ТНК в современном мире

Введение

Главной движущей силой современного процесса глобализации мировой экономики стали транснациональные корпорации (THK), накладывающие внутрикорпорационное разделение труда на традиционное разделение труда между государствами. Сердцевиной процесса глобализации является формирующееся международное производство, т.е. производство товаров и услуг, контролируемое и управляемое фирмами, штаб-квартиры которых находятся за пределами принимающих стран. Это международное производство под общим контролем THK (головные фирмы и филиалы) в настоящее время составляют около 25% общемирового, из которого около Уз расположено в принимающих странах.
Научный прогресс в информационной технологии реализовал для многих THK потенциальную возможность осуществлять и эффективно координировать отдельные функции, размещенные в разных странах мира. Получаемый в конечном итоге продукт - это комплексный «пакет» исходных материалов, произведенных во многих местах, собранных в странах базирования либо поступающих на продажу в этих странах или в любом другом месте земного шара. Все более теряет смысл обозначение «Сделано в той или другой стране». Скорее здесь требуется вместо страны поставить наименование фирмы. Как следствие, меняется и характер международных экономических отношений. Если ранее они рассматривались как преимущественно отношения между государствами на базе сравнительных преимуществ или наделенности факторами производства, то теперь на первый план выступают конкурентные преимущества ТНК.
В свете этих изменений современные МЭО приобретают все более интегрированный характер. Особенно это относится к таким формам МЭО как внешняя торговля, вывоз капитала в форме прямых зарубежных инвестиций и передача технологии. В конкурентных стратегиях корпораций они используются как альтернативные инструменты получения конкурентного преимущества. Выбор этого инструмента зависит от многих факторов в каждой конкретной ситуации.

1. Причины возникновения и высокой эффективности деятельности ТНК

Современные концепции ТНК базируются на теории фирмы как предприятия для организации производства и сбыта товаров и услуг: Большинство международнык компаний начинало свою деятельность с обслуживания национальных рынков. Затем, используя сравнительные преимущества страны базирования и конкурентные преимущества своей компании, они расширяли масштабы своего функционирования на международных рынках, вывозя продукцию за границу или осуществляя зарубежные инвестиции с целью организации производства в принимающих странах^
Отмечая главную особенность ТНК — наличие зарубежных филиалов по производству и сбыту товаров и услуг на*основе прямы^ инвестиций, исследователи транснациональных корпораций разработали ряд моделей прямых иностранных инвестиции.
Американский экономист Дж. Гэлбрейт обоснован происхождение ТНК т е х н о л о г и ч е С к и м и причина wk. По его мнению, организация зарубежных филиалов международных компаний во многом обусловлена необходимостью сбыта и технического обслуживания за рубежом сложной современной продукции, требующей товаро- и услугопроводящей системы (сети) предприятий в принимающих странах. Такая стратегия позволяет ТНК увеличить свою долю на мировом рынке.    '
М одель м оно п ол и с тич ееких (ун и кал ьн ых) п ре -имуществ'бьша разработана американцем С. Хаймером, в последующем ее развили 'Ч-.fl. Киндлебергер и др. В соответствии с теорией монополистических преимуществ иностранному инвестору необходимы преимущества перед местными фирмами принимающей страны, которые хорошо знают «правила игры» на своем рынке, обладают обширными связями с местной администрацией и не несут больших транзакционных расходов, т.е. расходов по сделкам по сравнению с иностранным инвестором. Монополистические преимущества для иностранной фирмы могут возникать за счет использования оригинальной продукции, кото-
рую не выпускают местные фирмы; наличия совершенной технологии; «эффекта масштаба», дающего возможность получать большую массу прибыли; благоприятного для иностранных инвесторов государственного регулирования в принимающей стране и др.
Модель жизненного цикла продукта разработана американским экономистом Р. Верноном на базе теории роста фирмы. По этой модели любой продукт проходит четыре стадии цикла жизни: I — внедрение на рынок, II — рост продаж, III — насыщение рынка, IV — спад продаж. Выходом из положения при спаде продаж на внутреннем рынке служит экспорт или налаживание производства за рубежом, что продлит жизненный цикл продукта. При этом на стадиях роста и насыщения рынка издержки производства и сбыта обычно сокращаются, что позволяет снизить цену продукта и, следовательно, повысить возможности расширения экспорта и увеличения объема выпуска продукции за рубежом.
В большинстве ТНК представляют собой крупные предприятия олигопольного или монопольного типа с диверсифицированной, горизонтальной или вертикальной интеграцией производства, они контролируют изготовление и сбыт продукции и предоставление услуг как в стране базирования, так и вне ее пределов. Используя идею Р. Коуза о том, что внутри большой корпорации между ее подразделениями действует особый регулируемый руководством корпорации внутренний рынок, английские экономисты П. Бакли, М. Кэссон, Дж. Макманус и др. создали модель интернализации, в соответствии с которой значительная часть международных экономических операций является фактически внутрифирменными операциями между подразделениями больших хозяйственных комплексов. Все элементы интернациональной структуры корпорации функционируют как единый; согласованный механизм в соответствии с глобальной стратегией головной компании, направленной на достижение главной цели деятельности ТНК — получение прибыли от функционирования комплекса предприятий в целом, а не каждого из егозвеньев.
