрыми темпами в среднем на 47% в год.
Франция. Эта страна - самая посещаемая туристская страна Европы и мира. Она принимает каждого пятого отдыхающего на старом континенте, в основном из стран ЕС. Наибольшее число туристов приезжает во Францию из Германии, Великобритании и стран Бенилюкса. Франция очень богата природными туристскими ресурсами: Альпы, среднегорье, карстовые плато, равнины, долины, леса. Особую гордость составляют морские берега Франции, которые протянулись на 3 тыс. км. Гранитные скалы в Бретани, длинные гряды дюн на Атлантическом побережье, бархатистые песчаные пляжи и лазурные бухты на Средиземном море. Кроме природных туристских ресурсов во Франции множество культурно-исторических памятников.
На первом месте стоит, безусловно, Париж. Самым посещаемым из многочисленных платных памятников этого города является собственность города - Эйфелева башня. Другой знаменитой достопримечательностью Парижа является Лувр, который занимает второе место по числу посетителей. Лувр-один из крупнейших музеев мира. Нравится туристам и деловой район Дефанс с его современными зданиями. Еще одно любимое туристами место - городок науки и техники Ля Вильетт. Интересует туристов и могила Наполеона Бонапарта, которая находится в Доме Инвалидов, а также Люксембургский сад и сад Тюирльи. Туристы - почитатели импрессионистов обязательно идут в Музей д'Орсэ. Недалеко от Парижа расположено кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, на котором похоронены многие знаменитости, в том числе россияне. Поэтому туристы из России обязательно посещают это место. Безусловно, Версаль - одно из наиболее посещаемых мест во Франции. Многие европейские туристы приезжают во Францию ради Диснейленда, находящегося около Парижа.
Многочисленные любители купально-пляжного отдыха направляются в приморские районы Франции. Наиболее известный из них - Французская Ривьера-расположен на юге страны. Узкая полоса Средиземноморского побережья шириной около 20 км и длиной 230 км протянулась от Ментоны у границы с Италией на востоке до Тулона на западе. Лазурным берегом ее стали именовать с легкой руки поэта С. Льежара, давшего такое название одному из своих произведений. Действительно, вода в этой части побережья ярко-лазурного цвета, чего не скажешь, например, о части побережья от Марселя к границе с Испанией.
На Лазурном берегу бывали великие французы Оноре де Бальзак, Постав Флобер, Ги де Мопассан и американцы Эрнст Хемингуэй, Скотт Фитц-жеральд. В XIX в. наши соотечественники активно посещали эти места, жили здесь подолгу: И. Тютчев, А.И. Куприн, Н.В. Гоголь, АЛ. Чехов, И.А. Бунин, В.В. Маяковский. Ф.И. Шаляпин, СП. Дягилев.
В настоящее время на Лазурном берегу не только купаются и загорают, но и занимаются водными видами спорта.
Кроме Франции главными принимающими странами Европы являются Испания и Италия. Вместе они ежегодно регистрируют свыше 80 млн прибытий, преимущественно на купально-пляжный отдых. Основные въездные потоки формируются в странах Западной Европы. В Испанию каждый пятый отдыхающий прибывает из Германии или Великобритании. В Италии проводят отпуск граждане Франции, Германии, Швейцарии и Австрии, республик бывшей Югославии.
Сегодня Франция, Испания, Италия в сильной степени вовлечены во внутрирегиональный туристский обмен. К 2020 г. ВТО прогнозирует смену туристских приоритетов. Европейцы будут чаще выезжать на курорты в другие регионы, и туристские центры европейского Средиземноморья постепенно начнут переориентироваться на отдаленные рынки выездного туризма, особенно Японии, новых индустриальных стран Азии, а также Северной и Южной Америки.
В последние годы Испания пересмотрела государственную политику в области туризма, что позволило ей значительно упрочить свои позиции на мировом туристском рынке. Кроме пляжного отдыха Испания предлагает туристам обширную экскурсионную программу. Главный туристский поток направляется в Фегейрос, где находится театр-музей Сальвадора Дали, в Мадрид - в музей Прадо, в Эскориал - резиденцию испанских королей, в Толедо - город-музей под открытым небом.
