Цели управления в организациях

Теория управления придает важное значение рассмотрению цели как системообразующего признака любой организации. Цель всегда выступает как единство мотивов, средств и результатов. Под мотивом понимается стремление удовлетворить ту или иную потребность. Для обретения определенности мотивы должны быть подкреплены наличием средств, использование которых может привести к желаемому результату. Таким образом, цель формируется при соединении мотива со средствами (ресурсами, условиями, возможностями). Так и решается вопрос о способе удовлетворения потребности. Надо иметь в виду, что цель не существует в объективной действительности, ее нужно определить и надлежащим образом сформулировать, т. е. цель определяется субъектом управления сознательно.

В философском понимании цель – это предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. Цель может стать силой, изменяющей действительность, только во взаимодействии с определенными средствами, необходимыми для ее практической реализации.

В теории управления сложилось несколько подходов к классификации целей. Например, различают отдаленные, близкие и непосредственные, общие и частные, промежуточные и конечные цели. Существует и такая классификация целей, как цели-задания; цели-ориентации; цели собственно системы.

Цели-задания ставятся вышестоящим субъектом управления и, как правило, нормативно закреплены. В них отражается назначение системы во внешнем мире, т. е. ради чего она создана (производство продукции, подготовка кадров и т. д.). Цели-ориентации отра­жают общие интересы членов коллектива, призванного осуществлять поставленную цель-задание. Цели собственно системы как относительно автономного образования отражают ее стремление сохранить свою стабильность и целостность, равновесие во взаимодействии с окружающей средой. Именно в этом виде целей проявляются усилия системы, направленные на совершенствование своей структуры, обеспечение необходимыми ресурсами и т. д.

Надо отметить, что существуют проблемы целей, а именно проблема "сохранения целей", проблема восприятия целей-заданий, проблема методологического подхода к определению цели-ориентации, проблема расширения разнообразия средств воздействия на организацию, проблема учета субъектом управления целей собственно системы. Следует знать, что цель лежит в основе социального управления. С точки зрения управления цель можно определить как желаемое состояние социальной системы или желаемый результат ее поведения, ради достижения которого предпринимаются те или иные управленческие действия[1]. Первоначально цель социального управления формируется в виде представления о некотором идеале, на осуществление которого направлена управленческая деятельность. Следующим звеном целеполагания в социальном управлении является формирование конкретных целей как отражение определенного этапа существования, развития общества, как образ предмета (результата) непосредственной деятельности человека. Научной основой формирования конкретных целей социального управления является анализ потребностей развития общества и личности. Выявление необходимых потребностей позволяет определить конкретные цели управления, которые требуется дос­тичь в перспективе. Оно выражает тот конечный результат, получение которого обозначает необходимый этап социального развития. Цели управления детализируются в задачах. Задачи управления – конкретное содержание работы, которую необходимо выполнить для достижения положительного результата. Верное определение целей и содержания задач является одним из критериев эффективности системы социального управления. Величина достигнутого конечного результата, соотнесенная с затратами, т. е. темпы движения по пути к общей цели, – важный критерий ее эффективности[2].

Поскольку цели  – это прежде всего выражение рационально обоснованного проекта будущего, то они должны быть реальными. Осуществимость целей определяется имеющимися в распоряжении организации человеческими, материальными, финансовыми и техническими ресурсами, причем  решающее значение имеют человеческие ресурсы организации.

Цели организации можно разделить на две категории: ключевые цели организации и цели отдельного работника (табл. 2).

Индивидуальные цели – это личные цели индивидуального работника организации, к которым он стремится, работая в трудовом коллективе. Эти цели могут включать высокую заработную плату, повышение по служебной лестнице, признание у начальства, признание в обществе. Процесс управления в организациях надо строить с учетом того, что личные цели должны быть согласованы с ключевыми целями всего, т. е. на первом месте должны быть прежде всего интересы организации. В противном случае при несовпадении целей организации и отдельного работника перед менеджментом возникают трудные проблемы по достижению конечных результатов деятельности.

Таблица 2

Примеры ключевых целей организации

 

Функциональная

подсистема

Ключевая цель
Маркетинг Выйти на первое место по продаже продукции (определенного вида) на рынке
Производство Достичь наивысшей производительности труда при производстве всех видов продукции
Научно-исследовательские разработки

(инновации)

Завоевать лидерские позиции по вводу новых видов продукции (услуг), используя на исследования и разработки определенный процент доходов
Финансы Сохранять и поддерживать на определенном уровне все виды финансовых ресурсов
Персонал Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников
Менеджмент Определить критические области управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов

Как правило, любая организация должна ставить перед собой краткосрочные цели (на один год или меньше), среднесрочные (от одного до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до десяти лет). Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велико, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и опробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа – дерева целей (рис. 2). Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели (задачи) по следующим правилам: общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата; при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей предыдущего уровня; при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения; подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимыми друг из друга; фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.

Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в организации структуры, от иерархичности построения ее менеджмента.

Важнейшим моментом целеполагания является моделирование не только иерархии целей, но и их динамики в аспекте развития за определенный период. Динамическая модель особенно полезна при разработке перспективных планов организации. Составление целевых моделей – это начало процесса управления по целям – концепции, широко используемой современным менеджментом. Ее суть состоит в следующем. Менеджмент как целостная система управления ориентируется на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией, поэтому каждый руководитель, от высшего до низшего, должен иметь четкие цели в рамках возложенных на него обязанностей. Соответствующую целевую ориентацию работы своего подразделения он должен обеспечивать в течение планового периода. Цели и задачи менеджмента не только доводятся, но и согласуются (путем предварительного обсуждения) с менеджерами всех уровней, которые направляют свои усилия, ресурсы и энергию на их достижение.

Таким образом, для управления нет более важной идеи, чем цель. Целеполагание – это начало всякой управленческой деятельности, обязательным продолжением которой является определение видов работы, которые нужны для достижения целей.

[1] Например, см.: Макаров И., Соколов В., Абрамов А. Целевые комплексные программы. М., 1980. С. 10–15.

[2] Слепенков И. М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управ­ления. М. : Высшая школа, 1990. С. 36–40.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!