О масштабности замкнутого внутрифирменного рынка международных компаний свидетельствуют такие данные: примерно 1/3 мировой торговли товарами и услугами приходится на сделки между родительскими компаниями и их зарубежными филиалами и между самими филиалами, а около 70% платежей на мировом рынке обмена технологиями в конце 90-х гг. осущест-

Рис. 11.1. Источники финансирования зарубежных филиалов •    ■      ■      • ■       американских корпорации
1 — физические и юридические лица в принимающих странах (45%); 2 — физические и юридические лица из третьих стран (23%); 3 — головные компании (13%); 4 — физические и юридические лица в США (3%); 5 — самофинансирование за счет рефинансирования и прочие источники (16%)
Источник: World Investment Report 1997. Transnational Corporations. Market Structure and Competition Policy. P. 270.
влялись между головными компаниями и их зарубежными филиалами (рис. 11.1).
Многие из вышеописанных моделей характеризуются однобокостью и узостью взгляда на камплексную проблему транснациональных корпораций. Английский экономист Дж. Даннинг разработал эклектическую модель, вобравшую в себя из других моделей то, что прошло проверку реальной практикой. Согласно этой модели фирма начинает производство товаров и услуг за рубежом при условии совпадения трех предпосылок: 1) наличие конкурентных (монополистических) преимуществ по сравнению с другими фирмами в принимающей стране (специфические преимущества собственника); 2) условия в принимающей стране способствуют организации там производства товаров и уедут вместо их экспорта (преимущества интернационализации производства); 3) возможность использовать производственные ресурсы в принимающей стране более эффективно,чем у себя дома (преимущества месторасположения).
Источники эффективной деятельности ТНК
Анализ деятельности ТНК и теорий прямых иностранных инвестиций позволяет выделить следующие основные источники эффективной деятельности ТНК (по сравнению с чисто нациог нальными компаниями):
•   использование преимуществ владения природными ресурсами-(или доступа к ним), капиталом и знаниями, особенно результатами НИОКР, перед фирмами, осуществляющими свою предпринимательскую деятельность, в одной стране и удовлетвон ряющими свои потребности в заграничных ресурсах только путем экспортно-импортных сделок;
•   возможность оптимального расположения своих предприятий в разных странах с учетом размеров их внутреннего рынка, темпов экономического роста, цены и квалификации рабочей силы, цен и доступности остальных экономических ресурсов, развитости инфраструктуры, а также политико-правовых факторов, среди которых важнейшим является политическая стабильность;
•   возможность аккумулирования капитала в рамках всей системы ТНК, включая заемные средства в странах расположения зарубежных филиалов, и приложение его в Наиболее выгодных для компании обстоятельствах и местах;
•   использование в своих целях финансовых ресурсов всего' мира. Так, по данным Министерства Торговли США, общие активы зарубежных филиалов американских корпорации в середине 90-х гг. оценивались в почти 2 трлн долл. Источниками их фй* нансирования выступают не только и не столько головные американские компании, сколько физические и юридические лица из принимающих и третьих стран (см. рис. 11.1). Дли этого зарубежные филиалы ТНК широко используют займы коммерческих и финансовых институтов принимающего государства и третьих стран, а не только стран базирования материнской компании;
•   постоянная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и финансовых рынков в разных странах, что позволяет оперативно переводить потоки капиталов в те государства, где складываются условия для получения максимальной прибыли, и одновременно распределять фанансовые ресурсы с минимальными рисками (включая риски от колебания курсов национальных валют);
•   рациональная организационная структура, которая находится под пристальным вниманием руководства ТНК, постоянно совершенствуется;
•   опыт международного менеджмента, включая оптимальную организацию производства и сбыта!, поддержание высокой репутации фирмы. Источники эффективной деятельности этого.типа динамичны: они обычно увеличиваются по мере роста активов компании и диверсификации ее деятельности. При этом необходимыми условиями реализации этих источников выступают надежная и недорогая связь головной компании с зарубежными филиалами, широкая сеть деловых контактов зарубежного филиала с местными фирмами принимающей страны, умелое использование им возможностей, предоставляемых законодательством этой страны.
Структура ТНК
Оптимальная структура управления транснациональной корпорацией должна обеспечивать бесперебойное руководство материнской компании своими зарубежными филиалами и в то же время давать возможность менеджерам зарубежных филиалов самостоятельно принимать решения по удовлетворению спроса потребителей с учетом специфики местного рынка и в соответствии с законодательством принимающей страны.
Головная материнская компания — аднистративный центр всей системы предприятий ТНК. В ее функции обычно входит принятие решений о слиянии с другими компаниями, приобретении новых фирм и ликвидации неэффективных подразделений; формирование долгосрочной производственной, инвестиционной и финансовой политики филиалов и корпорации в целом; контроль над финансами и НИОКР зарубежных филиалов.