Италия - страна с многочисленными памятниками архитектуры, культуры, живописи, скульптуры. Туристы стремятся в Венецию, Флоренцию, Пизу и, конечно, в Рим. Бесконечные потоки туристов направляются в Ватикан.
Часто туристы совмещают культурную программу пребывания с пляжным отдыхом в названных странах.
Картина выездного туризма в Европе сходна с картиной въездного туризма с той лишь разницей, что в межрегиональном обмене снижается доля Америки (5,8%) и возрастает доля периферийных регионов: Африки, Ближнего Востока и Южной Азии (4,3%). Доля Азиатско-Тихоокеанского региона составляет 2,7%.
Самый крупный рынок выездного туризма не только в Европе, но и в мире, сложился в Германии. Число туристов увеличивается в среднем на 5% в год. По прогнозам ВТО, к 2020 г. объем выездного туризма в Германии возрастет более чем в 2 раза и составит 163,5 млн поездок. На долю немецких граждан будет приходиться каждая десятая поездка в мире; по этому показателю Германия сохранит свое лидерство. Для немецкого рынка выездного туризма характерна высокая пространственная концентрация туристских потоков. Свыше 90% поездок совершается в пределах Европейского региона. По данным ВТО, пять из 10 самых крупных туристских потоков в Европе зарождаются в Германии.
Отпуск немцы предпочитают проводить в странах Западной и Южной Европы: Австрии, Греции, Испании, Италии, Нидерландах, Франции, Швейцарии. В последнее время популярным туристским направлением стала Центральная и Восточная Европа: Венгрия, Польша, Чехия. Одно из главных преимуществ этих стран как туристских направлений состоит в относительной их дешевизне. Например, многие немцы, проживающие в приграничных районах, приезжают в Чехию пообедать.
Процессы демократизации внесли существенные изменения в географию туристского спроса. Они способствовали возрастанию доли внутрирегионального обмена между странами Западной Европы, с одной стороны, и Центральной и Восточной - с другой.
Резко возросла туристская активность населения Чехии, которая обогнала по объему выездного туризма Францию, Италию, Испанию, Нидерланды и другие европейские страны. По данным Статистической службы Чешской Республики, в 2000 г. чешские граждане совершили 40 млн туристских поездок за границу. Развиваются туристские рынки Польши, Венгрии, Румынии, Словении и других постсоциалистических государств.
Американский регион, занимающий второе место по прибытиям после Европы, принимает туристов со всего мира. Въездной туристский поток распределяется между четырьмя субрегионами: Северная Америка, островные государства и территории Карибского бассейна, Южная Америка и Центральная Америка. Семь из каждых 10 туристских прибытий в Западное полушарие приходится на Северную Америку. Она остается лидером, несмотря на медленное снижение ее доли. Одновременно увеличивается удельный вес стран (территорий) Карибского бассейна, Центральной Америки и особенно Южной Америки.
Южная Америка быстро наращивает число туристских прибытий. Она располагает уникальными природными объектами и памятниками истории и культуры, благодаря которым южноамериканское направление становится все более популярным среди американских и европейских туристов.
На этом континенте находятся самый высокий на земле водопад Ан-хель (Венесуэла), величайшая по водности в мире река Амазонка (Бразилия), обширные девственные дождевые леса (Амазония), высочайшие горные пики (Анды). Среди культурных достопримечательностей особый интерес представляют дошедшие до нас свидетельства древней цивилизации инков, культовые города Мачу-Пикчу и Куско, плато Наска, города эпохи колонизации. Огромный туристский потенциал этого материка используется пока крайне слабо. По мере его вовлечения в туристский оборот будет расти доля Южной Америки в международных прибытиях в регион.
В Америке, как и в Европе, подавляющая часть туристских потоков сосредоточена внутри региона. Особенно интенсивно обмен туристами осуществляется между тремя странами Северной Америки: США, Канадой и Мексикой, причем туристский поток из Соединенных Штатов в Мексику, по данным ВТО, является самым крупным в мире.
