Требования к профессиональной компетенции менеджеров

Содержание

Введение           2
1. Требования к функциональным качествам менеджера   3
2. Личностные качества необходимые менеджеру    8
Заключение           14
Список литературы         15

Введение

Говоря об управленческих процессах, мы всегда подразумеваем фигуру «менеджера» - человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. В более общем смысле иногда применяется термин «администрация», «администрирование», который в большей степени отражает обезличенную систему управления.
Но когда говорят «менеджер», то, по большому счету, имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же менеджер - это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку. В этом качестве менеджер коренным образом отличается от предпринимателей, бизнесменов. Зачастую, такие характеристики, как личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно работать, не считаясь с отдыхом, т.е. все то, что традиционно считается чертами хорошего предпринимателя, вовсе не обязательно свидетельствуют о возможности того же самого человека эффективно управлять организацией по мере того, как она становится больше. Некоторые предприниматели могут просто не иметь способности или склонности эффективно выполнять управленческие функции, такие как планирование, организация, мотивация и контроль.

1. Требования к функциональным качествам менеджера

Менеджером считается лицо, направляющее и координирующее работу исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках установленных полномочий выполнять все его требования. Сам менеджер может решать задачи исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике работы (2, с. 17).
В зависимости от уровня в управленческой иерархии можно выделить три типа менеджеров: высшего, среднего и низшего звена. Они отличаются друг от друга набором выполняемых функций, их соотношением, формой и средствами деятельности, объемом полномочий и возможностей.
К высшим менеджерам относятся члены совета директоров, президенты, вице-президенты и некоторые другие категории менеджеров. Их деятельность требует большого опыта, не имеет завершения в конкретной форме и не регламентируется нормами выработки или времени.
Основные обязанности высших менеджеров организации состоят в формулировке ее миссии, ценностей, политики, основных стандартов деятельности, структуры и системы управления, общем контроле, представительстве на переговорах с государственными органами и главными контрагентами.
В обязанности первого менеджера входит, например, организация работы в рамках, определяемых законодательством, уставом и другими документами; распоряжение в обусловленных рамках имуществом и средствами без специальной доверенности; заключение и расторжение хозяйственных договоров, открытие счетов в банках; решение кадровых вопросов; стимулирование подчиненных менеджеров.
Обязанности представляют собой нормативно закрепленный круг действий, возложенных на орган управления или должность и безусловных для исполнения.
Официальные обязанности бывают общими (определяются конституцией), специальными (возложенными руководством конкретного органа управления) и служебными, предопределяемыми совокупностью функций, присущих данной должности. Обязанности закрепляются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, положениями, контрактом, техническими правилами, инструкциями, приказами, распоряжениями администрации (2, с. 19).
Все это требует глубоких и всесторонних знаний, аналитических способностей, задатков политика, дипломата, публициста, оратора, которые в одном лице практически никогда не совмещаются. Поэтому сегодня в крупной организации первые менеджеры единолично уже не могут принимать все решения и переходят к руководству процессом их выработки в составе команды, где являются уже не «боссами», а первыми среди равных.
Для высшего менеджера важны также способности быстро перерабатывать поступающую информацию, видеть и выделять существенное в том, чего не замечают другие, эффективно и наименьшими затратами идти к реализации поставленной цели, находить простые решения сложных проблем. Менеджеру необходим дар предвидения, позволяющий чувствовать новое, точно прогнозировать наиболее характерные тенденции развития деловой ситуации. Способность к риску - один из главных критериев в оценке профессиональной пригодности менеджера. Причем имеется в виду умение находить необходимые решения в условиях большой степени риска. Он должен не бояться рисковать, не утрачивая при этом реализма и при необходимости открыто признавая допущенные ошибки.