Основные.организационные фррмы зарубежных филиалов:
•   дочерняя компания (subsidiary) — входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором головная компания имеет право решающего голоса в силу владения более половиной акций с правом решающего голоса и назначает руководителей этого предприятия;
•ассоциированная компания (associate) — входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором головная компания владеет не менее 10, но не более 50% акций. Головная компания не контролирует, но принимает участие в контроле над этим предприятием;
•   отделение  (branch) — вид зарубежного филиала, которым головная компания владеет полностью или он является частью
совместного предприятия ТНК. Отделения могут иметь форму представительства головной компании за рубежом; партнерства, в том числе с местными предпринимателями; движимого имущества (корабли, самолеты, газо- или нефтедобывающие платформы), принадлежащего головной компании и функционирующего за границей не менее одного года.
Проблемы совершенствования структуры управления руководство ТНК решает в зависимости от ассортимента товаров и услуг, с которыми они выходят на мировой рынок. Корпорации, специализирующиеся на однородной продукции, обычно строят структуру управления по географическому, т.е. страновому (региональному) принципу. В частности, такая структура управления позволяет швейцарской корпорации «Нестле» проводить единую технологическую политику для производства своего ограниченного ассортимента пищевых изделий по всему миру с учетом национального спроса в принимающих странах (рис. 11.2).
Другого принципа построения структуры управления придерживается корпорация «Дженерал электрик», чья рыночная капитализация (стоимость всех акций по последним рыночным котировкам) в 1997 г. оказалась самой высокой в истории компаний США — превысила 300 млрд долл. Эта одна из самых многопрофильных компаний в мире производит в разных регионах широкий ассортимент продукции, включая авиационные двигатели,
Рис. 11.2. Схема структуры управления корпорации «Нестле» по географическому принципу (А, В, С — типы продукции)
промышленные пластмассы, осветительные приборы, энергетические установки, медицинскую и железнодорожную технику, бытовые приборы и многое другое.
Управление международным производством и сбытом в корпорации «Дженерал электрик» осуществляется по товарному принципу, когда доминирует производственный аспект и ответственность за предпринимательскую деятельность в принимающих странах несут генеральные управляющие производственного департамента, за каждым из которых закреплена часть ассортимента выпускаемой корпорацией готовой продукции. У них в подчинении — находящиеся в зарубежных региональных и страновых производственных филиалах управляющие. Задача последних заключается в адаптации товарного ассортимента, выпускаемого зарубежными филиалами, к условиям принимающих стран (рис' 11.3).
Все эти и другие организационные структуры ТНК, базирующиеся на связях головной компании со своими зарубежными филиалами, обеспечивают более оперативное налаживание произ-
Рис. 11.3. Схема структуры управления корпорации «Дженерал электрик»
по товарному принципу (А, В, С — региональные и страновые
производственные филиалы)

водства и сбыта в принимающих странах по сравнению с фирмами, сосредоточившими, свою активность только на рынке одной страны. В частности, ТНК могут быстро и экономично обеспечивать свои зарубежные предприятия капиталом, технологиям и и компонентами из исследовательских центров и производственных филиалов, расположенных в других странах. Такими возможностями национальные фирмы обычно не располагают. -Примером ускоренной организации интернационального про-
«изводства с оптимальной комбинацией месторасположения предприятий, субпоставщиков и рынков сбыта может служить налаживание производства новых моделей легковых автомобилей компанией «Фольксваген» (ФРГ) в Чехии на базе заводов «Шкода». В начале 90-х гг. компания «Фольксваген», приобретя контрольный пакет акций заводов «Шкода», в рекордно короткий срок (за два года) осуществила модернизацию старого оборудования, внедрила прогрессивные технологии производства автомобилей и разработала новые модели на базе своих и чешских исследоваг тельских центров и конструкторских бюро. При этом целый ряд традиционных субпоставщиков компании «Фольксваген» организовали свое производство в Чехии для снабжения обновленного автомобилестроительного завода своими компонентами.
Другим примером может служить американская ТНК «форд»,, которая начала предпринимательскую деятельность в Европе в 60-х гг. с основания своего филиала в Великобритании^ В 90-е гг.
, эта корпорация осуществляла разработку новых моделей,,производство компонентов и сборку машин в пяти европейских: государствах,,объединив технологические цепочки заводов каждой из этих стран в интегрированное производство автомобилей. В соответствии с, четкой схемой доставок, созданной с .учетом, квалификации и стоимости рабочей силы, наличия сырья, фирменной структуры, специализации страны и объема рынка сбыта, на сборочное заводы корпорации «форд» в Великобритании, Испании и ФРГ карбюраторы и распределители системы зажигания поступают из Ирландии, трансмиссии — из Франции, отливки деталей двигателя и шестерни — из Германии.