Наиболее емкий рынок въездного и выездного туризма в Западном полушарии сложился в США. Все основные туристские потоки в Американском регионе берут начало или заканчиваются в этой стране.
В последнее время число туристских прибытий в США стабилизировалось на уровне 46-47 млн поездок в год. Две из каждых пяти поездок предпринимаются с целью отдыха и развлечений. Путешественников притягивают уникальные природные объекты, чья неповторимая красота и величие овеяны легендами и многократно усилены рекламой.
Туристы приезжают в США, чтобы побывать в долине гейзеров и увидеть проявления «живой геологии» в Йеллоустонском национальном парке, посетить Карлсбадские пещеры с гигантскими сталагмитами, полюбоваться грандиозной панорамой Гранд-Каньона - «великой достопримечательностью Америки», как назвал его президент Теодор Рузвельт, или насладиться отдыхом на песчаных пляжах Калифорнии. Но не только богатое природное наследие представляет интерес для приезжих. Большой популярностью у иностранных гостей пользуются поездки в столицу США Вашингтон,
Нью-Йорк, где внимание притягивают небоскребы Манхеттена, Колумбийский университет, улица банков Уолл-стрит, знаменитый Бруклинский мост и Метрополитэн-опера. Много открытий ждет туристов в других американских городах, например в Лос-Анджелесе, где находятся увеселительный парк Диснейленд и киностудии Голливуда.
Эти достопримечательности влекут к себе как иностранных посетителей, так и самих американцев. Ежегодно американские граждане совершают свыше 1 млрд поездок (внутренних и международных), преимущественно для отдыха, оздоровления, развлечений, знакомства с памятниками природы, истории и культуры, а также для посещения родственников и знакомых. Маршруты большинства из них пролегают внутри страны, а за рубежом, как отмечалось выше,- по территории соседних Мексики и Канады. Межрегиональные туры пользуются меньшим спросом у американцев.
Приоритетным направлением межрегионального обмена на протяжении многих лет остается Европа. Туристские потоки из США направляются в Великобританию, Францию, Италию, Германию, Испанию. Каждая четвертая поездка американцев за рубеж приходится на европейские страны, однако доля Старого Света в их отбытиях неуклонно сокращается.
Как правило, поездки американцев за океан продолжительны и организуются с таким расчетом, чтобы посетить сразу несколько европейских государств. До сентября 2001 г. американцы боялись ехать в Европу из-за угрозы террористических актов. Теперь они боятся путешествовать на самолетах по своей стране и до минимума сокращают путешествия в Европу.
Среди других направлений туристских потоков, формирующихся в США, выделяется Азиатско-Тихоокеанский регион. Он пользуется популярностью как у американцев, так и у европейцев. Но распределение туристских прибытий из Америки по странам (территориям) региона несколько иное. Чаше всего американские туристы посещают Китай, включая Сянган (Гонконг), Японию, а также Корею и Сингапур. Восточная Азия более привлекательна для американцев, чем Юго-Восточная. Остальные туристские регионы мира - Африка, Ближний Восток и Южная Азия освоены американцами слабо.
Региональные предпочтения туристов из США определяют картину выездного туризма в Западном полушарии. В других странах региона приоритеты выездов могут быть иными. Так, среди канадцев в большей степени, чем среди американцев, популярен внутрирегиональный туризм, а из дальних направлений - Южная Азия, особенно Индия.
По прогнозам ВТО, до 2010 г. интенсивность обмена туристами между Америкой и другими регионами мира будет возрастать. Хорошие перспективы на американском рынке въездного туризма имеют Европа, Азиатско-Тихоокеанский регион и Ближний Восток, хотя угрозы террористических актов, военные действия в некоторых странах этих регионов способны скорректировать потоки в сторону значительного уменьшения.
