Центральное и местное управление Древнерусское государство
Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, система управления, выросшая из военной организации, при которой начальники воинских подразделений — тысяцкие, сотские, десятские наделялись административными полномочиями. Они являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства, представители которой делили власть с княжескими посадниками. Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, а сотский стал городским су-дебно-административным должностным лицом. Посадник и тысяцкий считались высшими должностями. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти — наместники и волостели. Жалованья от казны они за службу не получали, а «кормились» за счет местного населения, с которого собирали, не забывая и себе, дань в пользу князя. Так на Руси сложилась система кормления, намного пережившая Древнерусское государство.
При великом князе действовал Совет, состоявший из наиболее влиятельных дружинников и представителей родоплеменной знати (старцы градские).
Со временем десятичная система уступает место дворцово-вотчин-ной, которая соединила управление великокняжеским дворцом с государственным управлением. В хозяйстве великого князя имелись разного рода слуги, ведавшие отдельными его отраслями (дворецкие, конюшие и другие «княжьи мужи», как их называет Русская Правда.). Со временем князья стали поручать им вести определенныедела в масштабах всего государства, наделяя их соответствующими полномочиями. Однако окончательно эта система сложилась лишь в ХШ—XIV вв.
По аналогии с княжеским хозяйством строилось управление в вотчинах феодалов, которые постепенно приобретали права носителей государственной власти в пределах вотчин (судебный иммунитет).
Основу военной организации Киевской Руси составляла великокняжеская дружина, по численности сравнительно небольшая. Это были профессиональные воины, зависевшие от милости князя. Дружина жила на княжеском дворе и представляла собой наемную, но весьма привилегированную силу. Она кормилась войной, и кроме того, князья из своих доходов давали дружине «на оружье». Дружинники были не только воинами, но и советниками князя.
Дружина не была однородной и имела ряд прослоек. Старшая дружина представляла собой верхушку класса феодалов и в значительной степени определяла внутреннюю и внешнюю политику князя. Она состояла из тех, кто служил еще отцу князя. Из ее радов выходили тысяцкие, сотские и другие представители княжеской администрации. Верхушка старшей дружины породила княжеских бояр, т.е. крупных феодалов-землевладельцев, строивших свое хозяйство по примеру княжеского, содержавших свой двор и свою дружину. Будучи вассалами великого князя, они должны были являться по его зову в Киев, приводя с собой дружины. За ними следовали «мужи» — основной костяк княжеской дружины, из которых рекрутировались дворцовые чины. Младшие дружинники (отроки, пасынки, детские) находились постоянно при князе, сливаясь с его несвободной челядью.
Характерной особенностью взаимоотношений между князем и дружинниками на Руси было почти полное отсутствие поземельных отношений. Князья, не обладая правом верховной собственности на землю, были ограничены в возможности пожалования земельными владениями на правах феода или бенефиция. В основе отношений князя и дружины был договор (ряд). Князь за службу предоставлял определенные материальные выгоды — жалование или «кормление», право получать определенные доходы с населения управляемых территорий. Дружинник имел право «отъезда», т.е. оставления службы князю. Переход на службу другому князю, если он осуществлялся не в условиях войны или иных столкновений, не рассматривался как измена. В то же время дружинники никогда не рассматривались как наемники. Князя и дружину связывало нечто большее, чем материальная заинтересованность. Как говорил великий киевский князь Владимир: «Серебром и златом не найду дружины, а с дружиной доищусь серебра и злата».
В случае необходимости созывалось ополчение из городского населения и крестьян. Каждый мужчина должен был владеть оружием. Боярских и княжеских сыновей уже в трехлетнем возрасте сажали на коня, а в 12 лет отцы брали их в походы.
Испытывая потребность в наращивании военной силы, киевские князья нередко прибегали к услугам наемников — варягов, а потом и степных кочевников.
В Древней Руси суд не был отделен от администрации, и судьей был прежде всего сам князь. Княжеский суд разрешал дела феодальной знати, междукняжеские споры. «Без княжа слова» нельзя было «мучить» не только огнищанина, но и смерда (ст. 33 Краткой Правды, ст. 78 Пространной Правды). К князю и судьям его (ст. 55 Пространной Правды) мог пойти пожаловаться закуп. Наиболее важные дела князь решал совместно с боярами, менее важные рассматривались представителями княжеской администрации. Обычное место суда — княжеский двор (резиденция в столице и дворы княжеских чиновников в провинции). На местах действовали суды посадника, волостеля. Существовали специальные должностные лица, помогавшие в отправлении правосудия. Среди них можно назвать, например, вирников, которые собирали уголовные штрафы за убийство. Вирников, когда они находились при исполнении служебных обязанностей, сопровождала свита мелких должностных лиц. Многочисленные статьи Русской Правды определяют размеры сборов в пользу многочисленных судебных лиц из вспомогательного персонала (мечника, детского, метельника).
Параллельно с княжеским судом на основе иммунитетных пожалований формируется вотчинный суд, предоставлявший землевладельцу право суда над зависимым населением.
Существовал также суд общины, где решались мелкие внутриоб-щинные дела.
С принятием христианства появляется церковная юстиция. Функции церковного суда, ведавшего семейно-брачными отношениями, боровшегося с языческими обрядами, осуществляли епископы, архиепископы и митрополиты. Делами монастырских людей занимался настоятель монастыря.
Княжеские доходы складывались из военной добычи, дани с подвластного населения, судебных пошлин, внутренней и внешней торговли. Меха, воск, мед, рабы выменивались на серебро, служившее в качестве денежного эквивалента («кун»). К этим доходам присоединялись оброчные платежи населения, жившего на принадлежавших князьям землях.
Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных потребностей великого князя и его окружения требовали немалых средств. Кроме доходов от собственных земель, князья установили систему налогов, дани. Поначалу это были добровольные пожертвования членов племени своему князю и его дружине, но затем они становятся обязательным налогом. Уплата дани стала признаком подчинения (отсюда слово «подданный», т.е. находящийся подданью).
Древним способом сбора налогов на Руси было полюдье, своего рода военные экспедиции, когда князья, обычно один раз в год, объезжали подвластные им земли и собирали доходы со своих подданных. Однако поначалу ни периодичность уплаты, ни величина налога строго не были установлены. Периодически князья наведывались за данью и чаще все зависело от их доброй воли и потребностей. Не обходилось и без конфликтов. Известна судьба киевского князя Игоря, убитого древлянами за чрезмерные поборы. После смерти Игоря, поплатившегося за жадность, его вдова княгиня Ольга упорядочила сбор дани. Она учредила специальные пункты сбора дани (погосты). Обычно это было крупное село. Единицей обложения становится двор (дым). Население платило налоги мехами, которые были своеобразной денежной единицей. Ценность их как платежного средства не исчезала даже тогда, когда они, сохраняя княжеский знак, теряли товарный вид. Использовалась и иностранная валюта, переплавлявшаяся в русские гривны. Подводя итог, следует отметить, что Древнерусское государство (Киевская Русь) развивалось в том же направлении, что и крупнейшие страны Европы. Она обладала высокоразвитой юридической сферой, огромным культурным потенциалом. Политико-правовые отношения в ней формировались в условиях тесного общения и взаимодействия с другими государствами и народами Европы.