Международные стратегические альянсы
Все более распространенными становятся стратегические альянсы между компаниями разных стран. К 90-м гг. их насчитывалось несколько тысяч. Цели таких межфирменных альянсов
различны, но чаше всего это объединение научного потенциала корпораций, производственное кооперирование и раздел рисков в основном без взаимного поглощения.^                              :
Даже такая могущественная ТНК, как американский электронный гигант «ИБМ», считает целесообразным объединение усилий с другими ТНК в сфере НИОКР капиталоемкой и наукоемкой продукции. Например, для разработки новой микросхемы, оцениваемой в 1 млрд долл., в исследовательском центре «ИБМ» в начале 90-х гг. объединились около 200 специалистов корпораций «ИБМ» (США), «Тошиба» (Япония), «Томпсон» (Франция) и «Сименс» (ФРГ).
Важным фактором снижения издержек производства на предприятиях ТНК выступают международные соглашения о кооперации производства. Примером может служить соглашение между корпорацией «Дженерал электрик» (США), имеющей 12 отраслевых отделений, каждое из которых является мировым лидером в своей области, с компанией «Тошиба» (Япония) о совместном призводстве и маркетинге газовых турбин нового поколения.
Некоторые виды стратегических альянсов рассчитаны на расширение ассортимента продукции и круга потребителей. Такие альянсы предусматривают совместные маркетинговые исследования, использование общих сбытовых каналов,, источников информации и рекламных кампаний. В качестве примера можно привести альянс традиционных конкурентов — японской автомобилестроительной компании «Ниссан мотор» с немецкой фирмой «Даймлер-Бенц». На первом этапе сотрудничества было решено наладить совместное производство легких грузовиков грузоподъемностью от 3 до 10 т. Основными рынками сбыта для них Определены Азия, Южная и Центральная Америка. Этот альянс дал возможность компании «Даймлер-Бенц» увеличить свою долю на азиатском рынке на 20%.
Известны случаи, когда стратегические альянсы приводят к слиянию их участников. Так, на первом этапе стратегического партнерства американской корпорации «Форд» с японской компанией «Мазда» осуществлялась взаимная поставка кузовов и трансмиссий для новой модели автмобиля «Эскорт» корпорации «Форд». С целью расширения ассортимента продукции соглашением была предусмотрена сборка нескольких моделей с маркой «Форд» на японских заводах компании «Мазда», а на европейских предприятиях корпорации «Форд» наряду со своей маркой вы-
пускались модели «Мазда». Впоследствии корпорация «Форд» приобрела контрольный пакет акций компании «Мазда».
В то же время для альянсов в сфере НИОКР характерно то, что на рынках готовой продукции их участники конкурируют друг с другом. Так, ТНК «Глаксо» (Великобритания), являющаяся одной из ведущих фармацевтических компаний мира, входит в состав более 60 альянсов только с целью совместного проведения НИОКР в связи с резким подорожанием в последние годы исследовательских работ в области биотехнологии.
Особенности современной стратегии ТНК
В структуре международного производства товаров и услуг в 90-е гг. следует отметить преимущественный рост капиталовложений в сферу услуг. В частности, по оценкам экспертов ЮНКТАД, более 50% прямых иностранных инвестиций крупнейших ТНК в середине 90-х гг. направлялись в сектор услуг, включая НИОКР и маркетинговые исследования. Примером вложения капитала в сектор услуг за рубежом может служит^ организация швейцарской авиакомпанией «Суиссэйр» своего филиала в Бомбее (Индия) по расчетам стоимости перевозок авиакомпанией пасссажиров и грузов на всех маршрутах. Если раньше корешки авиабилетов и копии авианакладных со всех зарубежных отделений компании направлялись для расчетов в штаб-квартиру «Суиссэйр» в Цюрих, то теперь сведения о проданных во всех отделениях компании авиабилетах и авианакладных, а также о стоимости услуг «Суиссэйр», предоставляемых совместно с другими компаниями, собираются в Бомбее, и уже обработанные и суммированные данные передаются по компьютерной связи в Цюрих. Головная компания обеспечила свой индийский филиал электронно-вычислительными машинами, программным обеспечением и организовала обучение индийских специалистов.
В отношениях со своими зарубежными филиалами ряд ТНК предоставляет им максимум самостоятельности, приближая их статус к независимым фирмам. Связи таких филиалов с материнской компанией базируются на правах определенной доли собственности родительской компании в активах зарубежного филиала, а также на обеспечении филиала технологией и финансовой поддержкой. При этом родительская компания не уделяет большого внимания контролю за деятельностью зарубежного филиала до тех пор, пока он функционирует прибыльно. Так, «Гэст Ин-
тернэшнл», зарубежный филиал многонациональной компании «Юнилевер», функционирует в сфере производства пищевых добавок независимо от родительской фирмы и имеет собственные филиалы в нескольких странах. Свои зарубежные филиалы «Гэст Интернэшнл» обеспечивает маркетинговыми исследованиями и информацией о новых технологиях.