Азиатско-Тихоокеанский регион. Международный туризм в Азиатско-Тихоокеанском регионе - сравнительно молодое явление. В некоторых странах индустрия туризма начала развиваться недавно-в 80-е годы XX в. В это время в регионе складывалась картина въездного туризма, которую можно наблюдать и на протяжении последних лет. Она практически повторяет (с некоторыми перестановками и уточнениями) распределение туристских прибытий в Америке. В обоих случаях большая часть поездок совершается на близкие расстояния. Что касается межрегиональных туристских прибытий в Азиатско-Тихоокеанский регион, то львиная их доля (18%) приходится на Европу и Америку. Прибытия из Африки, Ближнего Востока и Южной Азии в обшей сложности не превышают 3%.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе, как и в Америке, туристские прибытия сосредоточены по преимуществу в одном субрегионе. Однако уровень их концентрации ниже. Они более равномерно распределяются по территории Восточной, Юго-Восточной Азии и Океании.
Основные туристские потоки направляются в Восточную Азию (56,9%). Более половины всех прибытий приходится на этот субрегион. Второй по значимости субрегион - Юго-Восточная Азия (33,5%). Вместе они имеют 90% туристских прибытий. Австралия и Океания имеют незначительную рыночную долю (9,6%).
Пространственная структура туристских прибытий в Азиатско-Тихоокеанском регионе в значительной мере зависит от состояния рынка международного туризма в Китае. На его долю приходится треть всех прибытий в регион, а включая территории Сянган (Гонконг) и Тайвань,- свыше 50%.
Настоящее возрождение китайского туризма началось в конце 70-х годов, когда Китай взял курс на реформы и открытость. Страна вышла на мировой туристский рынок. Сначала Национальная туристская ад- '! министрация не вела широких рекламных кампаний. Тем не менее желаю-щих посетить Китай оказалось очень много. Их поток неуклонно возрастал. ; В 1988 г. число туристских прибытий увеличилось по сравнению с 1979 г. ? в 37 раз.:
В 1979-1988 гг. основные туристские потоки, направлявшиеся в Китай, формировались в Японии и США. Каждый третий посетитель был японец, каждый пятый - американец. На их долю приходилась половина всех туристских прибытий в Китай. Далее в порядке убывания располагались страны Западной Европы (Франция, Великобритания и ФРГ) и Юго-Восточной Азии (Сингапур, Таиланд и Филиппины), затем следовали Австралия и Канада. Перечисленные страны давали 85% въездного потока в КНР. Из них четыре страны находятся в Азиатском регионе.
В 1989 г. число прибытий в Китай резко сократилось, одновременно наметились изменения в структуре въездного потока туристов. Два года спустя, когда туристский обмен возобновился, в числе стран, генерирующих туристские потоки в Китай, оказались Малайзия, Индонезия, Республика Корея, Монголия, а также Россия. Китай постепенно переориентировался на внутрирегиональный туризм. Эта тенденция особенно отчетливо проявилась к середине 90-х годов. Тогда на страны ближнего окружения приходилось 60% въездного туристского потока.
Изменения происходили не только в географии въездного туризма в КНР, но и в запросах иностранных туристов. Если раньше американцы и европейцы путешествовали по маршруту Пекин - Шанхай - Сиань - Гуйлинь, а те из них, кто покидал пределы КНР через Сянган (Гонконг), посещали еще и Гуанджоу, то в последние годы интерес к этим городам, кроме Пекина, заметно снизился, зато более востребованными стали поездки, позволяющие любоваться дикой природой, соприкоснуться с живой жизнью современного Китая или познакомиться с ходом реформ в стране.
Туристы совершают круизы по реке Хуанхэ, предпринимают поездки по Трем ущельям Янцзы или древнему Китайскому каналу. Они знакомятся с традиционными методами китайской медицины и приобщаются к физической культуре - гимнастике тайцзи. Многие туристы отправляются в путешествие, чтобы получить представление о китайской кухне или принять участие в фестивале бумажных змеев, увидеть степи Внутренней Монголии или совершить восхождение на снежные вершины, а также познакомиться с искусством каллиграфии. Туристский спрос стал более диверсифицированным.
