Требования к качеству и эффективности стратегического управленческого решения

Содержание

Введение            3
1. Понятие управленческого решения       4
2. Требования к качеству стратегического управленческого решения 5
2. Требования к эффективности стратегического управленческого
решения            7
Заключение           14
Список литературы          15

Введение

В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом.
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Принятие решений - это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации в этом случае решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого продукта.
Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план - это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.

1. Понятие управленческого решения

Какие бы вопросы бизнеса не приходилось решать менеджеру, главным всегда является принять вовремя самое лучшее управленческое решение. Любой человек, взрослея, познает на практике процесс принятия решений. Каждый из нас в течение дня принимает сотни, а на протяжении жизни - тысячи и миллионы решений. Решение - это выбор альтернативы. Выбор одежды для театра, выбор спутника жизни или места работы - все это решения, хотя альтернатив обычно множество. Как правило, каждодневные решения мы принимаем без систематического анализа.
В рамках управления принятие решения намного более систематизированный процесс (3, с. 391). Менеджер несет здесь огромную ответственность. Он выбирает направление действий не только для себя, но и для всей организации, для всех работников. Иногда те, кто находится на верхних этажах солидной организации, принимают решения, связанные с миллионами долларов. Некоторые управленческие решения сильно воздействуют на жизнь многих людей, прежде всего каждого из тех, кто работает с принявшим это решение руководителем.
Ответственность за принятие важных организационных и управленческих решений - тяжелое моральное бремя, что ярко проявляется на самых высоких уровнях управления. Руководители любого ранга имеют обычно дело с собственностью, принадлежащей другим людям, и через нее влияют на их жизнь. Когда руководитель решает уволить подчиненного, последний может быть сильно травмирован. Но если некомпетентного работника не остановить, то от его деятельности может основательно пострадать организация, что, естественно, отрицательно скажется на ее владельцах и сотрудниках. Поскольку цена ошибки порой колоссальна, руководитель не имеет права принимать непродуманных решений. Менеджер призван действовать рационально и эффективно.
Принятие решений в организации характеризуется как:
• сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;
• поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;
• процесс взаимодействия членов организации;
• выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;
• часть общего процесса управления;
• неизбежная часть ежедневной работы менеджера;
• важно для выполнения всех других функций управления.
То, как правильно принимать решения, изучается и описывается наукой и может быть познано из книг. Принятие правильных решений - это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развиваются с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность первого и второго, знания и умения составляют компетентность любого руководителя и, в зависимости от достигнутого уровня компетентности, говорят об эффективности работы менеджера.

2. Требования к качеству стратегического управленческого решения

Для того, чтобы быть качественным, т.е. достигать некоторых поставленных целей, решение должно удовлетворять ряду требовании:
• быть реальным, т.е. исходить из достижимых целей реально располагаемых ресурсов и времени;
• содержать механизмы реализации, т.е. содержание решения должно включать разделы, охватывающие организацию контроль при реализации решений;
• быть устойчивым по эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных;
• готовиться, приниматься и выполняться в реальном масштабе времени тех процессов, которыми управляют с учетом возможных скоростей развития нештатных ситуаций-
• быть реализуемым, т.е. не содержать положений, которые сорвут исполнение в результате порождаемых им конфликтов;
• быть гибким, т.е. изменять цель и (или) алгоритм достижения цели при изменении внешних или внутренних условий, содержать описание состояний объекта управления, внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения;
•предусматривать возможность верификации и контроля исполнения (12, с. 166).
При этом цели и задачи должны быть реальными, соотноситься с располагаемыми ресурсами и их видами для решения конкретных задач, а также теми способами и технологиями, которые предполагается применить. Это предполагает использование различных видов нормирования при прогнозировании и планировании решений.
Решение будет реализуемым, если оно предусматривает: организацию, стимулирование (мотивацию), контроль выполнения. Организация выполнения решения может включать два аспекта:
• во-первых, это организация новой системы при решении крупной новой проблемы. В этом случае может использоваться метод функционально-логического проектирования структур.
• во-вторых, это изменение функций, структуры, параметров уже существующей системы. В частности, важно избежать в организации линейно-функционального конфликта, порождаемого несоответствием административного деления (департаментизации) организации и используемых технологий. При этом происходит перераспределение функций подразделений, их специализации и, соответственно, власти, ответственности, ролей отдельных менеджеров в организации, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

