Томас Гоббс об обществе и государстве

Содержание

1. Введение         с.3
2. Биография Т. Гоббса и его философская концепция  с.5
3. Томас Гоббс «Левиафан»       с.6
4. Заключение         с.15
Список литературы        с.17
Словарь терминов        с.18

1. Введение

Т.Гоббс - яркий представитель философии Нового времени. Новое время – период дальнейшего развития не только философской науки, но и рывок в естественно-научных знаниях человечества.
Начиная с XVII в. бурно развивается естествознание. Потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело - развитие математики и механики. Новая наука опирается прежде всего на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности.
Э. Торричелли экспериментально установил факт давления воздуха, изобрел ртутный барометр и воздушный насос. И. Ньютон сформулировал основные законы механики, в том числе закон всемирного тяготения. Р. Бойль применил механику в химии, разработал понятие химического элемента. Английский физик У. Гильберт исследовал свойства и практическое применение магнита. В. Гарвей открыл кровообращение и эмпирически исследовал его роль. Выдающийся вклад в развитие математики, механики, физики, физиологии внесли Р. Декарт и Г. Лейбниц. В общественных науках разрабатывается теория естественного права (Т. Гоббс в Англии, Г. Гроций в Голландии).
Такое развитие науки не могло не оказать воздействия на философию своего времени. В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против господства религиозных догматов, авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.
Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.
Крупными философами в Европе XVII в. являются Ф. Бэкон, Т. Гоббс и Дж. Локк (Англия), Р. Декарт (Франция), Б. Спиноза (Голландия), Г. Лейбниц (Германия).
В философии Нового времени, прежде всего в философии XVII в., проблемам онтологии, т.е. учению о бытии и субстанции, уделяется большое внимание, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.
Задача науки и философии - содействовать увеличению власти человека над природой, здоровью и красоте человека - вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил. Поэтому проблемы взаимоотношения общества, человека, государства интересуют многих философов Нового времени.
Политические учения Нового времени характеризуются рядом особенностей. Во-первых, главной отличительной чертой политических теорий этого периода является рационализм. Он выразился в освобождении политической мысли от определенного влияния религии. Государство, власть и право перестали рассматриваться как результат божественного промысла, а стали трактоваться как проявления человеческого разума, как способность индивида к сознательному и цивилизованному совместному проживанию с себе подобными. Во-вторых, политические идеи Нового времени отличает повышенная прагматичность, практическая ориентация политической мысли на решение жизненно важных проблем. Это был период разложения феодальных отношений и зарождения капиталистических. Политические учения того времени были идеологическим обоснованием притязаний экономически крепнущего класса буржуазии на политическую власть, которая еще находилась в руках аристократии. Новое буржуазное общество представлялось как общество, политическим идеалом которого является идея правого равенства и свободы всех граждан независимо от их социального происхождения. Осуществление этого политического идеала различные мыслители видели по-своему. В связи с этим можно выделить европейскую и американскую традиции в подходе к государству и праву. Однако при всех особенностях, которые характерны для каждой доктрины, во всех их них просматривалось стремление выявить причины возникновения человеческого общества, основные законы его развития, сущность отношений между государством, обществом и индивидом.
Европейские мыслители Нового времени в объяснении природы государства исходили из теории "общественного договора". В ее основе лежит идея о том, что государство является результатом добровольного соглашения свободных и добропорядочных людей. Они создали государство для защиты своих естественных прав и свобод: права па жизнь, свободу, собственность. Однако авторы теории "общественного договора" - Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо по-разному объясняли природу отношений, которые складываются между государством и личностью. В данной работе мы рассмотрим взгляды Т.Гоббса на общество и государство, их сущность и назначение.