Некоторые туристы хотят, чтобы путешествие открыло новую страницу их биографии. Они любят задерживаться подолгу в одном месте, углубляясь в народную жизнь. В Китае для них разработаны тематические экскурсии: «Побудь один день рядовым шанхайцем», «Побывай в гостях у обитателей пекинских одноэтажных жилищ "сыхэюань"». Они также могут посетить завод Цзиндэчжень и лично изготовить сувенир из фарфора.
Популярность Китая, индустрия туризма которого способна удовлетворить самые разнообразные запросы посетителей, с каждым годом растет. Если в 1990 г. он занимал 12-е место среди стран мира по туристским прибытиям, в 1995 г. переместился на 8-е, то в 2000 г. вошел в первую пятерку. Согласно данным ВТО, в Китае в 1999 г. было зарегистрировано 14 млн прибытий, а с учетом прибытий в Сянган (Гонконг) -21 млн. В настоящее время Китай возглавляет список азиатских стран по этому показателю и в дальнейшем будет лидировать не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в мире. По прогнозам ВТО, в 2020 г. въездной поток в Китай (включая Сянган) достигнет 196 млн прибытий, т.е. больше чем в США и Францию в 2 раза, Испанию - в 3 раза, Италию и Великобританию - в 4 раза.
Кроме Китая популярными туристскими направлениями в Азиатско-Тихоокеанском регионе являются новые индустриальные страны (территории) Азии: Сянган (Гонконг), Малайзия, Сингапур, Таиланд, Республика
Корея, Индонезия и Тайвань. Экономические преобразования, осуществленные ими в последнее время, привели к резкому увеличению деловых поездок в регион. Именно деловой туризм дал толчок развитию гостиничного дела, индустрии развлечений.
Сегодня эти страны (территории) привлекают туристов прежде всего своей экзотической природой, возможностью купально-пляжного отдыха. Кроме того, Сянган и Сингапур предлагают отличный шопииг. Модным туристским направлением стал Таиланд, особенно с освоением им новой пляжной зоны на южном побережье и организацией культурно-познавательных поездок на север страны. В Республике Корее, Таиланде и на Тайване хорошо развит развлекательный туризм.
В десятку стран региона, лидирующих по прибытиям, входит Япония. Она принимает потоки посетителей с разными туристскими целями, в том числе для отдыха и развлечений. Японская индустрия развлечений признана второй в мире и уступает лишь американской.
Следует отметить, что туристский бизнес в регионе налажен и успешно функционирует только в развитых и новых индустриальных странах. Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Монголия, несмотря на все усилия, имеют незначительную рыночную долю.
Главные рынки выездного туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе сложились в тех же странах, что и рынки въездного туризма, с некоторыми перестановками в списке лидеров. Первое место по количеству туристских выездов уже долгое время удерживает Япония. На ее долю приходится треть всех выездов из Азиатско-Тихоокеанского региона. Ежегодно японцы совершают до 30 млн зарубежных поездок, в том числе, по разным оценкам, от 60 до* 80% - для удовольствия: покупок, отдыха на природе, знакомства с историко-культурными достопримечательностями, посещения культурно-зрелищных мероприятий и занятий спортом.
Потребность в отдыхе и развлечениях японцы удовлетворяют, не покидая родины или путешествуя на близкие расстояния в Китай, Сянган, Республику Корею, Сингапур. Одновременно крепнут межрегиональные туристские связи Японии. Межконтинентальный туристский поток в США является самым интенсивным. Однако в целом дальние поездки, особенно в страны Ближнего Востока, в Африку или Южную Азию, не столь популярны среди населения. По данным ВТО, большая часть туристских потоков из Японии направлена внутрь Азиатско-Тихоокеанского региона.
Регулярно проводимые среди населения опросы позволили выявить факторы, сдерживающие развитие дальнего туризма в Японии. Как и американцы, жители Страны восходящего солнца указали на недостаток денежных средств, свободного времени и угрозу личной безопасности. Однако гораздо большую озабоченность при выборе маршрута путешествия у японцев вызывают различия в национальной кухне и языковые барьеры. В качестве главного препятствия их называют 37 и 36% респондентов соответственно.
В отдельных странах региона предпочтения населения в пользу ближних поездок выражены еще ярче, чем в Японии. В середине 90-х годов XX в. 90% выездного туристского рынка Малайзии составляли поездки в соседний Сингапур.
