Трудовая миграция и ее виды

В трансформирующемся обществе трудовая миграция выполняет исключительно важную роль амортизатора социального недовольства. Она позволила значительной части населения избежать обнищания в условиях обвального падения производства и безработицы. Благодаря этой миграции буквально был спасен потребительский рынок в постсоветском пространстве. Трудовые мигранты поддерживают коммуникации между населением стран СНГ вопреки национализму и разрыву прежних хозяйственных связей. Они сформировали альтернативную сферу занятости с помощью инициативы и деятельности самого населения.

Несмотря на то что трудовая миграция представляет собой важную и емкую сферу жизнедеятельности и значительный сегмент рынков труда в странах СНГ, она исследована крайне слабо, отсутствуют и сколько-нибудь достоверные ее оценки. Это можно объяснить дезорганизацией рынка труда и, как следствие, невозможностью адекватного учета рабочей силы.

Массовая трудовая миграция-новое явление как для России, так и для остальных постсоветских стран. Можно возразить, что миграция и раньше, в СССР, имела отчетливо выраженный трудовой оттенок. Ведь переезд на работу всегда фигурировал среди основных причин смены жительства. Однако трудовая миграция, в отличие от переселения, не предполагает смены постоянного места жительства, по крайней мере на первоначальном этапе. В случае трудовой миграции речь идет о заработках на стороне и о выезде на короткое время, причем выезд предполагает возвращение в страну исхода. В Советском Союзе тоже были распространены некоторые виды такой миграции-«сезонные», «отходники», «шабашники», носившие ограниченный характер.[1]

Переход к рынку, появившиеся возможности выезда за границу в сочетании с экономическим кризисом, массовой потерей работы и падением заработной платы сыграли роль спускового курка в развитии трудовой миграции. Она стала главным способом заработка для миллионов жителей нашей бывшей страны.

Согласно Конвенции о защите прав всех трудящихся - мигрантов и членов их семей, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции 45/158 от 18 апреля 1990 г. «...термин «трудящийся-мигрант» означает лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является»[2].

В начале 90-х в чужих странах проживало около 80 млн. человек, из них 16,5 млн. человек- экономически активное население. Его удельный вес в составе рабочей силы в таких странах, как Франция и Бельгия, составляет около 7 %, Германия — 8%[3].

Общее понятие трудящегося мигранта в Конвенции конкретизируется в определениях отдельных категорий мигрантов. Выделены приграничные мигранты, вынужденные на пути на работу или домой регулярно-ежедневно или реже — пересекать государственную границу; сезонники, «моряки»-лица, нанятые для работы на судах; работающие по найму на основе контракта и другие.

К трудящимся-мигрантам Конвенция относит также и мигрантов, работающих не по найму. Поскольку в настоящее время в странах СНГ именно этот вид миграции особенно широко распространен, приведем соответствующее конвенционное определение полностью: «Термин «трудящийся, работающий не по найму» означает трудящегося-мигранта, который занимается вознаграждаемой деятельностью, отличной от работы по договору найма, и который обеспечивает за счет такой деятельности средства своего существования, работая, как правило, самостоятельно или совместно с членами своей семьи, а также любого иного трудящегося-мигранта, признаваемого трудящимся, работающим не по найму, в соответствии с законодательством государства работы по найму или двусторонними или многосторонними соглашениями»[4].

Часто возникают вопросы являются ли трудовыми мигрантами «челноки»-лица, которые периодически возят товар на продажу в другую страну или в другой город (район) своей страны или соответственно ездят за покупкой товара и возвращаются домой сразу же после завершения коммерческой операции. Как показывает приведенное выше определение, Конвенция ООН дает недвусмысленный утвердительный ответ на этот вопрос.

Сущностное атрибутивное свойство трудящегося мигранта состоит в том, что он переезжает в другую страну на время или ездит труда периодически, в то время как постоянное место его проживания остается прежним. Аналогичный подход можно распространить и на внутренние миграции, считая трудовым мигрантом лицо, которое занимается трудовой деятельностью не в том городе (регионе), где постоянно живет. При этом в число трудовых мигрантов не включаются так называемые маятниковые мигранты, совершающие ежедневные поездки между центром и периферией агломерации.

В составе трудовых мигрантов можно выделить три потока:

  • трудовая миграция или въезд иностранной рабочей силы;
  • трудовая эмиграция-выезд на заработки или в коммерческих целях жителей данной страны;
  • внутренняя трудовая миграция;

Трудовая миграция осуществляется как в законной, так и в незаконной формах. Законный мигрант (если он иностранец) должен иметь следующие разрешения: на въезд в страну, на пребывание в ней в течение определенного срока, на трудовую деятельностью Если одно из этих требований нарушено, мигрант считается незаконным.

Незаконных мигрантов часто называют нелегалами, употребляя эти понятия как синонимы. Между тем, если нелегальные мигранты всегда и незаконные, то незаконные мигранты не обязательно нелегальные. Так, подавляющее большинство трудовых мигрантов из тех стран, откуда для въезда в Россию нужна виза, имеют ее. Следовательно, они въезжают и находятся в стране легально. Наиболее часто встречающееся при этом нарушение (например, со стороны китайцев) — несоответствие занятий в стране пребывания целям въезда. Типичное нарушение — въезд по туристической или учебной визе с целью торговли на рынке. Второе типичное нарушение — просроченная виза. Но и в этом случае мигрант чаще всего не становится нелегалом: он открыто торгует на рынке и платит штрафы за нарушение режима пребывания в стране. Он, безусловно, в этом случае не соблюдает закон, но в то же время и не скрывается.

