Туристские потребности: мотивы и цели путешествий
Понимание мотивации людей, собирающихся в путешествие, является важным фактором для организаторов путешествий. Например, потребности путешествующих бизнесменов в сервисе и размещении будут кардинальным образом отличаться от запросов тех, кто путешествует с целью отдыха и развлечений.
В настоящее время люди путешествуют по своей стране или по зарубежным странам по многим причинам. Однако всегда есть одна причина, которую можно выделить в качестве главной цели поездки,- мотивы туризма.
Под мотивами туризма понимаются все те психологические и физические потребности, заставляющие людей думать о месте назначения с туристской целью (о дестинации), которое может удовлетворить их туристские потребности и желания.
Интенсивность мотивов туризма обычно рассчитывают по окончании пребывания туриста в данной местности, причем желательно определить также количество и качество йолученного туристского опыта. Результаты подобных исследований очень важны для страны или области, где туристы находятся, особенно для улучшения туристской политики и определения перспективных направлений развития данной территории как дестинации.
Рассмотрим основные виды мотивов туризма.
1. Природные и климатические мотивы. Эти мотивы туризма являются зачастую определяющими для туристов. Такими элементами, например, являются природные факторы. К ним относятся солнце, воздух, вода, растительность, горы и т.д. Все они играют существенную роль в развитии определенных видов туризма, особенно морского, спортивного и горного. Природные и климатические элементы относятся к психологическим и биологическим потребностям населения урбанизированных областей, которое ищет в туризме отдыха, развлечений и смены окружения.
2. Культурные мотивы. К этому виду мотивов туризма принадлежат все элементы, составляющие культурное наследие страны, предлагаемое туристам для обозрения. К таким элементам относятся исторические места, археологические памятники, музеи, картинные галереи, народное искусство и др. Культурные мотивы туризма имеют ограниченное влияние на сегодняшних клиентов, особенно на тех, кто занимается массовым туризмом.
3. Экономические мотивы. К этому виду мотивов туризма принадлежат все те экономические факторы, которые охватывают стоимость жизни как в местах проживания, так и в местах пребывания туристов, стоимость путешествия и т.д.
Этот вид мотивов туризма играет существенную роль в формировании недорогих турпакетов. Экономические мотивы туризма имеют существенное влияние на большое число туристов, которые принадлежат к классу со средними доходами и ниже. В этом заключается основная причина, почему они представлены особым способом в коммерческих объявлениях (рекламе), которую издают страны, принимающие туристов. Это делается не только с целью привлечения туристов, но также туроператоров и турагентств, которые обслуживают потребителей-туристов, желающих путешествовать индивидуально и недорого.
4. Психологические мотивы. К этому виду принадлежат все внутренние мотивы туристов, посещающих места назначения. Эти мотивы обусловлены психологическими потребностями, которые испытывают туристы. Относительно немногие туристы путешествуют в дальние места назначения во второй раз, исключая случаи, когда при этом присутствуют сентиментальные причины или сильный экономический мотив туризма. Необходимо заметить, что по мере увеличения доходов частных лиц психологические мотивы туризма оказывают большее влияние на выбор новых туристских мест назначения.
Кроме перечисленных основных видов мотивов туризма существуют более специализированные виды. Очень важно принимать их во внимание, поскольку это будет способствовать формированию наилучшей туристской политики и развитию экономики туризма в туристских местах назначения. Ни один продукт нельзя удачно продвигать на рынке, если он не был создан в соответствии с запросами потребителей. Это касается и индустрии туризма, в которой продвижение"продукта и услуг зависит от понимания мотивов, которыми руководствуются туристы, посещая определенные туристские регионы.
Мотивы ведут туриста к конечной цели - совершить путешествие к определенному месту назначения, поэтому необходимо показать преимущества этого места, которые позволят туристу решить, что именно данное место он хочет посетить. Возникает вопрос относительно того, действительно ли индивидуум свободен в своем исключительном выборе, базирующемся на заявленных мотивах.