На протяжении последних 15-20 лет по мере укрепления экономических и культурных связей между странами Восточной и Юго-Восточной Азии и Океании внутрирегиональный поток неуклонно расширялся. В конце 90-х годов семь из каждых 10 поездок совершались внутри региона и только три - за его пределы, главным образом в Европу и Америку. Очень трудными были для Азиатско-Тихоокеанского региона 1997 и 1998 гг. Основной удар мирового финансового кризиса пришелся на азиатские страны. В сфере туризма сильнее всего пострадали внутрирегиональный туристский обмен и те страны (территории), которые в благополучные годы были вовлечены и активно участвовали в нем. Сократилось число прибытий в Сингапур, Сянган, Австралию, Индонезию, Новую Зеландию, Японию.
Страны же, ориентированные на прием туристов из дальнего зарубежья, легче адаптировались к новым условиям. Установив специальные цены на туристские пакеты, они смогли привлечь больше туристов из Европы и Северной Америки. Южная Корея после девальвации национальной валюты превратилась в настоящий торговый рай для шоп-туристов. В Таиланде продуманная и поддержанная на правительственном уровне глобальная рекламная акция дала неплохие результаты.
Неравномерное развитие рынка международного туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе затрудняет прогноз его состояния. Тем не менее эксперты ВТО возлагают надежды на оживление внутри- и межрегиональных обменов туристами. Они считают, что в первых десятилетиях XXI в. Восточная и Юго-Восточная Азия и Океания сохранят свои позиции как один из самых быстро растущих туристских регионов мира.
Африка, Ближний Восток и Южная Азия. Самые серьезные изменения в структуре международного туризма в последние 10 лет произошли на Африканском континенте. В конце 80-х годов доля прибытий из регионов, с которыми сложились тесные связи, прежде всего из Европы, была выше, чем доля внутрирегиональных поездок. Однако уже в начале 90-х годов в Африке внутрирегиональный обмен стал преобладать при сохранении прочных контактов с Европой.
Наиболее продвинуты на рынке международного туризма страны Северной, Восточной и Южной Африки: Египет, Тунис и Марокко, специализирующиеся на купально-пляжном и познавательном туризме. Пользуются спросом Зимбабве и Кения, организующие сафари в многочисленных национальных парках, охотничьих резерватах и заказниках. Южно-Африканская Республика после падения режима апартеида стала одним из самых многообещающих туристских направлении на «черном» континенте. Ее отличают комфортные природно-климатические условия: мягкий тропический и субтропический климат, обилие солнца. По количеству солнечных дней в году республика занимает первое место в мире. Изумительные по красоте пейзажи не могут оставить равнодушными никого. По некоторым оценкам, с истощением золотых запасов в ЮАР туризм заменит золотодобывающую промышленность по притоку иностранной валюты в страну.
Африка, обладающая богатым природным и культурным потенциалом, имеет необходимые предпосылки для дальнейшего развития международного туризма. Однако, чтобы расширить свое участие в мировом туристском обмене, большая часть стран этого региона должна преодолеть хроническое отставание в инфраструктуре, повысить качество туристского обслуживания, ликвидировать угрозу террористических актов и предпринять меры по снижению общего уровня преступности.
Ближний Восток играет второстепенную роль на рынке отдыха и развлекательного туризма. Перспективы его развития, несмотря на быстрый рост числа туристских прибытий в последнее время, остаются неопределенными. Они зависят от процесса мирного урегулирования арабо-израильского конфликта и достижения политической стабильности в регионе.
Для Южной Азии прогноз также нельзя назвать оптимистичным. До 2020 г. ей не удастся преодолеть существующее отставание, и разрыв с другими регионами будет увеличиваться. Эксперты ВТО рекомендуют странам Южной Азии обратить внимание на межрегиональный туризм, дальние и сверхдальние поездки и сосредоточить маркетинговые усилия на освоении самых крупных рынков выездного туризма Европы, Северной Америки, а также Азиатско-Тихоокеанского региона.