2. Требования к эффективности стратегического управленческого решения

Рассмотрим теперь понятие эффективности стратегического решения и требования к нему.
Чтобы достичь эффекта в операции, необходимо выбрать и реализовать конкретный способ проведения операции, т. е. определить конкретные активные средства, которые будут задействованы, объекты приложения усилий, а также условия (штатные) исполнения предписанных действий. Объектами приложения усилий в каждом из возможных способов могут быть принципиально только два: какие-то из физических (неодушевленных) объектов операции или субъекты операции. Эффект от воздействия по физическим объектам приводит к изменению их состояния (например, пятно от пролива нефтепродуктов из трюмов танкера может быть "ликвидировано" или "не ликвидировано"), связей между объектами, формы или качества элементов, входящих в систему, подвергающуюся воздействию.
Эффект от воздействия по субъектам операции приводит к тому, что у этих субъектов изменяются мнения относительно чего-либо, суждения о чем-либо или впечатления и оценки. Например, в ходе экономической операции по оценке эффективности инвестиционных проектов могут быть проведены переговоры с инвесторами, предварительные расчеты и другие действия. При осуществлении этих целенаправленных действий у конкурентов стремятся создать впечатление, что руководство предприятием (фирмы) готово принять тот или иной проект, и это может дать положительный эффект, заставить конкурентов прийти к мнению о благоприятном инвестиционном климате, пересмотреть и даже изменить свои намерения в отношении к инвестиционному проекту (2, с. 84).
Исходя из приведенных толкований и примеров под эффективностью решения будем понимать степень полезности для лица принимающего решение (ЛПР) предполагаемого (будущего) или действительно полученного в операции эффекта. Суждение об эффективности решения может быть вынесено ЛПР, например в качественной шкале, и отражать как минимум три градации предпочтительности ожидаемого или полученного эффекта:
 "положительный эффект" (полезный);
 "нулевой эффект";
 "отрицательный эффект" (вредный).
В свою очередь, степень эффективности решений в рамках каждой из градаций может быть уточнена с использованием числовой (например, порядковой или балльной шкалы), а иногда - количественной шкалы.
Следовательно, получается, что эффективность решения - это субъективная оценка его качества, оценка, с точки зрения ЛПР, полезности рассматриваемого решения для достижения цели операции. Такую оценку ЛПР выносит для себя перед ответственным моментом - перед принятием решения о том, какую из альтернатив в операции предпочесть. Именно эта оценка и является рациональной основой для осмысленного выбора. Окончательно примем, что эффективность решения - это степень соответствия ожидаемого уровня полезного эффекта для ЛПР от проведения операции желаемому (идеальному) уровню полезности.
В литературе по стратегическому управлению специалисты различают два аспекта эффективности управленческих решений. Один (целевой) отражает меру достижения целей организации, а другой (затратный) - экономичность способов преобразования ресурсов в результаты производства. Выявление целей и образа действий для их достижения является предметом стратегического планирования. Выбор же технологий преобразований ресурсов в заданные результаты представляет собой тактическую задачу. Правомерно поэтому целевую эффективность назвать стратегической, а затратную - тактической. Исследование названного понятия в связке с тактической эффективностью означает группировку соответствующих показателей по признаку, адекватному природе управленческих решений. Это дает возможность более четко определить области их применения (2, с. 92).
Целевой аспект эффективности управленческих решений был осознан в 70-80-е годы, когда существенно изменились взгляды на роль предприятия в обществе и отношение к его персоналу. Первоначально, в эпоху свободной конкуренции, когда преобладали предпринимательские фирмы, они воспринимались их владельцами как средство достижения только одной цели - максимизации прибыли, а персонал рассматривался как один из факторов производства Естественно, что и эффективность предпринимательской деятельности измерялась массой прибыли или ее отношением к вложенному капиталу. По мере усиления регулирующего воздействия на бизнес со стороны государства и общества стало ясно, что фирмы несут определенную ответственность перед обществом. Таким образом, вычленялись внешние для производства цели, например, - социальные, политические, экономические и т.д. Следовательно, эффективное решение (или эффективный выбор) не означает сведение оценок эффективности деятельности предприятий лишь к одной -отношению результата к затратам. На деле это означает игнорирование критериев принятия стратегических решений, от которых зависит их качество.
Эффективность деятельности предприятия в целом зависит от следующих факторов:
•  качества целеполагания, т.е. соответствия планируемых целей требованиям внешней среды, возможностям предприятия и интересам персонала;
• силы и направленности мотиваций, побуждающих членов организации к достижению целей;
• адекватности выбранных стратегий поставленным целям;
• объема и качества вовлекаемых в производство ресурсов (тактический аспект эффективности).
