Центральное управление в Московском государстве
Московское государство унаследовало от предыдущего периода органы центрального управления, построенного подворцово-вотчинной системе, при которой не было четкого разделения между функциями органов по управлению государством и княжеским доменом. Дворцово-вотчинная система Московского государства делилась на две части. Одну составля-лоуправлениедворца, во главе которого находился дворецкий (дворский), имевший в своем распоряжении многочисленных слуг. Дворский ведал и пашенными княжескими крестьянами. Другую часть образовывали так называемые пути, обслуживавшие непосредственно князя и его окружение. О назначении путей красноречиво говорят названия должностей: сокольничий, ловчий, конюшенный, стольничий и т.д. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и местности. Пути выступали и как административные, и как судебные органы. Руководители путей именовались путными боярами. Придворные должности (сокольничий, ловчий, конюший, стольничий, постельничий, кравчий и др.) одновременно являлись государственными. Их деятельность оказывала влияние на решение важных вопросов.
На местахдействовали наместники и волостели в государственных уездах и селах, вотчинная администрация в феодальных владениях.
Но последующее расширение территории государства и усложнение его функций делают дворцово-вотчинную систему неэффективной, подготавливают ее постепенное отмирание и зарождение нового, приказного управления. Из органов, обслуживавших личные нужды князя, дворцо-во-вотчинные органы управления все больше превращаются в общегосударственные учреждения. Так, дворский сXV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением светских и церковных феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Вместе с тем выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло прежний характер временного княжеского поручения, превращалось в постоянную службу. Усложнение функций дворцовых органов привело к созданию большого и разветвленного аппарата. Чины дворца (дьяки) стали специализироваться на определенном круге дел. Из состава дворцовой службы выделилась великокняжеская казна, ставшая самостоятельным ведомством. Была создана также большая дворцовая канцелярия с архивом и иными структурными подразделениями.
Кроме путей, в XV в. стали выделяться особые отрасли управления (дела), которые в каждом конкретном случае поручались какому-нибудь дьяку или боярину, и те самостоятельно, независимо от путных бояр, исполняли поручение (приказ), привлекая к делу других людей, создавая свою канцелярию и делопроизводство. Так возникли приказы - новые органы управления. Уже Судебник 1497 г., говоря об особых людях, которым «люди приказаны ведати», свидетельствует об их существовании. По мере усложнения хозяйственных и административных функций особые дьячьи избы (новые отделы) выделяются и в системе дворцового управления. Они тоже получают название приказов. В конце XV в. вместе с процессом ограничения функций наместников и волостей начался переход к новой, приказной системе управления. Но окончательно она оформилась только во второй половине XVI в. Тогда же утвердился и сам термин «приказ».
Первыми учреждениями приказного типа были Большой Дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ. Конюшенный путь превратился в Конюшенный приказ, обслуживавший не только личные потребности князя, но и связанный с развитием конного дворянского ополчения. В начале XVI в. сложился Разряд(Разрядный приказ), ведавший учетом служилых людей, их чинов и должностей. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства. Дворцовые органы, ведавшие ранее лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководившими всем громадным государством.
Каждый приказ возглавлял боярин, в распоряжении которого находился штат должностных лиц. Приказная изба имела своих представителей, или уполномоченных, на местах. Приказная система была тесно связана с дворянством и назначалась из его состава. Складывались дворянские дьяческие семейства с наследственной профориентацией. Известны следующие приказы: Посольский приказ (ведал иностранными делами), Разбойный приказ (занимался «лихими» и разбойными делами), Поместный приказ (ведал наделением землей за службу), Ямской приказ (занимался организацией ямской службы), Казенный приказ (заведовал государственными финансами).
Приказы осуществляли и судебные функции по делам, связанным с направлениями их деятельности. В приказах было достаточно упорядочено делопроизводство. В этот период четкого разграничения функций приказов не было, они могли осуществлять как отраслевую, так и территориальною деятельность, иногда подменяя друг друга. Наибольшего развития приказная система получила в период сословно-пред-ставительной монархии.