Команда высшего руководства обычно подбирается первым руководителем, или по-другому главным администратором, занимающим свою должность на основании контракта с собственником (государством, акционерами, пайщиками), являющимся его доверенным лицом и несущим перед ним полную ответственность за состояние и результаты работы организации (6, с. 55).
Менеджеры среднего звена (основных подразделений и предприятий, входящих в данную организацию) назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества вверенных им подразделений. Работа менеджеров среднего звена в большей степени зависит от особенностей подразделения, чем от общефирменных задач.
Через подчиненных менеджеров низового уровня они управляют текущей деятельностью: устанавливают задания исполнителям, осуществляют контроль, проводят мероприятия по совершенствованию организации и технологии производства, условий труда, соблюдению производственной, технологической, трудовой дисциплины, санитарных норм. Им предоставлено право решать кадровые вопросы (частично - самостоятельно, частично - выходя с предложениями к руководству организации), поощрять или наказывать своих подчиненных.
На менеджеров низового звена (начальников отделов, секторов, цехов, участков) ложится вся тяжесть повседневного управления персоналом и производственным процессом (2, с. 18).
Они осуществляют распределение заданий, разработку графиков, организацию и координацию труда подчиненных; обеспечение условий для выполнения ими качественно и в срок производственных заданий; контроль заходом работы, соблюдением сроков, рациональным использованием оборудования, материальных и иных ресурсов, производственной дисциплиной, техникой безопасности; содействие рационализаторству, изобретательству, внедрению передовых методов работы. Менеджеры низового звена имеют право в установленном порядке премировать подчиненных, налагать на них дисциплинарную ответственность, делать соответствующие представления руководству подразделений и организации.
Их работа характеризуется частой сменой небольших по масштабам задач - мастера решают проблемы в среднем не более минуты, а решения охватывают срок не более двух недель. Около половины времени мастера при этом затрачивают на общение с работниками.
Председатель правления должен обладать видением будущего и способностью решать ключевые задачи на срок более 20 лет; члены правления - на срок 15-20 лет; менеджеры самостоятельных подразделений - на срок до 10 лет; несамостоятельных подразделений - на срок до 5 лет; менеджеры групп - на срок до полугода; рядовые сотрудники определяют задачи на один месяц.
На практике целесообразно составлять Карту ключевых задач менеджера, которая включает:
1) Общие данные (фамилия, имя, отчество, должность, место в организации, основные функции, сферы ответственности, права и обязанности).
2) Перечень ключевых задач, оформляемый в виде таблицы.
3) Перечень обязанностей, связанных с решением ключевых задач, стоящих перед руководителем.
4) Сведения о решении задач.
5) Информацию, на основе которой можно определить: участок работы, где менеджер нуждается в помощи и ее возможные формы.
6) Направления и способы повышения квалификации.
7) Недостатки организационной и управленческой структуры.
8) Недостатки в основной, вспомогательной деятельности и управлении.
9) Направления улучшения работы.
Помимо официальных обязанностей, закрепленных в соответствующих документах, менеджеры несут обязанности неофициальные. Менеджеры не должны:
- неуважительно отзываться о коллегах, их работе, подчеркивать недостатки, указывать на их меньшую загрузку;
- перекладывать свои обязанности на других;
- высказывать сомнения в присутствии подчиненных о способностях коллег;
- стремиться переложить на других рутинную работу;
- замалчивать или приписывать себе чужие результаты;
- подчеркивать свою ведущую роль;
- высокомерно относиться к менее опытным;
- решать вопросы за других;
- избегать категорических оценок, язвительных замечаний.
Выполнение неофициальных обязанностей очень важно, поскольку на практике не только подчиненные зависят от менеджера, но сам он во многом зависит от них, от их знаний, умения работать, готовности исполнять его распоряжения и неофициальные просьбы (2, с. 22).

