Цена спроса, цена предложения и цена рыночного равновесия

Потребители и производители приходят на рынок, заранее установив для себя цену товара, по которой одни готовы купить, а другие продать товар. При этом потребители ориентируются на свой доход, а производители – на издержки производства. На рынке потребители предлагают за товар цены, равные так называемым  ценам спроса. Это предельно максимальная цена, за которую покупатель еще готов взять товар. Производители, продавцы предлагают цены предложения. Цены предложения – это предельно минимальные цены, по которым производители еще готовы продавать свои изделия.

Какая цена  будет выбрана на рынке, зависит от соотношения спроса и предложения.

В результате взаимодействия спроса и предложения на рынке установится так называемая цена рыночного равновесия. Она устанавливается только при совпадении интересов продавцов и покупателей. На  рис. 6.7 в точке  Т кривые спроса и предложения пересекаются. Это значит, что при цене P0 спрос равен предложению, количество покупаемых и продаваемых товаров равноQ0. 

Рыночная цена и рыночное равновесие устанавливаются при таких ценах и количествах товаров, когда:

- количество товаров,  которые покупатели хотят купить, соответствует количеству товаров, которое продавцы хотят продать;

- когда отсутствуют тенденции изменения  цены  и  количества.

Рыночное равновесие и рыночная цена имеют устойчивый характер. Это означает, что при отклонении от равновесного состояния вступают в действие рыночные силы, восстанавливающие его. Важная роль при этом  отводится конкуренции,  под которой понимается борьба между субъектами рыночной экономики за свои интересы.

Если в силу каких-то причин рыночные цены  Р2окажутся выше цены рыночного равновесия Р0, возникает избыток предложения.  Покупатели не готовы купить товары по повышенным ценам, спрос уменьшается, в то время как предложение товаров  увеличивается,  возникает  затоваривание.  В условиях затоваривания усиливается конкурентная борьба между производителями. Конкуренция заставляет их снижать цену производимого товара. С понижением цены товара спрос растет, предложение падает. На рынке возникают тенденции, направленные в точку рыночного равновесия.

Если  рыночные цены Р1 окажутся ниже цены рыночного равновесия Р0,  потребители готовы купить больше продукции, чем предлагают продавцы,  возникает дефицит.  В этом случае усиливается конкуренция между покупателями. Чтобы купить дефицитный товар, они готовы заплатить за него большую сумму денег. При дефиците цены растут. Динамика цен соответствующим образом влияет на объемы спроса и предложения. В итоге опять наступает рыночное равновесие. В этом  и состоит механизм рынка.

Теперь разберемся,  как механизм свободного рынка влияет на производство (см. рис. 6.9). При влиянии рынка на производство необходимо учитывать фактор времени. Допустим, что в силу каких-то причин доходы  потребителей  увеличатся.  Это  вызовет у потребителей желание купить дополнительное количество товаров,  заплатить за них большую сумму денег, что отразится на кривой спроса. Она переместится с положения  D1  в положение D2. Поскольку рынок не способен мгновенно  отреагировать  на  большую  сумму  денег  большим производством товаров, постольку  дополнительный совокупный спрос не будет удовлетворен. Рыночное равновесие  нарушилось,  спрос  больше предложения. В результате возникнет  товарный дефицит. В коротком периоде это приведет к повышению цен с Р1 до Р2.

В долгосрочном периоде повышение цены приведет к росту  производства  cQ1 до Q2  и сдвигу кривой предложения с S1 до S2.  Положение на рынке начнет изменяться,  но уже в другую сторону. Предложение  подтягивается  к спросу,  и  поскольку повышенную цену удержать становится невозможно на уровне  Р2 ,  она начинает снижаться до уровня Р1. Условия равновесия изменятся, цена станет Р1 , уровень производства Q2. Это значит, что спрос будет удовлетворен, а дефицит ликвидирован. В случае уменьшения спроса рыночный механизм  привел  бы к  уменьшению предложения и производства.

Таким образом, несмотря на то, что свободный рынок – научная абстракция, любой  реально функционирующий рынок таит в себе один из главных его элементов – рыночный механизм.  При изменении спроса и предложения рыночное равновесие нарушается. В этих условиях посредством рыночного механизма начинается процесс приспособления рынка к новому равновесию.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!