На производственной и сбытовой стратегии многих ТНК отражается международная конвергенция производства и потребительского спроса. Например, американская ТНК «Ксерокс» проводит НИОКР в исследовательских центрах, коллективы научных работников и конструкторов которых функционально и географически располагаются с таким расчетом, чтобы новые технологические процессы и продукция оперативно внедрялись по всей производственной и сбытовой сети ТНК. Корпорация объединяет НИОКР и производственные процессы в сеть предприятий таким образом, чтобы их сотрудники участвовали в разработке и выпуске строго стандартизированной продукций.
Совершенствование информационных технологий и средств связи и транспорта приводит к увеличению количества товаров и услуге идентичными или подобными потребительскими свойствами, которые пользуются спросом на многих рынках. Примерами могут служить модная одежда, бытовая электроника, продукты питания, ресторанные и гостиничные услуги. Используя растущий феномен единства вкусов потребителей, многие ТНК, такие как «Кока-Кола» (США), «Мак Доналдс» (США), «Нестле» (Швейцария), «Филип Моррис» (США), «Проктор энд Гэмбл» (США), «Тойота мотор» (Япония), «Юнилевер» (Великобрита-^ ния — Нидерланды), используют в маркетинговой стратегии еди4 ные для всех своих зарубежных филиалов характеристики продукции и товарные знаки.
Одновременно в соответствии со стратегией, направленной на производство товаров и услуг специально для рынка принимающей страны, многие головные компании ТНК контролируют и направляют деятельность своих зарубежных филиалов, учитывая особенности национальных рынков. Следовать такой стратегии международные компании вынуждены из-за социокультурных и природных различий, торговых (технических) барьеров, возводимых некоторыми принимающими странами, и их требований к закупке на местном рынке компонентов для выпускаемой зарубежными филиалами ТНК готовой продукции. Такая стратегия
характерна для ТНК, специализирующихся на производстве пищевых продуктов и готовой одежды. Но и в других отраслях Производства товаров и услуг международным компаниям приходится следовать специфичным условиям спроса в принимающих странах. Например, корпорация «Асеа Браун Бовери» (Швеция-Швейцария) выпускает в Швейцарии по государственным заказам локомотивы, спроектированные специально для горных железных дорог, в Индии местный филиал той же ТНК производит локомотивы в соответствии с индийскими государственными стандартами и с использованием комплектующих изделий, изготовленных в Индии.
11.2. Деятельность ТНК в России
Все чаще ТНК обращают свой взор на неосвоенные рынки, находящиеся главным образом в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой. При этом основным мотивом прямых иностранных инвестиций ТНК в эти страны выступает расширение рынков сбыта своей продукции. Этот мотив главенствует при принятии решений об организации зарубежного производства, оставляя позади даже фактор дешевизны рабочей силы. При этом производство зарубежных филиалов ТНК, как правило, рассчитано не только на местный рынок принимающей страны, но и на региональный и мировой рынки. Из сфер приложения иностранных капиталов в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой в 90-е гг. приоритет отдается добывающей промышленности, торговле и другим видам услуг, обрабатывающей промышленности, особенно автомобилестроению.
Транснациональные корпорации, выступающие движущей силой прямых иностранных инвестиций, пока играют скромную роль в экономике России. В 1997 г. эти инвестиции составляли около 5% совокупного объема капиталовложений в российскую экономику. Особенно резкая разница в объеме привлекаемых прямых иностранных инвестиций наблюдается между Россией и странами, наиболее широко использующими капиталовложения зарубежных фирм для развития своей экономики. Если в 1997 г. приток прямых иностранных инвестиций в Рбссию оценивался приблизительно в 6 млрд дблл., то в Китае аналогичный показатель составлял 45 млрд долл., достигнув 17% всех капиталовложений в китайскую экономику.
Инвестиционный климат в России
Законодательством Российской Федерации предусмотрены меры по привлечению иностранных инвестиций. В частности, законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 1991 г. иностранным инвесторам предоставлен национальный режим, т.е. правовые нормы для них не могут быть менее благоприятными, чем для российских фирм. Иностранные инвестиции в России не подлежат национализации и конфискации. Вновь издаваемые нормативные акты, ухудшающие условия функционирования иностранных инвесторов, на основании указа Президента РФ от 27 сентября 1993 г. за № 1466 не действуют в течение трех лет для предприятий, существующих на момент вступления в силу этих актов. На международном уровне иностранные инвестиции в России защищаются также двусторонними соглашениями о взаимной защите и поощрении инвестиций, заключенными РФ с рядом зарубежных стран.
В то же время еще остается целый ряд факторов, сдерживающих предпринимательскую деятельность международных компаний в России. К ним относятся нестабильная политическая ситуация, экономический спад, высокое налогообложение, слабое развитие инфраструктуры (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых других крупных городов). Помимо этого не решен вопрос о праве субъектов распоряжаться землей и недрами. Иностранные компании отпугивают высокие транспортные тарифы, отсутствие защиты прав собственности и реальность угрозы со стороны организованной преступности. В результате объем накопленных прямых иностранных инвестиций в России к началу 1998 г. достиг лишь 10 млрд долл., т.е. меньше, чем в Венгрии и Польше, не говоря уже о Китае (более 217 млрд долл., не считая 27 млрд долл. в Гонконге).                                                 .
