Туризм и воздушный транспорт
Наиболее скоростным является воздушный транспорт, успешно и на высоком уровне выполняющий пассажирские и грузовые перевозки как внутри страны, так и в международном сообщении.
Для перевозочной деятельности авиационного транспорта используется воздушная среда, которая до начала XX в. считалась естественной общедоступной природной средой. Парижской конвенцией 1919 г. был декларирован «полный и исключительный» суверенитет воздушного пространства каждого государства. Это положение было закреплено ныне действующим нормативным актом международного воздушного права - Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации, принятой в 1944 г.
Помимо Чикагской конвенции важнейшими актами международного права являются, в частности:
- Варшавская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозов (1929 г.) с последующими дополнениями и изменениями, внесенными Гаагским (1955 г.), Гватемальским (1971 г.) и Монреальским (1975 г.) протоколами, регулирующими порядок осуществления регулярных воздушных перевозок;
- Гвадалахарская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицами, не являющимися перевозчиками по договору (1961 г.).
В настоящее время удельный вес международных воздушных перевозок в объеме услуг гражданской авиации, по официальной мировой статистике, составляет около 53%.
В международной регламентации международных авиаперевозок туристов и пассажиров наиболее значимыми являются Международная ассоциация воздушного транспорта и Международная ассоциация воздушных перевозчиков.
Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) была основана в 1945 г. в Гаване в целях содействия развитию безопасного, регулярного и экономичного воздушного транспорта в международном масштабе, повышения его коммерческой эффективности и результативности деятельности и изучения связанных с этим проблем, а также практического развития сотрудничества между авиапредприятиями - организаторами международных воздушных перевозок.
Руководящим органом ИАТА является общее собрание, на котором избирается Исполнительный комитет со сроком полномочий три года. Президент ИАТА избирается сроком на один год. Основной рабочий орган - Постоянный секретариат - возглавляет генеральный директор.
В ИАТА работают постоянные комитеты: финансовый, технический, юридический, консультативный, по организации перевозок, создаваемые по мере необходимости в соответствии с решениями Исполнительного совета. Традицией стало проведение ежегодных конференций по перевозкам, основные задачи которых заключаются в установлении уровня тарифов и цен, уточнении расписаний движения и условий сотрудничества.
Повседневная деятельность ИАТА состоит в основном в упорядочении работы авиапредприятий в плане формирования рекомендаций, касающихся:
- уровня и правил применения тарифов на пассажирские и грузовые перевозки;
- утверждения единых правил авиаперевозок;
-регламентации порядка пользования льготами и скидками с тарифов;
- выработки общих стандартов обслуживания пассажиров и туристов;
- распространения технического и экономического опыта эксплуатации авиалиний, осуществления финансовых расчетов между авиапредприятиями - членами ассоциации.
ИАТА имеет многочисленную сеть агентов авиапредприятий, которая контролируется комиссиями и подкомитетами Консультативного комитета ИАТА. Предоставив соответствующие подтверждающие документы и доказательства о своей коммерческой и финансовой надежности, любой агент может получить статус утвержденного агента ИАТА, что дает право представлять интересы членов ИАТА по продаже перевозок за вознаграждение или комиссию.
Постоянной сферой интересов ИАТА является совершенствование системы расчетов, бронирования мест, публикации тарифов, согласования расписаний, создания сети агентов по продаже перевозок и организация учебных центров.
Членами ИАТА являются национальные авиакомпании более чем 100 стран, занимающиеся выполнением регулярных авиаперевозок. Ассоциация ежегодно выпускает статистические сборники, а также отчеты общего собрания, исполнительного комитета и рабочих органов.
Силами юридического отдела ИАТА участвовала в подготовке международных конвенций по борьбе с незаконным захватом воздушных судов и с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации.
Международная ассоциация воздушных перевозчиков (ИАКА) была создана в 1971 г. и зарегистрирована в 1983 г. в соответствии с бельгийским законодательством. Ее цели:
- содействие в повышении авторитета и эффективности международных авиачартерных перевозок;
-расширение базовой основы воздушных транспортных туристских перевозок за счет связей и сотрудничества между международными чартерными авиапредприятиями;
- улучшение качества чартерного авиаобслуживания;
- отстаивание интересов своих членов перед соответствующими правительственными и международными организациями по вопросам развития авиачартерных перевозок.
Высшими органами ИАКА служат ежегодная Ассамблея и Совет директоров.