Для въезда в Россию из стран СНГ, кроме Грузии и Туркменистана, не требуется визы. Считается, что большинство трудовых мигрантов из стран СНГ не регистрируются по месту жительства. Вероятно, это преувеличение. Жить в России, не имея даже временной регистрации, очень трудно, так как это сопряжено с милицейскими поборами и неудобствами в пользовании социальным услугами. Скорее всего можно говорить о незарегистрированных работниках-мигрантах, чем о жителях-мигрантах.

Если за законность пребывания в стране ответственность лежит в большей мере на самом мигранте, то оформление трудовых отношений непосредственно зависит от правового регулирования рынка труда.

Россия стремится упорядочить трудовую миграцию. Выдвигаются предложения о введении специальных виз и разрешений, предусматривающих определенный вид деятельности. Спору нет, это важные и необходимые меры, распространенные в международной практике, тем не менее они не принесут желаемого эффекта, пока рынок труда останется хаотичным и в значительной части теневым. Производство в теневом секторе экономики России оценивается Госкомстатом в четверть ВВП, а занятость - в 15—30% общего числа работников.

В партнерстве «мигрант-рынок труда» базовой структурой является рынок труда, с него и необходимо начинать упорядочение отношений. Миграция — это лишь рефлексия на социально-экономические отношения в стране. Поэтому определяющее значение имеет наведение порядка в своем доме. Едва ли можно пресечь преступность среди мигрантов, если она процветает среди жителей страны. То же касается нелегальной занятости мигрантов. Она может быть существенно сокращена при условии введения трудового законодательства, соответствующего рыночным отношениям. Теневая занятость не является спецификой мигрантов, она также распространена и среди местного населения, то есть носит системный характер. Навести порядок на рынке труда гораздо труднее, чем контролировать мигрантов.

Термин «нелегалы» культивирует в обществе недружелюбное, иногда агрессивное отношение к трудовым мигрантам и не точен по существу. Есть предложения, поддерживаемые и в документах МОТ, называть трудовых мигрантов, нарушающих какое-либо из правовых требований въезда, пребывания и получения работы, «рабочими без документов», или недокументированными трудовыми мигрантами. Такая нейтральная, эмоционально не окрашенная терминология не только более корректна, но и более конструктивна.

Она позволяет отделить трудовую миграцию от собственно нелегальной, преследующей иные цели. Разумеется, трудовая миграция может служить проводником и прикрытием для нелегальной миграции и сама может принимать нелегальные формы (главным образом, не по инициативе мигрантов, а под нажимом работодателей), но это не дает оснований подозревать в этом всех трудовых мигрантов.[5]

Совершенно искоренить незаконную трудовую миграцию практически невозможно. Больше всего незаконных мигрантов в начале 90-х было в США- оценочно от 1,9 до 4,5 млн. человек, в Западной Европе их численность оценивалась около 3 млн. человек.[6] Часто правоохранительные органы принимающих стран из экономических соображений смотрят сквозь пальцы на незаконную иммиграцию. Например, на сборе фруктов и овощей побережья Испании, Италии работают тысяч недокументированных мигрантов за мизерную плату, живя в бараках под жестким надзором. Улучшение условий содержания рабочих и повышение оплату в этом случае неизбежно привели бы к удорожанию фруктов и овощей, поэтому государственные органы как бы не замечают, что иммигранты работают незаконно. Питер Стокер пишет: «В Японии многие мелкие предприятия определенно разорились бы без нелегальных мигрантов, и в, итоге на них осуществляется очень незначительное давление»[7].

В России тоже ситуация такова, что многие предприятия, и не только мелкие, стали бы банкротами без нелегальной рабочей силы, немалую часть которой представляют трудовые мигранты.

Работа на выезде сформировала очень весомый сегмент российского рынка труда, созданный исключительно благодаря личной инициативе граждан. Кроме того, трудовая миграция приводит к возникновению сопряженных рабочих мест, количество которых, вероятно, не меньше, чем самих мигрантов. Это хорошо видно на примере крупных рынков, где практически без помощи государства люди сами создали мощную торговую инфраструктуру: развитый транспорт, товарные базы, оптовые рынки, институты посредников, дилеров, «свое» общественное питание. Иногда рынки имеют свои гостиницы, банно-прачечный комбинат, собственную охрану, как, например, Уссурийский рынок в Приморском крае. Интересный расчет приведен в украинском исследовании: по оценкам авторов, в 1994 г. с оптовым Калиновским рынком в Черновцах был связан заработок не мене 15 тыс. человек, что составляло примерно 10% трудоспособного населения города.[8] Подобные рынки являются крупными налогоплательщиками в местные бюджеты.