Географическое направление и специализация деятельности иностранных ТНК в России
Деятельность иностранных ТНК в России размещена геогра-^Ически-крайне неравномерно. Основное количество международных компаний сосредоточено прежде всего в регионах с высокоразвитой инфраструктурой — Москве, Санкт-Петербурге. Сравнительно небольшое число предприятий с иностраным капиталом размещается в промышленно развитых областях — Московской, Ленинградской, Нижегородской, а также в регионах с преобла-
данием экспортоориентированной добывающей промышленности г— Тюменской и Магаданской областях, Приморском крае.
В конце 90-х гг. ряд регионов активно начал проводить политику привлечения иностранных инвесторов, предоставляя им дополнительные налоговые льготы. Например, администрация Новгородской области решила с одобрения областного законодательного собрания освободить иностранных инвесторов от всех видов областных и местных налогов до полной окупаемости проекта в согласованнные сроки. В результате таких мероприятий к концу 90-х гг. около 50% всей производимой в Новгородской области промышленной продукции выпускалось с участием иностранного капитала.
Транснациональные корпорации на российском рынке функционируют согласно своей традиционной географической стратегии. В частности, западноевропейские ТНК размещают свои капиталы в основном в Москве и Северо-Западном регионе России, а американские и японские компании расширяют свою деятельность в центральных районах, на Урале, в Сибири и Приморье.
К российским добывающим предприятиям топливно-энергетического комплекса наибольший интерес проявляют американские и японские ТНК. Премером плодотворного сотрудничества в нефтедобыче на территории России может служить российско-американское предприятие «Полярное сияние» на Ардалинском месторождении Тимано-Печорского нефтегазового района. Оно создано американской ТНК «Коноко» и российским геологоразведочным предприятием «Архангельскгеология». Подсчитано, что в виде налогов в бюджет РФ за время работы «Полярного сияния» на Ардалинском месторождении будет перечислено около 1 млрд долл.                                                . :'              .■..■■!               :
Активность ТНК несколько возросла после утверждения Госдумой в 1995 г. Федерального закона «О соглашениях о разделе . продукции». Согласно, этому закону: иностранному инвестору предоставляется право пользования участками недр на основе специального соглашения с государственными органам РФ о разделе произведенной продукции между Россией и иностранным инвестором. В соглашении оговаривается особый порядок налогообложения, при котором отменяется взимание сборов, пошлин и других платежей за исключением налога на прибыль и за право пользования недрами.
Первой иностранной компанией, получившей лицензию на освоение месторождений нефти по проекту «Сахалин-2» на ос-
нове соглашения о разделе продукции, стала международная корпорация «Сахалин энерджи», крупнейшими акционерами которой являются американские ТНК «Маратон», «Мак Дермотт» и японские ТНК «Мицуи» и «Мицубиси». Капитальные вложения на стадии разработки проекта оцениваются в 10 млрд долл., окупаемость затрат — в 7—8 лет; общая стоимость добытой продукции составит около 40 млрд долл.
В течение последних лет с топливно-энергетическим комплексом соперничает пищевая промышленность по привлекательности для иностранных ТНК. Например, крупнейшая корпорация в сфере пищевой промышленности «Нестле» (Швейцария) использует в своей стратегии на российском рынке ускоренную скупку контрольных пакетов акций у находящихся в тяжелом финансовом положении кондитерских фабрик. В 1995 г. она приобрела контрольный пакет акций самарской кондитерской фабрики «Россия» и вложила в ее техническое переоснащение около 40 млн долл. В 1996 г. корпорация «Нестле» купила еще один контрольный пакет акций там же, в Самаре, — у фабрики «Кондитер», а в 1998 г., расширив географическое направление своей деятельности, — у фабрик «Алтай» (Барнаул) и «Камская» (Пермь).
Некоторые ТНК в сфере пищевой промышленности идут по другому пути. Вместо скупки акций действующих предприятий и их коренной реконструкции они строят новые, оборудованные по последнему слову техники кондитерские фабрики. Тщательно изучив особенности спроса на российском рынке, эти компании наряду со своей традиционной продукцией приступают к выпуску изделий, отвечающих вкусам россиян, изготовленных по русским рецептам и с русскими названиями. Так поступила англий-* екая компания «Кэдбери Швепс груп», построив в 1996—1997 гг. в г. Чудово (Новгородская область) кондитерскую фабрику по выпуску наряду со своей традиционной продукцией — батончиков молочного шоколада — плиточного горького шоколада «Новгород» и «Ростов».
Свои производства и предоставление услуг в России развернули фирмы, специализирующиеся на торговле и общественном питании. Их деятельность способствует конвергенции потребностей и вкусов потребителей. Показателем успеха распространения стандартных услуг компании «Мак Доналдс» может служить открытие в России 25 фирменных ресторанов и планирование до-. вести их общее количество до 100 к 2000 г. К 1998 г. инвестиции этой компании в России достигли 180 млн долл., а налоговые от-
ю*
числения в федеральный и местный бюджеты превысили 250 млрд руб. Ресторан на Пушкинской площади в Москве признан самым посещаемым в мире: в среднем в нем ежедневно обслуживается около 40 тыс. посетителей.