Деятельность ИАКА ориентирована на координацию при разработке политики в области авиачартерных перевозок и научно-исследовательскую работу, а также обмен информацией с целью улучшения организации чартерных перевозок и качества обслуживания пассажиров. ИАКА имеет тесные рабочие контакты и связи с ИКАО и является присоединившимся членом ВТО.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) основана в 1947 г. и получила статус специализированного учреждения ООН в 1948 г. Официальный адрес регистрации и местопребывания - Монреаль, Канада. Цели ИКАО:
- развитие принципов и технических методов в области международной воздушной навигации;'
- развитие международного воздушного транспорта на принципах безопасности и надежности;
-содействие развитию гражданского самолетостроения, воздушных трасс, аэропортов и навигационных средств, а также развитию международной гражданской аэродинамики в целом и во всех ее аспектах в частности.
Членами ИКАО являются более 180 государств (участие России с 1979 г. через правопреемство СССР). Деятельность ИКАО в области международного воздушного права состоит в разработке проектов нормативных актов международного воздушного права и в кодификации международного воздушного права. Органы ИКАО: Ассамблея, Совет, специальные комитеты, региональные бюро, Секретариат. Кроме того, в составе ИКАО действуют Европейское бюро для стран Европы в Париже (Франция) и Бюро для стран Дальнего Востока и бассейна Тихого океана в Бангкоке (Таиланд).
Высшим руководящим органом является Ассамблея, созываемая один раз в три года и избирающая из числа своих членов Совет, который служит исполнительным органом ИКАО. Совет возглавляет президент, избираемый сроком на три года.
Деятельность совета ИКАО осуществляется через постоянные комитеты. Главную исполнительную функцию несет Секретариат ИКАО, име-
ющий в своем ведении региональные бюро и возглавляемый генеральным секретарем ИКАО, который назначается Советом.
Основным правовым актом российского законодательства, регулирующим деятельность в области воздушного транспорта, является Воздушный кодекс Российской Федерации, в котором в качестве основного термина для обозначения деятельности в воздушном пространстве принято понятие «авиация». ВК РФ определено, что воздушное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
ВК РФ установлены некоторые существенные ограничения на принадлежность имущества авиации. Так, имущество гражданской авиации: воздушные суда, аэропорты, аэродромы, технические и другие средства, предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов, может находиться в государственной и муниципальной собственности и собственности юридических лиц. Однако в собственности граждан России как физических лиц могут находиться гражданские воздушные суда.
Специально уполномоченный орган в области гражданской авиации - Государственная служба гражданской авиации, в компетенции которой находится предоставление равного для всех пользователей воздушного пространства права на его использование. Приоритеты в «очередности» использования воздушного пространства появляются лишь в случаях возникновения потребностей одновременного использования воздушного пространства несколькими пользователями. Для таких случаев разработана градация государственной регламентации приоритетов, в которой осуществление регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа получает больший приоритет (8-е место в таблице приоритетов) по сравнению даже с осуществлением регулярных воздушных перевозок грузов и почты (11-е место) и нерегулярных воздушных перевозок или авиационных работ (12-е место соответственно). Эта градация узаконена и утверждена Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1084 и разработана в соответствии с ВК РФ и Конвенцией о международной гражданской авиации. В приложениях к данным Правилам содержатся Правила представления заявок (расписаний, графиков) на использование воздушного пространства Российской Федерации и сообщений об использовании воздушного пространства Российской Федерации в органы ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО, Правила запроса и выдачи разрешений на использование воздушного пространства Российской Федерации, Правила организации связи и радиотехнического обеспечения, Правила подготовки и представления предложений по совершенствованию структуры воздушного пространства Российской Федерации, Правила разработки и установления временных, местных режимов и кратковременных ограничений использования воздушного пространства Российской Федерации, Правила проведения расследований, организации учета и анализа нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.
Используемые гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей соответствующих свидетельств. Воздушное судно, зарегистрированное или учтенное в установленном порядке, приобретает национальную принадлежность России. Гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии, сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам).
Требования к авиационному персоналу устанавливаются ФАП, а государственный контроль за деятельностью авиационного персонала гражданской авиации осуществляет уполномоченный орган в области гражданской авиации.
Воздушные перевозки регулируются нормами, изложенными в главе 40 «Перевозка» ПС РФ и в главе 15 «Воздушные перевозки» ВК РФ. Согласно ВК РФ пассажирским перевозчиком является эксплуатант, имеющий лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров и багажа на основании договора воздушной перевозки пассажиров и багажа. При осуществлении воздушных перевозок пассажиров или туристов договор воздушной перевозки удостоверяется билетом при перевозке пассажира и багажной квитанцией при перевозке багажа. В соответствии с ВК РФ перевозчик обязан соблюдать при выполнении воздушных перевозок общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, а также требования по обслуживанию пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, установленные ФАП, которым, кроме того, устанавливается порядок предоставления пассажирам и туристам воздушных судов услуг и льгот.