2. Личностные качества необходимые менеджеру

Качества, необходимые менеджерам, большинство специалистов разделяет на три группы: профессиональные, личные и деловые.
К профессиональным относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста и обладание которыми является лишь необходимой предпосылкой выполнения им обязанностей менеджера. Ими являются:
- высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии;
- широта взглядов, эрудиция, глубокое знание как своей и смежных сфер деятельности;
- стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
- поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение.
- умение планировать свою работу.
Выделяют три группы навыков, составляющие основу профессиональной деятельности менеджера: концептуальную (на высшем уровне ее доля доходит до 50%), межличностную и специальную (техническую). На низших уровнях управления ее доля также составляет около 50% (8, с. 47).
Личные качества менеджера также мало чем должны отличаться от других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались, поэтому обладание ими тоже всего лишь предпосылка успешного руководства. Здесь можно упомянуть: высокие моральные стандарты; физическое и психологическое здоровье; высокий уровень внутренней культуры; отзывчивость, заботливость, доброжелательное отношение к людям; оптимизм, уверенность в себе.
Однако руководителем делают человека не профессиональные или личные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:
- знание организации, способность обеспечить ее деятельность всем необходимым, ставить и распределить среди исполнителей задачи, координировать и контролировать их осуществление; побуждать к труду;
- энергичность, доминантность, честолюбие, стремление к власти, личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, воля, требовательность, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;
- контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;
- целеустремленность, инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, но при необходимости легко перестроиться;
- ответственность, способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем, взаимоотношениями с окружающими, воспитывать их;
- стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных и т.п. (8, с. 51)
Чтобы быть признанным лидером в коллективе, менеджер должен проявлять стремление к сотрудничеству, коммуникабельности (навыки социального взаимодействия), сочувствие и уважение к своим подчиненным, желание и готовность прийти к ним на помощь. Вместе с тем он должен быть способен к принятию подчас жестких, непопулярных, но оправданных по ситуации решений. Менеджер не может рассчитывать на успех в своей профессиональной деятельности, если ему не присуща уверенность в себе, т.е. обоснованная вера в свои способности выполнить стоящие перед ним задачи. Уверенный в себе менеджер опирается на самоконтроль и критически относится к своей личности, беспристрастно оценивая свои возможности и поведение, выявляет собственные недостатки и ошибки, анализирует их причины и принимает меры к их устранению. Не умеющий владеть собой человек характеризуется неуравновешенностью, вспыльчивостью, возбудимостью, склонностью к совершению импульсивных поступков, принятию необдуманных решений. Поэтому трудно переоценить значение самообладания, стрессо-устойчивости для менеджера, от которого нередко в процессе работы требуется быстро перестраиваться в новой обстановке, переносить регулярные эмоциональные нагрузки и при этом сохранять хладнокровие, не показывать сотрудникам раздражения.
Авторитет менеджера среди подчиненных во многом основан на том, насколько он сам способен руководствоваться в своей деятельности чувством профессионального долга и ответственности, следовать сказанному им слову и выполнять обещания. Едва ли не нормой профессиональной деятельности менеджера является необходимость в преодолении тех или иных препятствий, возникающих по ходу решаемых им задач. Чтобы справиться с ними, менеджер должен обладать необходимым волевым потенциалом, быть целеустремленным и готовым постоянно прилагать требуемые от него усилия. Чувство юмора помогает менеджеру оказывать положительное влияние на психологический климат в группе, улучшать производственные отношения.
Необходимо отдельно сказать о специфике проявления деловых качеств у женщин. Они, как правило, хуже мужчин адаптируются на руководящих должностях ввиду необходимости сочетания сложных условий деятельности, ненормированной продолжительности рабочего дня и домашних проблем. Поэтому женщины чаще довольствуются средними постами, или руководят небольшими организациями (подразделениями) с простой структурой. Кроме того, женщины в целом менее: психически устойчивы, независимы, инициативны, смелы, способны контролировать себя, преодолевать трудности, раньше уходят на пенсию.
Данные обследований дают следующие характеристики идеальных менеджеров (в порядке убывания значения):
Развитые страны Россия
1. Лидерство
2. Эффективность руководства
3. Видение перспектив
4. Достижение согласия
5. Предприимчивость Личные достоинства
Личные связи
Лояльность
Предприимчивость
Лидерство
Основными характеристиками сильных менеджеров российских фирм считаются:
1. Сознательный поиск контактов с сотрудниками на рабочих местах.
2. Стремление повысить свой авторитет.
3. Сохранение независимости в суждениях и действиях.
4. Стремление создать работоспособный коллектив и опереться на него в работе.
5. Попытка блокировать вмешательство высшего руководства.
6. Неумолимость требований о выполнении собственных рекомендаций.
7. Стремление выработать собственную позицию по проблемам.
8. Умение правильно распределять обязанности.
9. Стремление иметь ясные цели работы и развития.
10. Отсутствие попыток уклоняться от принятия решений.
11. Умение добиться единого образа мышления и действий.
Исследовать личные и деловые качества менеджера позволяет методика «графического профиля», которая состоит в том, что эксперты (вышестоящие менеджеры, коллеги, подчиненные) по пятибалльной шкале оценивают частоту проявления качеств, приведенных в списке или сформулированных самостоятельно.
Затем строится график, на котором по горизонтали откладываются факторы оценки, а по вертикали верхние и нижние ее границы. В их рамках выделяются: 1) суперзона, 2) перспективная зона, 3) потенциальная зона, 4) номинальная зона.
Для определения верхней и нижней границ могут использоваться максимальные и минимальные для данной совокупности изучаемых менеджеров оценки качеств, а для внутренних границ зон - усредненные (расчеты ведутся с точностью до 0,1 балла). На общий график накладываются индивидуальные профили оцениваемых менеджеров, что облегчает их сопоставление. Приведем список возможных факторов оценки:
Ответственность Честность и добросовестность.
Чуткость и внимательность к людям Чувство нового
Самокритичность, Умение наводить и поддерживать
умение прислушиваться к критике. дисциплину в коллективе.
Личная дисциплина. Трудолюбие.
Умение планомерно вести работу. Способность видеть перспективу.
Умение воздействовать на окружающих. Умение учить и воспитывать.
Знание техники, технологии, экономики. Умение подбирать кадры.
Умение создавать сплоченный коллектив. Умение контролировать.
Умение управлять в сложных ситуациях. Целеустремленность.
Умение коротко и ясно говорить. Умение писать деловые письма.
Умение быстро принимать решения. Умение слушать.
Требования к менеджерам в отношении этих качеств неодинаковы на различных уровнях управления. На низших, например, в большей степени ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на высших - на первое место выдвигаются умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчиненных.
В этих условиях целесообразнее всего ориентироваться на требования должностных инструкций, или паспорта рабочего места менеджера.
В заключение нужно сказать о личном имидже менеджера. Его формируют обстановка кабинета, одежда, внешность, поведение, аккуратность, вкус и т.п.
Все они в определенном роде представляют собой символы, которые должны соответствовать делам и положению фирмы.
В служебных помещениях лучше подчеркивать равенство, например в приемной стулья располагать в ряд, а не друг напротив друга, не увешивать кабинет фотографиями начальства и наградами, ибо это создает представление иерархичности организации и идеологизированности ее внутренней жизни.