К сожалению, в области массового туризма наблюдается стремление туроператоров только к получению максимальной прибыли. Нередко их мало волнует заинтересованность туриста в удовлетворении своих потребностей более экономичным путем. Очевидно, что туроператоры для увеличения прибыли в дальнейшем будут стараться еще сильнее влиять на формирование туристского спроса.
Мотивация путешествий и связанные с мотивацией цели, которые классифицированы ниже, целесообразно рассматривать применительно к указанным рубрикам, которые тесно связаны с понятием рынка туризма, исследованию которого посвящен отдельный раздел настоящего учебного пособия.
Рынок туризма как система отношений связывает большое число производителей турпродукции с существующими и потенциальными покупателями, способными и имеющими желание купить продукцию, относящуюся к специфической туристской мотивации.
В данном контексте слово «способными» касается тех, кто может позволить себе покупать продукцию, а слова «имеющими желание» - тех, кто хочет, кому нужна продукция и кого можно убедить купить продукцию, например, с помощью умелой рекламы и профессиональной техники продаж.
Туристский рынок представляет собой сложную систему, каждый продукт и услуга формируются из отдельных компонентов, например, услуг перевозчиков, проживания и питания. Причем входящие в туристский продукт компоненты взаимозаменяемы, как и туристский продукт в целом. Так, в туристский пакет можно включить гостиницы разной катего-рийности или предложить туристу аналогичный тур, но разные варианты доставки к месту назначения (самолетом, поездом или автобусом).
Такое свойство взаимозаменяемости называется субституцией. Субституция в наибольшей степени характерна для основных услуг туристского рынка: видов транспорта, размещения, питания, развлечений. Поэтому можно говорить о том, что туристский рынок в полной мере обладает свойством субституции.
С экономической точки зрения субституция влияет на перераспределение доходов между производителями туристских товаров и услуг. Примером могут служить последствия, которые повлекло за собой развитие новых видов туризма, например автотуризма. С одной стороны, использование туристами личного транспорта для перемещений сократило доходы транспортных компаний и традиционных средств размещения, с другой стороны, увеличило доходы нетрадиционных средств размещения. Более того, стали активно строиться кемпинги, мотели и другие средства размещения с учетом особенностей автотуризма. Вместе с тем доходы традиционных средств размещения уменьшились за счет перераспределения занимаемой ими доли рынка.
Другой важной особенностью туристского рынка является его комп-лементарностъ. Это означает, что туристские товары и услуги обладают свойством взаимодополняемости. Комплиментарность туристского рынка характеризуется тем, что приобретение одних услуг часто ведет к необходимости приобретения целого комплекса других услуг и товаров. Например, такая туристская услуга, как автобусная перевозка, требует использования дополнительных продуктов: бензина, масла и пр. Это приводит к существенному увеличению затрат, которые входят в себестоимость туристских товаров и услуг, а также к перераспределению доходов между производителями туристских услуг и производителями взаимосвязанных с ними товаров и услуг.
В зависимости от того, в каком состоянии находится туристский рынок, существуют и различные его формы. В ряде случаев туристский рынок может быть уже сформированным, т.е. круг производителей и потребителей в основном очерчен. Такой рынок еще иногда называют захваченным. Например, население какой-то страны имеет ограниченный доход и поэтому вынуждено проводить свободное время или отпуск в ее пределах, поскольку для них это наиболее доступная возможность. В ряде стран свободный выезд за рубеж затруднен, потому у населения не остается ничего другого, как заниматься внутренним туризмом. Но даже в этих случаях люди имеют возможность выбора места или способа проведения отпуска, и вследствие этого каждая дестинация и оператор тура должны предпринимать усилия к привлечению покупателей или преодолению конкуренции.
В других случаях рынок приходится создавать, поэтому необходимо формировать спрос на туристскую продукцию.
Потенциальные покупатели должны быть осведомлены о существовании новых мест назначения, их достопримечательностях и сервисе. Они должны быть убеждены, что извлекут пользу, например, получат удовольствие в результате посещения данного места или участия в каком-то турне, круизе.