Трудовая миграция, таким образом, — это одна из форм мобилизации самоорганизующегося потенциала общества, позволившая ему выстоять в условиях жесточайшего кризиса, сохранив относительную стабильность и избежав массового голода.

Трудовой миграции, как и вообще неформальной экономике, свойственны гибкость, динамизм, быстрая реакция на конъюнктуру потребительского рынка и политику государства. Но у нее есть и своя специфика, общественно значимая. Заработки с помощью въезда — путь, которым может воспользоваться каждый. Поэтому трудовую миграцию можно рассматривать как самое широкодоступное средства заработка, в том числе и для тех, кто не нашел себе места на стационарном рынке труда или был вытолкнут им. Особенно велика ее спасительная роль в малых городах, во многих из которых произошла полная остановка производства.

Первый важный фактор трудовой миграции в Россию - ее относительная привлекательность с точки зрения уровня жизни, возможности получения более высоких заработков. В последнее десятилетие в Российской Федерации ВВП на душу населения значительно превышал аналогичный показатель основных стран — экспортеров рабочей силы в Россию, прежде всего стран СНГ. По данным Госкомстата России, в 1996 г. в России он составлял 6742 долл., т.е. был вдвое больше, чем на Украине (3325 долл.) и 3,2 раза выше по сравнению с Молдавией (2100 долл.). В начале 1996г. среднемесячная заработная плата (в долларовом эквиваленте) в Казахстане была в 1,7 раза ниже, чем в России, на Украине соответственно — в 2,1 раза, в Киргизии — в 3,8 раза, в Молдавии — в 4,5 раза, в Армении — в 6,6 раза, в Азербайджане — в 9,4 раза, в Таджикистане — в 30 раз.

Второй важный фактор, определяющий приток трудовых мигрантов, -ситуация на рынке труда, устойчивый спрос на иностранную рабочую силу в России, сохраняющиеся возможности занятости для иностранцев в формальном и неформальном секторах экономики.

В 90-е годы по уровню безработицы большинство стран СНГ находилось на более высоком уровне, чем Россия. В частности, в 1999г. показатель регистрируемой безработицы составил в России 1,7 %, в Армении — 11,5, в Грузии — 5,6, в Казахстане — 3,9, в Киргизии -Л 3,0, в Молдавии — 2,1, в Таджикистане — 3,1, на Украине — 4,3 %.

Как показывают данные, профессиональный состав трудовых мигрантов, прибывающих в Россию, в основном соответствует структуре потребности в рабочей силе предприятий и организаций. Существующая в настоящее время на российском рынке труда структура вакансий в первую очередь ориентирована на рабочих и занятых физическим трудом, а не на представителей так называемых «белых воротничков». В 90-е годы в общем числе заявленных в службу занятости свободных рабочих мест вакансии для рабочих составили более двух третей. В последние годы в структуре потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест на долю отраслей материального производства приходилось свыше 60% общего числа вакансий. Именно в сферу материального производства направлена значительная часть потоков иностранных работников[9].

Как и в большинстве стран мира, важнейшая причина, генерирующая занятость иностранной рабочей силы, — относительная ее нехватка в отдельных секторах экономики и регионах, по отдельным профессиям и видам работ. Прежде всего это те сферы занятости, которые характеризуются низким уровнем оплаты труда, большим количеством непривлекательных рабочих мест, отдаленностью районов.

В условиях постепенной стабилизации экономического положения часть внутренних трудовых ресурсов или не ориентирована полностью на занятие этих рабочих мест (в основном из-за низкого уровня оплаты, либо в силу недостаточной гибкости рынка труда), или не способна обеспечить высокую производительность и необходимое качество труда. В результате в сфере труда и занятости населения создаются объективные предпосылки для миграционного притока иностранных работников.

В динамике трудовой миграции иностранных работников в Россию можно выделить два этапа.

Первый этап (до середины 90-х годов) — период ускоренного роста трудовой миграции в Россию. Трансформация политической и экономической системы, международное экономическое сотрудничество, «прозрачность» внешних границ естественным образом способствовали увеличению притока в Россию иностранной рабочей силы. По сравнению с началом 90-х годов число трудящихся-мигрантов их ближнего и дальнего зарубежья возросло почти в 3 раза.

Второй этап (с 1996-по настоящее время) характеризуется тенденцией сокращения легального использования иностранной рабочей силы. По данным официальной статистики, в 2000 г. по сравнению с серединой 90-х годов численность зарегистрированных иностранных работников стране уменьшилась на четверть.

Что же касается уменьшения трудовой иммиграции и легальной занятости иностранных граждан то оно обусловлено главным образом экономическими факторам. К числу общих причин сокращения регистрируемой иностранной рабочей силы можно отнести:

• ухудшение финансового положения предприятий, ранее успешно привлекавших трудовых мигрантов, сокращение объемов сезонных ремонтно-строительных работ, снижение производства сельхозпродукции, уменьшение гражданского строительства, которое является основной отраслью российской экономики, где используется иностранная рабочая сила;

  • резкое уменьшение объема иностранных инвестиций в связи с усилением кризисных тенденций в российской экономике;
  • ужесточение требований к приему иностранных работник на местах в связи с интенсивным ростом общего числа безработных;
  • переориентация  потоков  трудовой  миграции  иностранцы граждан с легальных каналов на нелегальные направления незаконную занятость.

