Требования и подходы к формированию организационных структур

Организационная структура управления предприятием пред­ставлена множеством компонентов, но обязательно должна обеспе­чивать единую систему, функционирование отдельных элементов в которой взаимозависимо и взаимообусловлено.

Эффективное управление деятельностью предприятия, орга­низации требует разделения функций управления и видов управ­ленческих воздействий, специализации кадров на выполнение оп­ределенной работы (разработка технических, технологических воп­росов, обслуживание производства, планирование, учет, снабжение и т. п.), а также взаимоувязки, согласования выполнения этих фун­кций между собой. Для этого требуется создание относительно не­зависимых, но подчиненных единой цели подсистем, образующих организационную структуру управления. Эта структура форми­руется обычно в два этапа. На первом этапе осуществляются рас­членение производства (производства товаров и услуг) на пример­но равновеликие структурные единицы, управление которыми мо­жет осуществляться относительно независимо, параллельно. Это деление идет как бы по горизонтали. Второй этап заключается в иерархическом формировании структуры по вертикали и может вестись либо одновременно с первым этапом, разделяя структуру сверху вниз, либо последовательно объединяя выделенные элемен­ты (подразделения) снизу вверх. Таким образом, устанавливаются уровни управления, иерархия управленческих функций и задач, создается линейная структура предприятия, организации. Важней­шим критерием формирования организационной структуры сле­дует считать управляемость подразделений, т. е. степень их реаги­рования на управляющие воздействия.

Следовательно, организационная структура строится вертикаль­но и состоит из звеньев, элементов с фиксированными функциями,уровней, как совокупности звеньев с одинаковой сложностью подчиненных объектов и одинаковой ответственностью; управ­ленческих цепочек или линий по вертикали с однородными по виду деятельности объектами.

Обобщение опыта управленческой деятельности и теоретичес­ких положений позволило сформулировать ряд требований для формирования эффективных организационных структур.

1. Не допускать дублирования функций, их пересечений, нечет­кости разделения между звеньями и руководителями, так как это ведет к несогласованности и безответственности.

2. Соблюдать принцип единоначалия и установленные фор­мальные связи.

3. Не допускать наличия в структуре управления звеньев, не несущих никакой ответственности, ограничивая в подразделении число функций.

4. Никто не должен выполнять функции, которые может выполнить работник низшей квалификации или нижеоплачиваемый.

Сложились два подхода к формированию организационной структуры: механистический и органический. Механистический подход, основы которого были заложены М. Вебером, предполага­ет использование формальных правил и процедур, централизован­ное принятие решений, жесткую иерархию власти. Использование этого подхода целесообразно при формировании высокоцентрали­зованных бюрократических структур в организациях, функциони­рующих в условиях:

• известных, четко поставленных устойчивых и простых целей;

• глубокой дифференциации производственных операций;

• достаточно точной измеримости результатов работы, звеньев;

• стабильности ресурсного обеспечения и спроса на продукцию, услуги;

• высокой степени определенности функционирования;

• когда власть руководителя декларирована, формально узако­нена.

Организационные структуры, сформированные на принципах механистического подхода, как правило, отличаются многоуровне­вым строением. Предприятия с такой многоуровневой структурой называют предприятиями с высокой структурой организации. Ко­личество уровней управления может достигать 6—10 и более.

В условиях динамичных технологий и высокой неопределенно­сти среды функционирования используется органический подход к формированию организационных структур, которые позволяют эффективней взаимодействовать с динамичной средой, адаптиро­ваться к изменениям. Такие структуры эффективны, когда развита широкая специализация и лично осознанная ответственность, вы­сокий уровень организационной культуры, а взаимодействие орга­низуется на основе партнерских отношений с высокой степенью комплементарное™, обеспечивающей взаимодополняющие дей­ствия. В структурах, построенных с использованием организаци­онного подхода, количество уровней управления может быть сни­жено до 3—4, их принято называть плоскими организационными структурами. Эффективность функционирования плоских орга­низационных структур достигается определенной степенью децен­трализации, обеспечивающей самостоятельное достижение целей, принятие на себя риска организационных инициатив каждым эле­ментом структуры. Преимуществами такой организационной структуры является то, что

• растут профессиональные навыки руководителей на всех уров­нях управления;

• управленческий труд приобретает творческий характер;

• управление становится более гибким и адаптивным в услови­ях динамичной среды.

В оценке подходов к формированию организационных струк­тур вряд ли целесообразно использовать априорные понятия «хо­рошего» или «плохого» подхода. Объективно существуют условия, и есть выбор, соответствующий или не соответствующий этим ус­ловиям. Изменение внутренних переменных предприятия и его внешнего окружения может изменить выбор подхода и типа орга­низационной структуры.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!