Существуют различные критерии (показатели), по которым классифицируются туристские рынки. Так, с точки зрения количественной характеристики потребителей турпродукта можно выделить такие рынки туризма:
1) массовые;
2) популярные;
3) индивидуальные.
На рынках первого вида - массовых рынках туризма - действует основная масса туристов, путешествующих, как правило, большими группами. Этот вид путешествий получил наибольшее распространение на Западе в силу сравнительной дешевизны и простоты организации. Туристы «пакетных» туров довольствуются стандартным набором услуг и развлечений, предусмотренных программой тура и полностью заранее оплаченных. «Пакетные» туры составляют основную массу предлагаемых к продаже туров.
Популярные рынки туризма имеют дело со сравнительно небольшим числом туристов, путешествующих в составе небольших групп, но по более дорогим «инклюзив-турам», в которых предусмотрен более высокий уровень сервиса и размещение в дорогих гостиницах, причем некоторые виды услуг туристы (по их желанию) дополнительно оплачивают в ходе путешествия. Этот вид туров предполагает большую свободу выбора, но и стоимость его выше по сравнению с «пакетным» туром.
Наконец, индивидуальные рынки туризма-туристы, путешествующие в одиночку,- самостоятельно планируют свой маршрут, сами делают все необходимые заказы на транспортное обслуживание и размещение в гостиницах. Эти туры наиболее привлекательны для состоятельных людей, а также для тех, кто собирается совместить свой отдых с бизнесом или каким-то другим занятием, что не позволяет им заранее определить сроки возвращения и оплатить весь тур.
Одна из классификаций туризма основана на целях путешествия. Кратко охарактеризуем их.
Досуг, рекреация и отдых. Путешествия с этой целью составляют основу международного туристского обмена. Наиболее распространенными мотивами являются:
- необходимость отключиться от повседневной деловой или бытовой рутины;
- возможность отдохнуть и расслабиться;
- желание изменить обстановку и климат;
- поиск романтики;
- возможность заняться спортом;
- другие мотивы, которые подразделяются следующим образом:
- досуг и отдых, в том числе приключения,
- посещение знакомых и родственников,
- деловые и профессиональные цели,
- лечение,
- религия и паломничество.
Маршруты. Протяженность путешествий, предпринимаемых туристами из разных стран, непрерывно возрастает. Некоторые люди склонны проводить свободное время постоянно в одних и тех же местах (иногда останавливаясь в тех же самых отелях, гостевых домах и кемпингах), другие предпочитают менять места в поисках новых впечатлений. В последнее время существенно снизилась популярность традиционного способа проведения свободного времени в своих странах. Международный туризм получает все большее развитие, несмотря на экономические ограничения, транспортные и иные проблемы. Туроператоры, предлагающие «пакетные» туры по умеренным ценам, в значительной степени способствовали такому изменению отношения к туризму, но они должны постоянно искать новые маршруты, дестинации, внимательно следить за изменениями спроса со стороны туристов.
Популяризации и процветанию мест, посещаемых туристами, способствуют следующие факторы:
- местные достопримечательности;
- сервис в местах назначения;
- доступность для туристов мест назначения, включая способ доставки и удаленность места.
Местные достопримечательности воздействуют на чувства человека и могут быть мотивом (целью) путешествия.
Перечень достопримечательностей достаточно велик и непрерывно пополняется и изменяется. Тем не менее существует определенная классификация достопримечательностей. Приведем эту классификацию.
Достопримечательностями местности могут быть страны или отдельные районы страны, а также географические регионы, города и т.д., другими словами, любая местность, привлекающая внимание туристов.
Достопримечательные события - это выставки, спортивные мероприятия (Олимпийские игры, чемпионат мира по футболу и т.д.), международные конференции, карнавалы, фестивали, религиозные церемонии и пр. Туристы посещают эти места в связи с происходящими там событиями.
Достопримечательности, комбинированные по месту и событиям,-многие события вряд ли имели бы большую привлекательность, если бы они проводились в местах, не представляющих интереса для туристов.
