Туристский экспорт и импорт. Инвестиции в туризм
Деньги, которые турист расходует в месте туристского назначения, являются хорошим источником дохода для экономики данной страны. Когда туристы путешествуют в другую страну с туристской целью, они расходуют часть своего дохода для удовлетворения своих туристских потребностей и желаний. Если они, например, путешествуют по России с туристской целью, то будут обменивать валюту, которую наша страна в дальнейшем использует для оплаты внешних долгов или на финансирование экономических программ для развития производства. Расходы зарубежных туристов в России с целью удовлетворения своих туристских потребностей и желаний представляют собой туристский экспорт России в другие страны. Это утверждение может создать некоторую путаницу, поскольку когда ссылаются на экспорт, то имеют в виду экспортные продукты, например обувь, но не учитывают, что, возможно, туристы посещают определенное место с целью «купить» опыт. Когда они покидают место пребывания, то не всегда увозят с собой что-то ценное, соизмеримое с понесенными расходами (денежными затратами), но они «возьмут с собой» свои впечатления. Таким образом, Россия «экспортирует» опыт путешествий, т.е. туристский опыт и впечатления. На рисунке 12.6 схематично представлена концепция туристского экспорта. Когда иностранные туристы прибывают в Россию с туристскими целями и тратят деньги для удовлетворения своих туристских потребностей и желаний, то для экономики их страны это является туристским импортом.
То же самое происходит, когда россияне путешествуют за рубеж с теми же целями. Для туристского экспорта потоки туристов и платежей идут в одном направлении, а что касается экспорта продуктов, то потоки следуют в противоположных направлениях.
Для обоих случаев потоки платежей направлены в одну сторону - в сторону России
Инвестиции в туризм - это размещение капитала инвесторов в туристском бизнесе с целью получения прибыли. Инвестиции в туризм, как и в другие отрасли, осуществляются конечно же с целью извлечения прибыли. Поскольку капитал является одним из главных факторов производства, возможность туриндустрии производить продукты напрямую зависит от размера инвестируемого капитала.
Капиталовложения в туристскую экономику возрастают только тогда, когда отдача на вложенные средства превышает объем инвестированного капитала. Если отдача равна объему инвестиций, то эффекта от инвестиций нет. В этом случае и капитал, и производство остается постоянным.
Если разность между вложенным и полученным капиталом отрицательна, , туристская экономика теряет источники возобновления капитала и возможности производства уменьшаются.
Инвестиционная активность в экономике туризма в свою очередь зависит от прибыли, которую инвесторы могут получить от своих вложений. Главные факторы, которые инвесторы принимают во внимание, следующие:
1) уровень развития новых технологий и продукта в сфере туризма. Использование новых методов в туристском бизнесе, как и в любой другой отрасли, направлено на уменьшение затрат и максимизацию прибыли. Новый турпродукт, как правило, хорошо продвигается на туристском рынке, что способствует увеличению прибыли, а развитие новых методов и технологий производства туристского продукта вызывает потребность в новых инвестициях;
2) стоимость получения и использования капиталовложений в экономику туризма, которая влияет на отдачу от сделанных инвестиций. Низкая стоимость означает большую отдачу от инвестиций и большую прибыль для инвесторов;
3) стоимость денежного капитала, необходимого для приобретения материально-вещественных объектов. Издержки на приобретение основных и оборотных средств являются составной частью инвестирования капитала. Только сам инвестор в состоянии определить размеры и направления использования капитала. Критерием определения направления вложения служит размер прибыли от инвестиций, зависящий от степени эксплуатации капитала;
4) государственная политика, которая способствует усилению инвестиционной активности на рынке туризма (льготы по налогам на прибыль в турбизнесе и другие поощрительные меры).