Однако целевой и затратный принципы эффективного решения, по мнению многих авторов, не являются единственными критериями определения эффективности управленческого решения. Эти авторы считают, что в реальных задачах принятия решений к этапу выбора все еще сохраняется большая неопределенность информации, обусловленная наличием многих ситуаций и целей. Поэтому сразу осуществить выбор единственного решения из множества сформулированных очень сложно. В связи с этим используется принцип последовательного уменьшения неопределенности, заключающийся в последовательном сужении множества решений (альтернатив). Множество альтернативных решений сужается до множества допустимых решений на основе учета ограничений. Приемлемыми, или допустимыми, называются решения, удовлетворяющие множеству ограничений. Процедура получения множества приемлемых решений из исходного множества может выполняться путем логического мышления или формально, в зависимости от степени формализации информации.
Каким бы опытным и искусным ни было ЛПР, оно никогда не застраховано от неудач в своей деятельности. Это давно уже считается аксиомой управления и ТПР. Причин для подобного пессимистического взгляда на реальности управления много. Среди них есть и объективные, и субъективные. Объективные причины - это те, которые не зависят от личности человека, диктуются внешними обстоятельствами.
Одной из наиболее веских объективных причин неудач в управлении следует считать рискованность, неопределенность "механизма ситуации".
Руководитель всегда принимает решения, основываясь только на доступной ему в данный момент информации об обстановке. Однако совершенно ясно, что информация о ситуации и сама ситуация - это далеко не одно и то же. Информация о ситуации - это упрощенный образ, ее модель. Как и всякая модель, информация о ситуации, конечно же, обладает ограниченной полнотой, точностью и своевременностью сведений и данных (11).
ЛПР всегда должно действовать, помня, что только решения и планы бывают идеальными, а люди и обстоятельства всегда реальны, и поэтому любое управленческое решение, любой план несет в себе возможность не только успеха, но и неудачи.
К сожалению, после того как стратегическое решение уже будет принято и реализовано, представление ЛПР об эффективности этого решения может измениться (стать иным). Это обусловлено тем, что только после реализации решения, после того, как выяснится, что было сделано правильно, а что - неверно, станет окончательно ясно, действительно ли проблема решена или же своим решением ЛПР только усугубило исходную проблему, породило новые трудности. Таким образом, правильнее говорить как бы о двух оценках эффективности решений: о теоретической (априорной) эффективности решения, на основе которой делается обоснованный выбор наилучшей альтернативы для реализации, и о фактической (апостериорной) эффективности решения.
Хороший управленец должен обладать "холодной головой" и способностью к беспристрастному анализу ситуации. Для этого в сложных ситуациях необходимо прибегать к использованию как качественных, так и количественных методов анализа решений. Такую способность у ЛПР назовем рассудительностью. Однако одной рассудительности мало. Многие люди обладают способностью провести глубокий анализ или сделать важные выводы из него. Многие могут длительное время изучать закономерности и взаимосвязи. Из такого типа людей получаются хорошие аналитики, эксперты, исполнители. Однако для того, чтобы стать настоящим руководителем (менеджером), ЛПР, нужны и другие важные качества личности. Русский генерал М. Д. Скобелев так говорил об этом: "Талант полководца - это соединение ума и воли. Ум необходим для нахождения единственно правильного решения, воля столь же необходима для проведения этого решения в жизнь, когда приходится преодолевать сопротивление не только противника, также стремящегося к победе, но нередко и несогласие вышестоящих начальников или своих же подчиненных. Уверенность полководца в своей правоте, в своих решениях, находящая выражение в его решительности, передается войскам, ощущается ими, как ощущаются и его колебания, ведущие к перемене приказов, его нерешительность, выдающая неуверенность в своих действиях. Решительному полководцу войска верят и охотно следуют за ним. И напротив, его нерешительность порождает неуверенность войск в своем вожде и в возможности достижения победы. Если волю и решительность объединить понятием "характер", то можно говорить о том соотношении ума и характера, которое необходимо военному человеку" [30]. А вот еще мнение. Подводя итоги своего огромного военного опыта, Наполеон высказывал на этот счет следующее мнение: "Военный человек должен иметь столько же характера, сколько и ума". Таким образом, чтобы повысить эффективность своих решений, ЛПР должно обладать смелостью, решительностью, твердостью в отстаивании и воплощении собственных идей и решений на практике. Совокупность этих качеств личности обобщим словом "характер" (3, с. 194).
Но и этого еще недостаточно, чтобы повысить шансы на успех, добиваться успеха как можно более значительного и как можно чаще. На эффективность решений, несомненно, оказывают влияние такие качества личности управленца, как его предприимчивость и неустанный поиск нового (инициативность), и, конечно же, - его опыт. Это не только личный опыт ЛПР, но и его способность обратиться к опыту других, умение окружить себя талантливыми людьми. Последнее качество А. В. Суворов относил к отличительной особенности великих людей. Он так писал князю Потемкину: "Главное дарование великого человека - знать избирать особ по их талантам".

