Туризм и водный транспорт
По признакам транспортного права весь водный транспорт подразделяют на морской и внутренний.
Морским транспортом выполняются международные, дальние и каботажные перевозки пассажиров, багажа и грузов. В каботажном морском сообщении перевозки осуществляются вдоль российского побережья между портами Российской Федерации, относящимися к одному морскому бассейну. Дальние перевозки выполняются между российскими портами при пребывании судов в открытом море. Международные морские перевозки сопровождаются пересечением границ Российской Федерации.
Отправным пунктом в развитии правовой базы и классификации международных морских перевозок стал 19S8 г., когда на Женевской конфе-
ренции по морскому праву были приняты четыре конвенции: об открытом море, о территориальном море и прилегающей зоне, о континентальном шельфе и об охране живых ресурсов открытого моря. Под эгидой ООН были проведены три конференции по международному праву, из которых на третьей (1982 г.) приняли последнюю редакцию Конвенции ООН по морскому праву, вступившую в силу в ноябре 1994 г.
В области морского законодательства международной транспортно-морской регламентации следует выделить в качестве ведущих Международную морскую организацию и Международную ассоциацию морских пассажирских перевозчиков.
Международная морская организация (ИМО) была учреждена в марте 1948 г. в Женеве. Процесс создания ИМО в окончательном виде длился почти десятилетие и завершился в 1959 г. с открытием первой сессии ее Ассамблеи. Однако аббревиатура ИМО появилась лишь в мае 1982 г.
Наиболее важными целями, для достижения которых создавалась ИМО, являются следующие:
-разработка и принятие стандартов в области безопасного мореплавания и эффективного судоходства;
- обеспечение механизма сотрудничества в области международного торгового судоходства;
- контроль за загрязнением морской поверхности;
- решение правовых вопросов;
- устранение дискриминации и ограничений в области международной торговли в целях развития национального судоходства;
- проведение международных конференций и разработка международных конвенций в области судоходства.
Структура ИМО такова: Ассамблея как высший руководящий орган и Совет как исполнительный орган. Работает Секретариат, возглавляемый генеральным секретарем, который избирается Советом и одновременно утверждается Ассамблеей.
ИМО финансируется в основном за счет членских взносов и средств от продажи изданий, а также от пожертвований и вознаграждений за услуги.
Со сферой туризма ИМО взаимодействует в опосредованной форме по трем направлениям:
1) посредством контроля и реализации обязательств, связанных с обеспечением безопасности морских пассажирских перевозок, в том числе туристского характера;
2) в качестве депозитария Конвенции по облегчению (упрощению) морских пассажирских и грузовых сообщений. С 1965 г. ИМО все активнее содействует упрощению погранично-таможенных, иммиграционных и других формальностей, с которыми сталкиваются туристы при использовании международного морского транспорта, что отражено международными правилами по перевозке пассажиров.
Под эгидой ИМО проводились международные конференции, в частности в рамках Конференции по перевозке пассажиров и багажа была подготовлена и открыта для ратификации Афинская конвенция о перевозке пассажиров и их багажа морем;
3) в качестве депозитария Международной конвенции 1954 г. по предотвращению загрязнения моря нефтью ИМО принимает посильное участие в решении проблем охраны окружающей среды, в частности проблемы загрязнения морского побережья, которое создает угрозу для морских курортов и туристских морских зон.
Международная ассоциация морских пассажирских перевозчиков (ИПСА) была основана в 1972 г. Ее штаб-квартира находится в Нью-Йорке. Высшим органом ИПСА является ежегодное общее собрание, на котором избирается председатель сроком на один год. Кроме рабочих ИПСА проводит специальные и тематические встречи и конференции. Финансируется ИПСА за счет членских взносов участников.
Целями ИПСА являются:
-содействие развитию пассажирских морских перевозок путем улучшения условий практической деятельности и поддержания тесного сотрудничества между членами;
- обсуждение и утверждение действующих тарифов;
- регулирование комиссионных выплат;
- координация объемов и параметров пассажирских перевозок между членами ассоциации.
Один из важных элементов правовой базы российского законодательства- Кодекс торгового мореплавания, в котором представлена подробная классификация типов морских и речных судов, а также, что особенно ценно, подробная Классификация услуг морского транспорта.
Согласно этой Классификации весь реестр услуг морского транспорта подразделяется на четыре сферы - услуги, предоставляемые:
1) по договорам морской перевозки;
2) по договорам страхования;
3) по договорам морского страхования;
4) по договорам для неперевозочных услуг.
Интересующая нас часть услуг по перевозке пассажиров и туристов подразделяется на перевозки пассажиров и их каютного багажа и перевозки багажа и автомобилей.
Кодекс торгового мореплавания, принятый согласно международным договорам с участием Российской Федерации, наряду с другими законодательными и нормативными актами регулирует отношения, возникающие в ходе пассажирского и грузового мореплавания. Государственное управление в области торгового, грузового и пассажирского мореплавания осуществляется Минтрансом России и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Наиболее развитой сферой международного туризма с использованием морских судов являются морские международные круизы. Самыми популярными, несомненно, следует признать круизы зарубежных морских туркомпаний, таких, как «Ройял Каррибиен Лайн» или «Принцесс», располагающих сверхсовременными и сверхкомфортабельными судами высочайшего класса. Выбор чрезвычайно широк: многочисленные варианты кают, их расположение на палубе и в пространстве судна, многовариантность обслуживания, огромный набор культурных, спортивных и развлекательных программ на протяжении круиза и пр.
В России морские круизы организуются турфирмами от морских портов по акватории морских бассейнов зарубежных стран с заходом и остановкой в наиболее интересных для туристов морских портах. Условия туристских путешествий морем в круизах определяются положениями туристского контракта, заключенного пассажиром. Этот контракт является типовым для данной фирмы и очень часто-для данного направления круиза. Такой договор составляется с учетом положений общей правовой базы международных многосторонних или двусторонних соглашений, которые в области морского пас-сажирско-туристского сообщения стали разрабатываться недавно относительно морского законодательства в целом. Причиной «задержки» служили значительные различия в национальном традиционно действующем и довольно консервативном законодательстве разных стран. К тому же многосторонние соглашения регламентируют лишь самые общие вопросы: ответственность судовладельца перед пассажиром, сроки исковой давности, судебную юрисдикцию. В рамках действующих межгосударственных соглашений и Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и багажа, а также Международной конвенции об охране человеческой жизни на море и Международной конвенции об унификации некоторых правил при перевозке морем пассажиров и багажа международной перевозкой признается любая перевозка, при которой место отправления и место назначения расположены в двух разных государствах или в одном государстве, если по договору перевозки промежуточный порт захода находится в другом государстве.
Кроме круизов популярностью пользуются морские поездки на океанских паромах. Наиболее известны паромные поездки на судах морских паромных линий «Силья Лайн» на балтийском направлении. Многие турфирмы используют данные паромные перевозки при формировании туров в Скандинавию.
Обычно турфирмы включают стоимость морского путешествия в общую стоимость тура. В целом данный вид транспортного морского туризма устойчиво развивается и пользуется большой популярностью у туристов.