Главными факторами, влияющими на приток в России нелегальных мигрантов из СНГ и других стран, являются более прочное экономическое положение Российской Федерации, большие различия в уровне жизни как стран СНГ, так и многих стран дальнего зарубежья (Ближнего и Среднего Востока, Африки, Азии и других регионов), ситуация на внутреннем рынке труда, появление в результате рыночных реформ в национальной экономике альтернативных форм занятости, связанных с использованием иностранного капитала, развитие смешанных форм собственности, частного сектора и индивидуальной занятости.

Другие важные причины нелегальной иммиграции связаны со слабостью российского законодательства, касающегося въезда, статуса и занятости иностранцев, отсутствием эффективной системы иммиграционного контроля; относительной «прозрачностью» отдельных участников российских границ, а также географическим положением, удобным для транзита из Азии в Европу.

Такая уникальная комбинация социально-экономических, геополитических и юридических факторов обуславливает нарастание проблем, связанных с нелегальной миграцией и занятостью иностранной рабочей силы. Эта ситуация усугубляется повышением криминальной активности, облегчающей нелегальным иммигрантам возможности их трудоустройства в стране. Процветающий бизнес по вывозу людей из России или транспортировке их через территорию страны на Запад привлекает сюда множество транзитных мигрантов из азиатских стран.

В настоящее время для проникновения незаконных мигрантов на территорию России с целью получения здесь работы есть несколько путей: — нелегально через республики бывшего СССР, туризм, служебные поездки, командировки, легальный въезд на временную работу или учебу, по частным приглашениям.

Нелегалы, находящиеся на территории Российской Федерации, составляют примерно 3% общей численности населения страны. Для сравнения отметим, что в США, например, где проводится жесткая иммиграционная политика и государственные границы не имеют такой «прозрачности», как в России, число нелегальных мигрантов оценивается Федеральной службой иммиграции и натурализации США на уровне 2% населения страны.

В нелегальной иммиграции в Россию выделаются три важные составляющие: а) лица, въезжающие незаконно; б) лица, въезжающие на законных основаниях; в) лица, желающие получить статус беженца. Среди нелегальных мигрантов можно выделить следующие группы:

• иностранные граждане, попадающие на территорию России нелегально, минуя паспортный и иммиграционный контроль, по недействительным документам;

  • иностранцы из стран дальнего зарубежья, прибывающие в Россию легально по действительным туристическим документам, частным приглашениям, гостевым и служебным визам но с иной целью, нежели указана при их оформлении (чаще всего с целью занятия челночным или иным мелким бизнесом, либо незаконной экономической деятельностью, включая криминальную);
  • иностранные граждане из дальнего и ближнего зарубежья и лица без гражданства, прибывшие в Россию в поисках убежища и не получившие статус беженца;
  • транзитные мигранты с просроченными визами, въехавшие в Россию легально с конкретной целью проследовать в другие страны;
  • иностранные граждане, включая граждан стран СНГ, обучавшиеся ранее в учебных заведениях России и после завершения учебы не пожелавшие вернуться на родину в силу различных обстоятельств;
  • иностранные граждане, включая граждан стран СНГ, не прошедшие на российской территории в установленные законодательством сроки регистрацию по месту жительства или пребывания;
  • иностранцы, включая граждан стран СНГ, работающие с нарушением установленных российским законодательством правил занятости, в том числе работающие по межгосударственным соглашениям и контрактам, срок действия которых уже истек. Это люди, не имеющие возможности выехать из страны или не желающие этого делать.

Необходимо выделить несколько основных направлений разработки и реализации мер для снижения нелегальной иммиграции и занятости:

  • реформирование законодательства, направленное на сокращение латентных иммиграционных процессов, незаконное привлечение и использование иностранной рабочей силы;
  • дальнейшее развитие государственной системы регулирования процессов иммиграции и занятости иностранных граждан;
  • установление более жестких экономических санкций к нелегальным мигрантам и работодателям, незаконно использующим иностранную рабочую силу, а также введение действенных механизмов наложения штрафных санкций;
  • создание правовых и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих депортацию нелегальных мигрантов;
  • повышение координации в работе государственных учреждений и организационных структур, осуществляющих регулирование иммиграции и занятости иностранных граждан.

К органам, ведающим вопросами трудовой занятости мигрантов прежде всего следует отнести УФМС России, задачи цели и основные полномочия которой мы рассмотрели выше. Остановимся кратко лишь на некоторых из них. Так, согласно Положению «О Федеральной миграционной службе», утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 928, ФМС России выполняет следующие основные функции в миграционных процессах:

  • ведет работу в области внешней трудовой миграции, в том числе по разработке проектов соглашений и других международных документов по вопросам трудовой миграции граждан Российской Федерации за границей и иностранных граждан в Российской Федерации, реализует принятые решения с соответствующими фирмами, содействует гражданам Российской Федерации в поиске работы и трудоустройстве за границей, организует регистрацию этих граждан, учет и контроль за соблюдением условий их трудовых контрактов. ФМС осуществляет с участием Федеральной службы занятости Российской Федерации организационно — методическое обеспечение лицензирования деятельности негосударственных организаций, связанной с трудовой миграцией граждан Российской Федерации за границу.
  • регулирует процессы миграции в области внешней трудовой миграции. Начиная с 1994 года через систему органов ФМС России осуществляется контроль за работодателями по привлечению и использованию на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы. Основная задача — предотвращение нелегальной трудовой миграции и, как следствие, использования демпинговой рабочей силы из-за границы; легализация ее въезда и контроль за своевременным выездом иностранных работников по завершении работы, принятие мер по депортации иностранцев, принятых на работу с нарушением действующего законодательства. Контролирует соблюдение работодателями условий целевого использования иностранных  работников,  условий  трудовых  контрактов, норм трудового законодательства и международных норм отношении трудящихся-мигрантов.
  • участвует в установленном порядке в осуществлении лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации, и контроле за этой деятельностью;
  • осуществляет деятельность, связанную с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • оформляет и выдает в установленном порядке подтверждения на право трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации, контролирует целевое использование иностранной рабочей силы.

Разрешения на привлечение иностранной рабочей силы являются основанием для выдачи консульскими учреждениями Российской Федерации за границей виз иностранцам, въезжающим в Россию с целью осуществления трудовой деятельности.

Работа по контролю за соблюдением установленного порядка привлечения иностранной рабочей силы проводится во взаимодействии с органами МИД России, МВД России, Минтруда России и Министерства по налогам и сборам России.

Международная организация по миграции (MOM) создана в 1951 г. и является межправительственной организацией, которая занимается всеми видами внутренней и внешней миграции. Цель MOM состоит в обеспечении (совместно с партнерами по международному сообществу) безболезненной, упорядоченной миграции людей: беженцев, вынужденных переселенцев, внутриперемещенных лиц, а также людей, оказавшихся за пределами своей родины в трудном правовом и материальном положении. Деятельность этой, межправительственной организации предполагает также оказание чрезвычайной помощи во время кризисных ситуаций.

Международная организация труда (МОТ) и организация объединенных наций (ООН) имеют в настоящее время значительное количество конвенций и соглашений, которые касаются таких явлений, как рабство, дискриминация женщин и дискриминация в получении образования.

Впервые миграция в целях трудоустройства стала объектом международного правового регулирования более 80 лет назад. С тех пор под эгидой ООН был принят целый ряд актов, направленных на защиту прав, законных интересов и достоинств тех, кто осуществляет профессиональную деятельность за пределами страны происхождения.

Записанное в Уставе ООН положение о том, что одна из первых целей организации - это развитие прав человека, накладывает обязательство на правительства стран-членов не только соблюдать права человека, но и поддерживать деятельность ООН в этой области. В структуре организации была создана Комиссия по правам человека, уполномоченная разрабатывать стандарты в этой сфере. Наиболее важным документом стала Всеобщая декларация прав человека, разработанная Комиссией и принятая в 1948г. Генеральной ассамблеей ООН.

С момента ее принятия трудящиеся-мигранты наряду с другими группам лиц получил право на защиту от дискриминации, долгое время имевшую место во многих странах. Первая и вторая статьи Всеобщей декларации провозглашают, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и должны обладать всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Помимо гражданских и политических права, Декларация определяет также экономические, социальные и культурные права человека, в том числе право на труд, право на равную оплату за равный труд, право создавать профессиональные союзы и вступать в них, а также право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния.

Во Всеобщей декларации закреплено и право каждого человека свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах любого государства, а также покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страны (статья 13). При этом каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности (статьи 6).

В 60-х годах были приняты и в 1976 г. после подписания правительствами вступили в силу такие документы, как «Международный пакт о защите гражданских и политических прав» и Факультативный протокол к нему.

Международный пакт о гражданских и политических права гласит, что мигранты не должны лишаться права поддерживать свою культуру, исповедовать свою религию и пользоваться своим языком. Пакт содержит и другие положения, касающиеся прав мигрантов. Так закрепляется ограничение на высылку иностранцев, законно находящихся на территории государств-участников Пакта (статья 13); запрещаются выступления в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющие собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (статья 20).

18 декабря 1990 г. Генеральная Ассамблея приняла «Международную Конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей», явившуюся результатом десятилетней работы специальной рабочей группы ООН. Конвенция еще не вступила в силу ввиду недостаточного числа присоединившихся к ней правительств и носит пока скорее декларативный характер. Для ее вступления в силу необходимо, чтобы она была ратифицирована 20 государствами; причем силу она будет иметь лишь для тех государств, которые ее ратифицируют. Затрагивая важнейшие социально-политические проблемы, связанные с присутствием в странах мигрантов, конвенция вместе с тем пока не получила широкого одобрения. Более того, официальные круги трех основных западных стран дали понять, что у их правительств нет намерений ее ратифицировать[10].