С середины 90-х гг. международные компании активизировали свою деятельность и на российском фондовом рынке. Приватизация государственных Предприятий дает возможность использовать такой метод привлечения иностранных инвесторов, как продажа им акций и других ценных бумаг. Отсюда все большее значение приобретает становление фондового рынка на федеральном и региональном уровнях.
Российские ТНК
В России ТНК пока еще в стадии формирования и укрепления своих позиций. Правда, небольшое число компаний, аналогичных современным транснациональным корпорациям, сформировалось еще в Советском Союзе. Это «Ингосстрах», «Аэрофлот» и многие внешнеэкономические объединения. Так,, современный «Ингосстрах» с его дочерними фирмами и ассоциированными компаниями в США, Нидерландах, Великобритании, Франции, Финляндии, Германии, Австрии, Болгарии, Турции и ряде бывших советских республик представляет собой российскую ТНК в финансовой сфере. Он активно расширяет свои партнерские отношения с российскими и зарубежными предприятиями, создав вместе с ними транснациональную страховую группу. Транснациональными стали и некоторые наиболее крупные компании России, такие как «Газпром», «ЛУКойл», «Алроса» и др.
Наиболее мощные российские ТНК функционируют в топливно-энергетическом комплексе. Примером является гигантская организационно-хозяйственная структура РАО «Газпром» — 100%-й монополист в добыче и экспорте газа, контролирующий 34% мировых разведанных запасов природного газа и обеспечивающий около 20% западноевропейских потребностей в этом сырье. «Газпром» является самым крупным в России источником поступления конвертируемой валюты, экспортируя ежегодно газа на сумму от 6 до 7 млрд долл. Деятельность этой компании простирается далеко за пределы национальных границ. «Газпром» имеет фирмы со своим участием в 12 странах, закупающих российский газ. Главным центром зарубежной инвестиционной деятельности «Газпрома» стала Германия. Ценность германского
рынка заключается в том, что через эту страну проходят все основные трансевропейские газотранспортные потоки: из Норвегии, России, Голландии. «Газпром» через совместное предприятие с дочерней компанией концерна «БАСФ» контролирует на германском рынке газа 12% продаж. В стратегию «Газпрома» входит активное участие в приватизационных процессах в Чехии, Словакии, Венгрии, Австрии, Литве и Эстонии.
Успешная деятельность российского газового гиганта на мировых рынках показывает, что мощная корпорация может достичь значительного успеха в рыночной экономике. Несколько десятков крупных транснациональных корпораций, несомненно, укрепили бы позиции России в мировом хозяйстве. Так, в нефтяной промышленности лидером является крупнейшая в России нефтяная компания «ЛУКойл», в которой 45% акций принадлежит государству. На предприятиях этой компании принята вертикальная интеграция производства: часть добытой нефти перерабатывается на бензин, дизельное топливо, мазут, смазочные масла, нефтяной кокс и авиационный керосин. Совместные предприятия и акционерные компании с участием «ЛУКойл» образованы в Чехии, Ирландии, Израиле, Аргентине, на Кипре, а также в Азербайджане, Белоруссии, Грузии, на Украине, в Литве. В 1998 г. «ЛУКойл» и американская корпорация «Коноко» подписали меморандум о совместном освоении месторождений нефти в российском Тиманр-Печорском нефтегазоносном районе.
, К российским ТНК в добывающей промышленности следует отнести акционерную компанию «Алроса», В 1992 г. она выиграла тендер на разработку алмазного месторождения Катока в Анголе, опередив южноафриканский концерн «Де Бирс» и ряд других западных компаний. Совместно с ангольской государственной компанией «Эндиама» и бразильской «Одебрехт майнинг сервис» она участвовала там в строительстве горно-абогатительного комбината производительностью 1,6 млн т руды в год. Первая очередь комбината в Катоке была введена в эксплуатацию осенью 1997 г. В 1998 г. компания «Алроса» приступила к разработке месторождений алмазов в другой африканской стране — Намибии.
В наши дни базой создания российских ТНК становятся финансово-промышленные группы (ФПГ). В любой стране крупные корпорации — основа научно-технического прогресса и ускоренного развития экономики. В Федеральном законе «О финансово-промышленных группах», принятом в октябре 1995 г., финансо-
во-промышленная группа определяется как совокупность юридических лиц, объединяющих свои активы в целях экономической или технологической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. 72 ФПГ объединяют свыше тысячи предприятий и более 90 финансово-кредитных институтов. Численность занятых в них составляет около 25% всех работающих в промышленности России.
Финансово-промышленные группы, объединяющие юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государств— членов СНГ, регистрируются как транснациональные ФПГ (ТФПГ). При создании их на основе межправительственных соглашений им присваивается статус межгосударственных финансово-промышленных групп (МФПГ). По состоянию на 1 января 1998 г. в реестр ФПГ включены одна МФПГ и семь ТФПГ. Национальность ТНК государств — членов СНГ определяется по месту их регистрации.