2. Биография Т. Гоббса и его философская концепция

Томас Гоббс (1588 - 1679) - английский философ. Получил образование в Оксфорде, где занимался классическими языками; перевел Фукидида на английский язык и Гомера на латинские. Был секретарем у Ф. Бэкона и одно время учителем будущего короля Карла II. За свои сочинения часто подвергался гонениям и в зависимости от политических обстоятельств жил то в Англии, то на материке.
Его общефилософские взгляды базируются на чисто механистическом принципе, сложившемся под влиянием Евклида и Галилея, согласно которому реальны только тела, а их атрибуты - величина, движение и свойства - субъективны. Все рассуждения людей уподобляются в конце концов только счету: математика - это счет величин, другие науки - это счет слов (сложение и вычитание). Теория познания строилась им на принципах сенсуализма. Гоббс отрицал свободу воли, придерживаясь жесткого фатализма и отождествляя волю с природной силой. Учение о теле, учение о человеке, учение о гражданине - вот предмет философии Гоббса.
Любопытно такое рассуждение Гоббса: если бы духовные субстанции и существовали, они бы были непознаваемы. Он не допускал существования бестелесных духов. «Под словом дух мы понимаем естественное тело, до того тонкое, что оно не действует на наши чувства, но заполняет пространство...». Гоббс резко критиковал всевозможные суеверия, но придерживался идеи, согласно которой Бог существует. Он рассматривал Бога лишь как источник начальной «энергии мироздания, как первопричину всего сущего». Бог, по Гоббсу, не вмешивается в течение земных событий.
Геометрия у Гоббса превращается в стержневой научный метод изучения природы. В общефилософских вопросах Гоббс не представляет такого интереса, как в социально-философских. Любопытна самооценка Гоббса: он считал себя Евклидом в области общественной науки.
Гоббс в своем социально-философском учении выступает с критикой различных политических догм, созданных мыслителями прошлого. Если в геометрии имеет место ряд вытекающих друг из друга доказательств, в которых одна истина следует из предшествующих с логической необходимостью, то в общественной науке это невозможно: попытки политиков реализовать подобный метод в области общественной жизни сталкиваются с частными интересами, которые не позволяли им прийти к окончательной и достоверной истине. По Гоббсу, построить политическую теорию, способную возвыситься над интересами группы частных лиц, можно, лишь перенеся методы геометрии в область политики. Гоббс полагал, что эти методы потому не используются при изучении общества, что их применение может затронуть частные интересы людей.

3. Томас Гоббс «Левиафан»