Международная Конвенция под термином «трудящийся-мигрант» понимает тех, кто собирается заниматься, занимается или занимался деятельностью, за которую выплачивается вознаграждение, в государстве, гражданином которого он не является (статья 2). Ею охвачены не только трудящиеся-мигранты, но и приграничные и сезонные работники, а также моряки, рыбаки, работники, занятые за границей на конкретных проектах, трудящиеся, работа которых связана с переездами, а также работающие не по найму (самостоятельно занятые). Конвенция, состоящая из 93 статьей, определяет основные права трудящихся-мигрантов и формирует принципы и меры их защиты в течение всего времени нахождения в другой стране, независимо от того, легально они приезжают или нелегально. Трудящиеся-мигранты трактуются не столько как экономические субъекты, сколько как социальные.

В 1998 году в странах Западной Европы насчитывалось 15,7 млн. иностранных граждан. Их численность зависит не только от величины миграционных потоков, но и от политики интеграции иностранцев в население страны. Остановимся кратко на основных методах регулирования миграционных потоков.

Европейский Совет подчеркнул необходимость комплексного подхода к управлению миграционными потоками и их регулированию, включая политические, общечеловеческие и экономические аспекты, путем вовлечения в это управление и стран выезда и стран транзитного проезда. Совет подчеркнул, что регулирование миграционных потоков включает в себя интенсивный диалог между странами приема, транзита и мигрантами как таковыми. Ключевым элементом должна служить информационная компания, благодаря которой потенциальные мигранты могут узнать обо всех способах легальной миграции и о том, что их ждет в стране приема, об опасности нелегальной миграции и нелегальных перевозок. Совет полагает, что шаги, предпринятые по разработке единой визовой политики для стран ЕС, должны быть соотнесены с мерами по предотвращению подделки и незаконного использования въездных документов.

Эффективный менеджмент миграционных потоков требует мониторинга и должен сопровождаться мерами по регулированию передвижений. Скоординированный подход к борьбе с нелегальной миграцией является отправной точкой для создания более открытой миграционной политики в странах ЕС. Феномен нелегальной миграции содержит ряд взаимосвязанных фаз, и каждая должна быть рассмотрена и решена в отдельности путем подбора определенных мер. Эти меры могут быть реализованы в странах выезда и транзита, а также в пунктах въезда (включая пограничный контроль и визовую политику).

Важный элемент в процессе регулирования, которому должен быть отдан приоритет, - это добровольной возвращение тех, кому не удалось получить разрешение на проживание, работу и т.д. в странах ЕС, или тех, кто не может больше находиться на территории ЕС. В случаях, когда призыв к добровольному возвращению не будет услышан, иммиграционная политика должна гарантировать силовое возвращение. Наиболее сильным фактором, который мог бы стимулировать возвращение граждан, незаконно пребывающих в стране, было бы подписание реадмиссионных соглашений. Выработка единых стандартов по принятию решений о выдворении, задержании и депортации, которые должны быть и эффективны, и гуманистичны, будет продолжена.

Регулирование экономической миграции должно четко соотноситься с рыночными запросами. Согласованная политика в отношении трудовых мигрантов должна быстро и эффективно реагировать на требования, предъявляемые рынком труда на национальном, региональном и местном уровнях, определять изменения сущности этих требований и взаимоувязывать их в целях создания более гибкой системы регулирования иммиграции в страны ЕС.

Легализация мигрантов. Самым сложным здесь остается вопрос о том, кого же собственно, признавать иммигрантом. Казалось бы самое простое считать иммигрантами людей, имеющих чужую национальность. Так, в Великобритании насчитывается 2,6 млн. человек, которых обычно считают иммигрантами. Однако большинство из них являются британскими гражданами. Место рождения также не может быть надежным критерием. Например, две трети детей немецких иммигрантов были рождены в Германии.

В странах со старыми колониальными связями возникает особенно много двусмысленностей и парадоксов. Так, французское правительство считает, что человек, приехавший с заморской территории, например из Гваделупы, является членом нации, если он имеет французский паспорт. Правительство Нидерландов, напротив, считает человека, имеющего голландский паспорт и приехавшего с неподалеку расположенного острова Святого Мартина, иммигрантом. Все это делает статистический анализ иммиграции крайне затрудненным, в результате получаются различные несоответствия не только между странами, но и внутри одной страны: во Франции в начале 80-х годов, например, различные министерства давали оценку общего количества иностранцев с разницей в 0,5 млн. человек.

Гражданство является одним из наиболее точных признаков, снижающих противоречивость данных. Если кто-то имеет один (или большее количество) паспортов, становится ясным, какого рода правами он обладает. Большинство людей получают гражданство при рождении, однако какое в точности гражданство они получают, зависит от национальных законов страны рождения. Двумя основными принципами являются право крови и право земли.

Право крови определяет гражданство в соответствии с национальностью отца (или, если это внебрачный ребенок, - матери). Существует мнение, что этот принцип восходит от кочевых сообществ, где род человека и его семья или племенные связи имели первостепенное значение. Такой принцип обычно используют страны, в которых нации существовали задолго до возникновения современного государства (например, немецкий народ).

Страны, из которых в прошлом была большая эмиграция, такие, как Норвегия и Швеция, также могут выбрать право крови, поскольку предоставление гражданства детям эмигрантов позволяет стране поддерживать контакты с диаспорами за рубежом. Право крови применяют большинство стран Западной и Северной Европы. Это означает, что потомки эмигрантов все еще могут вернуться и получить гражданство страны своих предков. Латиноамериканцы могут снова стать гражданами Италии, Португалии или Испании при условии, что они предъявят доказательства соответствующего происхождения. В настоящее время миллионы «этнических немцев» живут за рубежом, и они могут заявить свои права на восстановление жительства и гражданства в Германии.