Достопримечательности местности могут быть:
природными достопримечательностями, такими, как горы, вулканы, водопады, пересеченная местность, пляжи, национальные парки и заповедники;
рукотворными достопримечательностями, такими, как места отдыха, парки, зоопарки, сафари-парки, бассейны с морскими животными, исторические памятники и здания, строения, представляющие архитектурный интерес.
Успех многих посещаемых туристами мест был достигнут благодаря сочетанию природных и рукотворных достопримечательностей, например, обширные золотые песчаные пляжи Кипра сами по себе являются достопримечательностью, но сравнительно мало туристов посещали бы эти места, не будь там прекрасно оборудованных зон отдыха и развлечений. Возможна также следующая классификация:
«узловые» достопримечательности - достопримечательности посещаемого места расположены в непосредственной близости друг от друга. Туристы, находящиеся в одном из посещаемых мест, например в столице, где сосредоточено большинство достопримечательностей, имеют возможность совершать экскурсионные поездки по окрестностям. Очевидно, что такие места назначения наиболее привлекательны для «пакетных» туров;
«линейные» достопримечательности-достопримечательности удалены друг от друга на территории обширного географического района, охватывающего не одну страну и часто не с одним центром туристского интереса.
Сервис в местах назначения. Основные требования туристов к месту их пребывания предъявляются в конечном счете к размещению, питанию и развлечениям, причем запросы туристов весьма различны. Что одному туристу представляется роскошью, например отдельный номер с ванной, то для другого является первой необходимостью; некоторые вполне счастливы разместиться в палатке или мотеле, других устраивает только пятизвездочный отель. То же самое в отношении питания: одни могут вполне удовлетвориться самообслуживанием в недорогом кафе, для других требуется полное ресторанное обслуживание или даже изысканная пища.
Стоимость предлагаемых услуг тоже заслуживает внимательного изучения, несмотря на общеизвестный факт: чем лучше уровень обслуживания, тем выше его стоимость. Индивидуальная стоимость некоторых дополнительных видов услуг, разумеется, может быть включена в стоимость «пакета», что, несомненно, повлияет на окончательную стоимость тура. Если туроператоры слишком резко снижают цены на услуги, что в свою очередь сильно уменьшает стоимость тура, то это не всегда приводит к положительным для туристов результатам. Энтузиасты гольфа, например, могут оставить без внимания недостатки в организации питания или размещения в гостинице, но они будут недовольны, если что-то в отношении игры в гольф не будет соответствовать их ожиданиям. Подобным образом
«пакетные» туристы во время своего пребывания на пляжном курорте часто недоумевают, если им приходится дополнительно платить за пользование пляжными лежаками или шезлонгами, хотя они всегда готовы заплатить сверх нормы за напитки, которые им предлагают на том же пляже. Очень важно, чтобы в туристской путевке четко указывалось, что включено, а что не включено в стоимость «пакетного» тура.
Доступность для туристов мест назначения представляет собой важнейший фактор, особенно для массового туризма. Большинство путешественников считают время на переезд к месту назначения и обратно бесполезно потраченным, что может усугубляться различными дорожными задержками, вызванными, например, заторами и забастовками, неблагоприятными погодными условиями при использовании любых видов транспорта. Большое значение имеет хорошо налаженное и регулярное движение транспорта туда и обратно по разумным пенам, поэтому расстояние до достопримечательного места и время, затрачиваемое на переезд, являются предметом размышления для туриста при принятии решения о предпринимаемом путешествии.
Говоря о доступности места, не следует оставлять без внимания вопросы, связанные с оформлением виз и другими иммиграционными процедурами. Если это связано с длительной и утомительной процедурой получения въездной туристской визы, скорее, всего такая поездка потеряет привлекательность. Кроме того, когда туристы возвратятся домой, они расскажут другим о своем печальном опыте, что будет удерживать потенциальных посетителей от поездки в такую «недружественную» страну. Плохая реклама не способствует развитию туризма в гостевой стране.
Итак, для поощрения туристов в принятии ими решения посетить какое-либо достопримечательное место необходимо создать соответствующие удобства, адекватные их желанию отдохнуть, развлечься и обеспечить свою безопасность.