Туризм и железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и развитии товарного рынка страны и удовлетворении потребности населения в передвижениях. Основная роль железных дорог Российской Федерации определяется большими расстояниями перевозок от главных туробразующих центров страны до внешних ее границ. В связи с этим на долю железных дорог приходится почти половина пассажирооборота всех видов транспорта страны. В перевозках пассажиров по железным дорогам преобладают перевозки в пригородном и местном сообщении, которые составляют около 90% общего числа пассажиров.
В сравнении с другими видами пассажирского транспорта железные дороги обладают рядом преимуществ, из которых наиболее значимы:
- регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и погоды;
- сравнительно невысокая стоимость перевозки по сравнению со стоимостью перевозки на других видах транспорта;
- возможность пользования спальными местами при перемещении;
- расположение железнодорожных вокзалов в центрах городов или близко около них.
Исторически отечественный железнодорожный транспорт, в том числе в СССР, развивался как единая структура с одинаковой шириной рельсовой колеи 1520 мм (на Западе применяется в основном стефенсоновская колея 1435 мм).
К недостаткам железнодорожного транспорта, значительно сдерживающим темпы его развития, следует отнести высокую капиталоемкость сооружения железных дорог и относительно медленную их окупаемость, а также довольно низкий, но характерный для условий России уровень качества транспортных услуг, предоставляемых клиентам.
В организационно-правовой сфере железнодорожного транспортного обслуживания на высшем международном уровне можно выделить Международный комитет железнодорожного транспорта (СИТ), основанный в 1902 г. в Вене.
Задачи СИТ:
- развитие международного права в области железнодорожных перевозок на основе международных конвенций;
- развитие и принятие норм и правил, относящихся к системе международных транспортных перевозок.
Руководящий орган СИТ - Управляющий комитет, в состав которого входят до трех представителей от каждой страны - члена СИТ. Комитет назначает одну из железнодорожных администраций в качестве управляющего органа СИТ сроком на пять лет. Заседания Комитета закрытые. В рамках СИТ периодически проводятся пленарные сессии. Регулярно публикуются справочники информационно-нормативного характера.
Членами СИТ являются железнодорожные администрации, а также морские и автотранспортные предприятия и организации большинства стран преимущественно Европейского региона.
Кроме СИТ важное значение имеет Международный союз железных дорог (ЮИК), основанный в Париже в октябре 1922 г. Цели Союза таковы:
- унификация и улучшение условий строительства и работы железнодорожных систем в сфере международных пассажирских перевозок;
-координация и стандартизация деятельности в этом направлении между членами Союза путем подписания специальных соглашений, а также в рамках отдельных специализированных международных организаций;
- содействие администрациям железных дорог в изучении вопросов, представляющих общий интерес;
- передача международного опыта.
Руководящими органами ЮИК являются ежегодная Генеральная ассамблея и Управляющий совет, состоящий из администрации, которая
действует в качестве административного органа (председателя). В составе администрации представители национальных железнодорожных администраций выступают в качестве вице-председателей. Заседания комитетов, которые функционируют в ЮИК, в обычном режиме закрытые.
ЮИК имеет консультативный статус в ЭКОСОС, кроме того, поддерживает рабочие связи с ИКАО и другими межправительственными и неправительственными организациями. Через ЮИК делается значительное количество публикаций информационно-технического характера, финансируемых, как и ЮИК в целом, за счет членских взносов, размер которых зависит от представительства на Генеральной ассамблее.
В ЮИК входят более 70 стран, представленных национальными администрациями железных дорог.
К перечню важных международных организаций в области железнодорожных перевозок относятся также Международная ассоциация железнодорожных конгрессов, занимающаяся подготовкой и проведением конгрессов по вопросам практической деятельности железных дорог, и Европейская конференция по пассажирским тарифам, регулирующая проведение единой тарифной политики в области именно железнодорожных перевозок пассажиров.