Право земли предполагает предоставление гражданства каждому, рожденному в пределах границ государства. Считается, что это право было распространено преимущественно среди оседлых сообществ. Именно они придавали большое значение земле, на которой жили. Это право применялось в таких странах, как США, Канада и Австралия, где (за исключением разбросанных туземных племен) до колонизации не было единой нации, поскольку (по крайней мере в прошлом) в этих странах считалось необходимым поощрять иммиграцию. Право земли давало вновь прибывшим большее чувство уверенности. Англосаксонские и латиноамериканские страны тоже часто применяли это право.

Право земли имеет ограниченный характер, поскольку не предоставляет права на жительство людям, рожденным в любой другой стране. Однако его преимущество проявляется в том, что дети иммигрантов, рожденные в данной стране, могут получить гражданство независимо от того, пробыла мать в стране 30 лет или 30 секунд. Для некоторых людей это открывает прекрасную возможность для иммиграции. Многие мексиканские женщины в последние дни беременности пересекают границу, чтобы родить своих детей на территории США. Американо-мексиканская граница между Браунсвиллом и Ларедо усеяна клиниками, а акушерки получают от 200 до 700 долл. США за прием каждого маленького нового американского гражданина.

На практике многие страны применяют комбинацию двух указанных принципов. Они могут также менять баланс между ними, чтобы лучше приспособиться к современным условиям. В Великобритании традиционно применялось право земли, но трактовалось достаточно смутно, поскольку это понятие было расширено и включало в себя британские колонии, а также страны, которые после завоевания независимости остались в рамках Британского Содружества. В результате до 1981 года около 900 млн. человек могли претендовать на получение гражданства «Соединенного Королевства и колоний», а следовательно, получить большинство привилегий британских граждан. Перед угрозой широкомасштабной иммиграции из «Нового» (не белого) Сообщества британское правительство в 1981 году приняло «Акт по национальности», в котором указано, что автоматически гражданство присваивается только тем детям, которые рождаются на территории Великобритании. Был введен и элемент права крови, поскольку по крайней мере один из родителей должен был постоянно проживать на территории Великобритании.

Франция также имеет гибридную систему. Здесь основным принципом является право крови: дети французских граждан автоматически становятся французскими гражданами, даже если они рождаются за рубежом. Однако Франция применяет и элементы права земли: дети, рожденные во Франции от родителей-иммигрантов, могут получить французское гражданство, когда они достигнут совершеннолетия, при условии, что они проживали во Франции в течение предыдущих 5 лет, не сидели в тюрьме и не отказались от получения гражданства.

Другие страны, применяющие право крови, в последнее время также добавили элементы права земли. С января 1992 года Бельгия автоматически предоставляет гражданство иммигрантам в третьем поколении в возрасте до 18 лет, а те, кто старше 18, могут просто заявить о желании получить гражданство при очередной регистрации населения. Даже иммигранты во втором поколении в возрасте до 12 лет могут получить бельгийское гражданство по просьбе их родителей. В Дании и Нидерландах также были приняты законы, которые позволяют детям иностранцев более просто получить гражданство, если один из родителей родился в этой стране.

Другим условием натурализации может быть доказательство хорошего поведения в прошлом и декларация хорошего поведения в будущем. Например, в Бельгии это гарантия стремления интегрироваться в общество, а в Великобритании — декларация лояльности по отношению к короне. Во Франции и Германии, как и во многих арабских странах, условием получения гражданства является знание языка.

В США после всех основных требований и ответа на серию простых вопросов (типа «Кто был автором Конституции?») кандидат должен поклясться в верности флагу. Это делается для того, чтобы подчеркнуть, что гражданство включает в себя как обязанности, так и права.

Однако многие иммигранты, даже если они хотят жить в данной стране, не стремятся стать ее гражданами. Так, премьер-министр Австралии объявил 1988 год «годом гражданства» в надежде, что это подтолкнет к принятию примерно миллион людей, которые выполнили условия для предоставления им гражданства, но не подавали заявлении на его получение. Подобное явление также было отмечено в Северной Америке и большинстве европейских государств. Во время австралийской компании было проведено исследование отношения населения к натурализации. Более четверти лиц, не являющихся гражданами, заявили, что они не собираются натурализоваться, либо не видят в этом преимуществ. Еще большее число людей отказались изменить свою национальность. Аналогичное отношение довольно часто встречается и в Европе.

Право, на которое иммигранты могут претендовать в принимающей стране, зависит в определенной степени от их юридического статуса, который может представлять полный спектр возможных позиций - от полноправного гражданина до нелегального иммигранта.

Иммигранты, получившие гражданство вследствие натурализации либо иным путем, приобретают юридические права и обязанности наравне с остальными гражданами. Они могут голосовать на национальных выборах, занимать государственные должности, а также работать на любой работе. На практике же многие граждане-иммигранты, в особенности те, кого относят к этнической группе, имеют намного меньше экономических возможностей, чем большинство населения.