В работе «Левиафан или материя, форма и власть государства» Томас Гоббс описывает хаос естественного догосударственного существования людей, жизнь без красоты, промышленной культуры. В этом обществе были только конфликты, но люди, будучи разумными, нашли выход из хаоса - общественный договор. Они согласились передать все свои права монарху и подчиниться в обмен на закон. Политика и ее носитель, государство, по мнению Гоббса, учреждаются людьми путем договоренности между собой, индивиды доверяют единому лицу, верховной власти над собой.
Господство естественного права с наибольшей силой проявляется, согласно автору «Левиафана», в естественном состоянии, когда нет ни государственности, ни собственности, ни морали, ибо естественное право означает право каждого человека на все, в чем он нуждается, чего он желает. Фактически оно означает неограниченность человеческой свободы в стремлении поддерживать свое существование и улучшать его любыми доступными средствами. Натуралистическое содержание естественного права особенно очевидно в связи с тем, что оно выражает чувственную природу человека, приближающую его к животному миру. Гоббс не жалеет красок для изображения алчности и даже хищности людей в их естественном виде. Он выражает эту мрачную картину древнеримской пословицей «Человек человеку волк». Отсюда совершенно понятно, почему естественное состояние представляет собой непрерывную «войну каждого с каждым». Она выявляет и иллюзорность человеческой свободы на чувственном уровне своего сознания, игнорирующего какую бы то ни было необходимость для всех людей сменить естественное состояние на состояние гражданское, государственное. Главный   конститутивный   признак   такого   состояния - наличие сильной централизованной власти (8, с. 178).
Государство и есть лицо, использующее силу и средство для людей, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. В главе XVII Гоббс так определяет цель государства – «…обеспечение безопасности. Конечной причинной, целью или намерением людей (которые от природы любят свободу и господство над другими) при наложении на себя уз (которыми они связаны, как мы видим, живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни. Иными словами, при установлении государства люди руководствуются стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося… необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов» (1, с. 182).
Основная цель государства, по Гоббсу, заключается в обеспечении безопасности, «Конечной причиной, целью или намерением людей (которые от природы любят свободу и господство над другими) при наложении на себя уз (которыми они связаны, как мы видим, живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни. Иными словами, при установлении государства люди руководствуются стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов, изложенных в XIV и XV главах» (1, с. 89).
Как видно из произведения, Гоббс выступал защитником монархической власти. Он утверждал, что заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить форму правления, освободиться из-под действия верховной власти: «подданные монарха не могут без его разрешения свергнуть монархию и вернуться к хаосу разобщенной толпы или перевести свои полномочия с того, кто является их представителем, на другого человека или другое собрание людей, ибо они обязались каждый перед каждым признавать именно его действия своими и считать себя ответственными за все, что их суверен будет или сочтет уместным делать, и, таким образом, если бы хоть один человек не дал своего согласия, все остальные нарушили бы свои обязательства по отношению к нему, что несправедливо, а так как, кроме того, каждый из них отдал верховную власть носителю их лица, то, свергая его, они отнимают у него то, что ему принадлежит по праву, что опять-таки является несправедливостью» (1, с. 97). По его мнению, могут существовать три формы государства: монархия, демократия и аристократия, которые различаются не природой и содержанием воплощенной в них верховной власти, а пригодностью к осуществлению той цели, для которой они были установлены.
В целом концепция происхождения государства у Гоббса идеалистична. И ее идеалистическая суть, с наибольшей силой выявляется в его учении о естественных законах, как бы автоматически переводящих человечество в состояние государственности и гражданственности. В противоположность природно-чувственному содержанию естественного права человеческий дух изначально наделен естественными законами как неколебимыми моральными установками, с необходимостью толкающими людей на путь общественного договора.
Первый из них состоит в свойственном всем без исключения людям, испытывающим страх смерти, осознании того, что надо постоянно стремиться к миру, ибо даже плохой мир безусловно лучше войны. Всего естественных законов автор насчитывал двадцать. Но все они сводятся к широкоизвестному «золотому правилу» (зафиксированному и в Евангелиях): «Не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе» (1, с. 194).
Естественные законы, выражающие разумную и моральную природу человека, в принципе действуют и в условиях естественного состояния. Но здесь они представляют собой как бы тенденции, подавляемые страстями естественного права. Для их полного проявления и необходим общественный договор, устанавливающий государственную власть. Лишь ее приказания придают естественным законам повелительную силу права, реализуемую в гражданских законах.
Интересно, что по мнению Гоббса естественные законы «(как справедливость, беспристрастие, скромность, милосердие и (в общем) поведение по отношению к другим так, как мы желали бы, чтобы поступали по отношению к нам) сами по себе. без страха перед какой-нибудь силой, заставляющей их соблюдать, противоречат естественным страстям, влекущим нас к пристрастию, гордости, мести и т. п. А соглашения без меча лишь слова, которые не в силах гарантировать человеку безопасность» (1, с. 203).
Гоббс дает следующее определение государству – «такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю» (1, с. 171). Видно, что для Гоббса государство и государственная власть одно и тоже. По Гоббсу государственная власть наделена огромными полномочиями, человек подчиняется этому «Левиафану».
Поскольку Гоббс убежденный монархист, значительную часть XVII главы он посвящает анализу взаимоотношений короля и подданых. Королем (суверен) является тот, кто обладает государственной властью, а для достижения верховной власти имеются два пути. Один - это физическая сила, «например когда кто-нибудь заставляет своих детей подчиниться своей власти под угрозой погубить их в случае отказа или когда путем войны подчиняют своей воле врагов, даруя им на этом условии жизнь». Второй - это добровольное соглашение людей подчиниться человеку или собранию людей «в надежде, что этот человек или это собрание сумеют защитить их против всех других» (1, с. 205). Первое государство по мнению Гоббса основано на пути приобретения, а второе является собственно политическим.
Государство, основанное на приобретении, по мнению Гоббса деспотично, поскольку  «верховная власть приобретена силой, когда люди - каждый в отдельности или все вместе - большинством голосов из боязни смерти или неволи принимают на свою ответственность все действия того человека или собрания, во власти которого находится их жизнь и свобода» (1, с. 207).
Данная форма отличается от государства, основанного общественным договором, поскольку там люди, которые «выбирают своего суверена, делают это из боязни друг друга, а не из страха перед тем, кого они облекают верховной властью; в данном же случае они отдают себя в подданство тому, кого они боятся». Интересно, что в обоих случаях, по мнению Гоббса, побудительным мотивом является страх. Если бы страха не было, то никто в государстве не был бы обязан к повиновению.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!