Заключение

Итак, подводя итоги данного реферата, выделим основные требования к профессиональной компетенции менеджера.
Выделяют три группы навыков, составляющие основу профессиональной деятельности менеджера: концептуальную (на высшем уровне ее доля доходит до 50%), межличностную и специальную (техническую). На низших уровнях управления ее доля также составляет около 50%.
Управленческая работа требует глубоких и всесторонних знаний, аналитических способностей, задатков политика, дипломата, публициста, оратора, которые в одном лице практически никогда не совмещаются:
- высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии;
- широта взглядов, эрудиция, глубокое знание как своей и смежных сфер деятельности;
- стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
- поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение.
- умение планировать свою работу.
Указанные выше качества позволят менеджеру эффективно решать большинство управленческих задач.

Список литературы

1. Алексеев А. А., Громова Л. А. Психогеометрия для менеджеров.  - Л., 1991.
2. Андреев В. И. Саморазвитие менеджера.  - М., 1995.
3. Бандурка А.М. Психология управления. – М., 1998.
4. Богомолов Н. Н. Доктрина "человеческих отношений".  - М., 1970.
5. Вознесенская В. Средства создания имиджа. – М.: Владос, 1998.
6. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя - практика.  - М.,1991.
7. Гринберг Г. Портрет лидера. – М.: Вагриус, 1995.
8. Дейнеко О. А. Рационализация труда руководителя.  - М., 1983.
9. Джеймс Д. Эффективный самомаркетинг. Искусство создания положительного образа. – М.: Логос, 1998.
10. Жариков Е. С. Уроки психолога для руководителя.  - М., 1990.
11. Земфир К. Удовлетворенность трудом.  - М., 1983.
12. Иванов В. Манеры, лицо, стиль. – М.: Репринт, 1999.
13. Ковалевский С. Руководитель и подчиненный.  - М., 1973.
14. Кричевский Р. Л. Если Вы - руководитель: Элементы психологии в повседневной работе.  - М., 1993.

(17.9 KiB, 39 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!