Российские железные дороги выполняют перевозки в международном железнодорожном сообщении в соответствии с Соглашением о международном пассажирском сообщении (СМПС) и Соглашением о международном грузовом сообщении (СМГС).
К числу наиболее значимых и комплексно регламентирующих сферу международных железнодорожных перевозок итоговых документов следует отнести, в частности,~Служебную инструкцию к СМПС (тарифные руководства № 10-А и № 10-Б), Международный пассажирский тариф к Соглашению о международном пассажирском сообщении - МПТ (тарифное руководство №> 10-Б).
В России основными регулирующими актами в области железнодорожного транспорта, в том числе совершающего международные перевозки, являются Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (2003 г.) и Федеральный закон «О естественных монополиях».
На международном уровне перевозки железнодорожным транспортом осуществляются на основании двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений, заключаемых уполномоченными органами государств - участников соглашений. Наиболее общей основой международных норм в сфере железнодорожных перевозок являются Бернские конвенции о перевозках грузов и пассажиров, заключенные еще в конце XIX в. и периодически пересматривавшиеся. Последней редакцией 1980 г., соединившей достоинства предыдущих редакций, стала Бернская конвенция под названием «Единая конвенция о международных железнодорожных перевозках».
В состав поездов железных дорог России, курсирующих в международном сообщении, входят следующие вагоны российских и иностранных железных дорог:
- спальные вагоны I класса с двухместными купе;
- спальные вагоны II класса с четырехместными купе;
- спальные вагоны РИД I класса с двухместными купе;
- спальные вагоны РИЦI класса с трехместными купе;
- вагоны II класса с местами для сидения (в международном приграничном сообщении).
Как мы уже говорили, по ряду направлений иностранных железных дорог колея железнодорожного пути отличается от российской. В этом случае в соответствии с международной правовой практикой предусмотрена замена колесных железнодорожных тележек на пограничных станциях соответствующих железных дорог. Время таких замен указывается в действующих железнодорожных расписаниях, имеющихся в каждом железнодорожном вагоне международного сообщения.
Основной докуметушя проезда в международном сообщении по железной дороге - железнодорожный билет установленной формы, продающийся в кассах железнодорожных вокзалов или в кассах предварительной продажи.
При туристических поездках с использованием железнодорожного транспорта функцию организатора варианта железнодорожной перевозки может взять на себя туроператор (турагентство). Это зависит и оттого, какой тур предложен туристу, и от договорной практики туроператора/тураген-та с администрациями железных дорог. При многочисленности вариантов включения транспортной железнодорожной составляющей турпоездки важен вопрос о возможности отказа от зарезервированных мест проезда или приобретенных и нереализованных железнодорожных билетов. Во всех случаях приобретения железнодорожных билетов через турпосредника существенна проработка в договорах приобретения билетов возможности и условий возврата билетов с указанием удержаний или дополнительных сборов за такой возврат в зависимости от срока сдачи до начала поездки. При коллективных турпоездках в составе тургрупп и в случаях приобретения турпосредником железнодорожные билеты на проезд могут быть значительно дешевле, чем при индивидуальном приобретении билетов самим туристом. Это связано с тем, что уже при числе туристов в группе более шести человек на ряде железнодорожных направлений действует система скидок и льгот, устанавливаемых как российскими, так и иностранными железнодорожными органами.
Спальные вагоны прямого международного сообщения на всем пути следования обслуживаются проводниками дороги, которые предоставляют пассажирам и туристам возможность получить услуги, часть которых по желанию оплачивается дополнительно к стоимости собственно проезда.
В целом железнодорожный транспорт в системе международного туризма занимает важное, но не главное место, хотя имеет преимущества перед другими видами транспорта: комфортность передвижения с возможностью выбора вариантов проезда в вагонах разных классов, наличие условий для сна и питания в вагонах-ресторанах, развитая структура сервисных услуг.