Постоянно проживающие - это определенный статус иммигрантов, не являющихся гражданами данного государства. Они имеют доступ к большинству общественных институтов, включая социальное страхование, жилье и здравоохранение. Имеющего статус «постоянно проживающего» обычно нельзя вынудить покинуть страну, если он вдруг окажется безработным. Во многих странах эти люди имеют право голоса, хотя возможны и ограничения (например, в Нидерландах иностранцы, прожившие как минимум пять лет, имеют право голоса только на выборах в местные органы). В некоторых случаях они также могут быть избранными: в Швеции в 1988 году 100 иностранцев были избраны в муниципальные советы.

Срок, который необходимо прожить в стране, чтобы получить статус «постоянно проживающего», широко варьируется: в Швеции - 1 год, в Швейцарии - 5 лет. Турецкие рабочие обнаружили, что статус «постоянно проживающего» намного легче получить в Нидерландах (его имеют 90% иммигрантов), чем в Германии (лишь 50%). Наиболее часто встречающееся ограничение для данной категории мигрантов - они не имеют право занимать государственные должности. Например, в Австралии они не могут стать государственными служащими.

Временные мигранты — это категория мигрантов, которые обычно имеют визу и разрешение на работу на определенный период времени. Некоторые из них совершают ежедневные поездки через границу, другие являются сезонными рабочими, которые приезжают на несколько месяцев. В Европе большое число рабочих путешествуют с востока на запад, чтобы помочь фермерам или подработать в отелях. Временные работники обычно имеют очень низкий уровень социальной защиты, поскольку они не живут в стране достаточно длительный период, чтобы внести вклад в системы социального страхования. В США временные работники не могут получать пособие по инвалидности, так как они не платят налогов, они обычно не получают пособие по безработице. Получение медицинской помощи также часто бывает проблематичным. Большинство стран Персидского залива, которые ввели бесплатное медицинское обслуживание своих граждан, не распространяют его на иммигрантов: последние вынуждены полностью полагаться на своих работодателей. Временные мигранты во всех странах должны иметь те же самые права на труд и уровень его оплаты, как и коренные жители, даже если им в этом отказывают. Например, в 1992 году суд во Флориде принял решение о выплате 50 млн.долл. 15 тыс. рабочих с Карибских островов, которые ежегодно приезжали в США для сбора сахарного тростника, потому что они не получали заработную плату в полном объеме.

Нелегальные мигранты. Положение этой категории мигрантов самое ненадежное, поскольку их могут в любое время депортировать. Однако это не означает, что они полностью лишены каких-либо прав. Не говоря уже об их праве на гуманное обращение, они могут при определенных условиях получить другие формы защиты. Например, в США Верховный Суд постановил, что дети нелегальных мигрантов могут иметь свободный доступ к системе образования, поскольку конституция провозглашает равную защиту закона для всех жителей страны, являются они гражданами или иностранцами. Нелегальным иммигрантам в отдельных случаях может быть предоставлена медицинская помощь (бесплатное лечение для бедняков). Так, в 1993 году в Калифорнии около 300 тыс. иностранцев получили медицинскую помощь без документов. В Японии даже нелегальные рабочие получают компенсацию за несчастные случаи на работе. Около 60% иностранцев, обращающихся в больницы, не имеют медицинской страховки. Тем не менее большинство больниц обычно их принимают.

[1] Зайончковская Ж.А. Трудовая миграция в СНГ с позиций общества, семьи и личности. В сб.: миграция населения. Вып. 2: Трудовая миграция в России. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001. с. 4.

[2] Права человека: Изложение фактов» № 24: Права трудящихся мигрантов/Всемирная кампания за права человека. ООН. Женева, 1997. Август. С. 33

[3] Стокер П. Работа иностранцев: Обзор международной миграции рабочей силы. Пер. с англ. /Международное бюро труда. Женева. М., 1996г. С. 310—317

[4] Права человека: Изложение фактов» № 24: Права трудящихся мигрантов/Всемирная кампания за права человека. ООН Женева, 1997. Август. С. 35

[5] Зайончковская Ж.А. Трудовая миграция в СНГ с позиций общества, семьи и личности. В сб.: миграция населения. Вып. 2: Трудовая миграция в России. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001. с. 8.

[6] Стокер. П. Работа иностранцев:Обзор международной миграции рабочее силы. Пер. С англ.// Международное Бюро Труда. Женева. М. , 1996. С. 173

[7] Стокер. П. Работа иностранцев: Обзор международной миграции рабочее силы. Пер. с англ.// Международное Бюро Труда. Женева. М. , 1996. С. 173

[8] Пирожков С, Малиновская Е., Марченко Н. Внешняя миграция в Украине: Причины, следствия, стратегии. Пер. с укр. Киев, 1998. С. 127

[9] Красинец Е.С. Внешняя трудовая миграция в Россию. В сб.: миграция населения. Вып. 2: Трудовая миграция в России. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001. с. 82—83.

[10] Щербакова Н.И. правовое регулирование международной трудовой миграции. В сб.: миграция населения. Вып. 2: Трудовая миграция в России. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001. с. 148.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!