Заключение

Итак, решение - это выбор альтернативы. Менеджер несет здесь огромную ответственность. Он выбирает направление действий не только для себя, но и для всей организации, для всех работников. Некоторые управленческие решения сильно воздействуют на жизнь многих людей, прежде всего каждого из тех, кто работает с принявшим это решение руководителем.
Ответственность за принятие стратегических управленческих решений - тяжелое моральное бремя, что ярко проявляется на самых высоких уровнях управления. Принятие решений в организации характеризуется как: сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком; поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях; процесс взаимодействия членов организации; выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды; часть общего процесса управления; неизбежная часть ежедневной работы менеджера; важно для выполнения всех других функций управления.
Принятие управленческих решений зависит от многих факторов: от личных качеств руководителя, от среды принятия решения, от определенности или от неопределенности, от степени риска, информационных ограничений, поведенческих ограничений, от возможности негативных последствий и т. д. Эффективно действующий менеджер призван учитывать эти факторы при анализе вариантов решения проблемы. Экономика нашей страны выйдет из кризиса тогда, когда в достатке будут талантливые менеджеры, способные быстро принимать верные решения.

Список литературы

1. Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. Управление персоналом. – Минск: Экоперспектива, 2000.
2. Веснин В.Р. Технология принятия управленческого решения. – М.: Элит, 2007.
3. Виханский О.С. Менеджмент. – М.: Гардарики, 2002.
4. Герчикова, И. М. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.
5. Кохно П. А. и др. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2003.
6. Лебедев О. Т., Каньковская А, Р. Основы менеджмента. - СПб.: НДМиМ, 2004.
7. Мескон М. X. и др. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 2004.
8. Радугин А. А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж, 2005.
9. Симоненко В. Д. Основы менеджмента: Краткий курс лекций. - Брянск: БГПУ, 2001.
10. Тихонравов Ю. В. и др. Теория управления. - М.: Вестник, 2001.
11. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кабанова. – М.: ИНФРА-М, 2005.
12. Уткин Э. А. Курс менеджмента. – М.: Зеркало, 2005.

(15.2 KiB, 41 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!