Многие ТФПГ образовались путем объединения банкой с промышленными предприятиями, которые не имели средств для финансирования инвестиционных проектов. Быстрый рост банковского капитала позволяет наиболее мощным банкам создавать холдинги — банковские империи, по своим характеристикам соответствующие ТНК. Примером может служить ТФПГ «Интеррос», сложившаяся вокруг ОНЭКСИМбанка. В рамках этой холдинговой компании выделяются три основных направления деятельности: финансовое, промышленное и медиа. В структурах группы «Интеррос» занято около 400 тыс. человек. Результат ее деятельности оценивается приблизительно в 4% российского ВВП и около 7% экспорта.
В последние годы заметно усилилась интеграционная активность в металлургическом комплексе России и стран — членов СНГ. При этом одним из важнейших компонентов интеграционного взаимодействия стран Содружества в сфере металлургии, возможно, станут транснациональные корпорации. Они создаются, чтобы противостоять на мировых рынках иностранным ТНК. В этом отношении показателен пример мирового рынка алюминия, где семь-восемь транснациональных компаний, интегрированных по вертикальному технологическому принципу, контролируют более 70% мирового производства алюминия. В этом ас-
пекте, несомненно, заслуживает внимания созданная в 1996 г. транснациональная компания «Сибирский алюминий» с уставным капиталом в сумме 5 млрд руб. В ее состав входят металлургические заводы и финансовые институты из России, стран — членов СНГ и дальнего зарубежья: Залогбанк (крупнейшая доля уставного капитала — 22,5%), Братский, Саянский (Россия) и Павлодарский (Казахстан) алюминиевые заводы, английская компания «Транс Уррлд Алюминиум», Самарская металлургическая компания «Самеко», Уральский криолитовый и Челябинский электродный заводы.
Эта вертикально интегрированная структура создана с целью сформировать внуренний рынок как первичного алюминия, так и конечной продукции, оптимизировать финансовые потоки и снизить издержки производства для сохранения конкурентоспособности на мировом рынке. В 1998 г. ТФПГ «Сибирский алюминий» достигла соглашения о стратегическом партнерстве (альянсе) с американской ТНК «Рейнольде» для укрепления своих позиций на мировом рынке алюминия.             ;
Возможности такой формы международных хозяйственных связей, как транснациональные корпорации, для объединения финансовых ресурсов предприятий стран — членов СНГ, проведения единой технической, структурной, маркетинговой и финансовой политики используются в растущих масштабах. Однако одной из основных проблем, препятствующих созданию и функционированию ТНК в странах — членах Содружества, остаются расхождения в национальных законодательствах по этим вопросам. Кроме того, до сих пор не разрешены противоречия в ведении консолидированного баланса и единой бухгалтерской отчетности участников транснациональных финансово-промышленных групп.
По примеру иностранных автогигантов крупнейшие российские автомобилестроительные заводы — ГАЗ и ВАЗ — начинают создавать сборочные предприятия в некоторых импортирующих странах, приобретая черты транснациональных корпораций. Так, используя более низкие пошлины на ввоз комплектующих деталей по сравнению с пошлинами на ввоз готовых автомобилей, Горь-ковский автозавод организовал совместное российско-украинское предприятие «КременчугавтоГАЗ», на котором предусмотрено осуществлять сборку малотоннажных грузовых автомобилей «ГАЗ-3302».— «Газель». АвтоВАЗ организовал сборку автомобилей «Евро-Лада» (ВАЗ-2109) в Финляндии на основе соглашения
с фирмой «Валмет». Заводы «Валмет», где собираются машины всемирно известных фирм «Опель», «Сааб», «Дженерал моторе», считаются одним из самых технологически гибких производств в Европе.

Заключение

Транснациональные компании представляют собой хозяйственные объединения, состоящие из головной (родительской, материнской) компании и зарубежных филиалов. Головная компания контролирует деятельность входящих в объединение предприятий путем владения долей (участием) в их капитале. В зарубежных филиалах ТНК на долю родительской компании - резидента другой страны - обычно приходится более 10% акций или их эквивалента.
Основным фактором эффективной деятельности ТНК выступает международное производство товаров и услуг, которое представляет собой выпуск продукции материнскими компаниями ТНК и их зарубежными филиалами на базе интернационализации производства. К концу 90-х гг. международное производство товаров и услуг достигло 7% мирового ВВП.
Почти все крупнейшие ТНК по национальной принадлежности относятся к «триаде» - трем экономическим центрам нашей планеты: США, ЕС и Японии. В последние годы активно развивают свою деятельность на мировом рынке транснациональные корпорации новых индустриальных стран.
Отраслевая структура ТНК диверсифицирована: 60% международных компаний заняты в сфере производства (они специализируются прежде всего на электронике, автомобилестроении, химической и фармацевтической промышленности), 37% — в сфере услуг и 3% — в добывающей, промыщледности и сельском хозяйстве.
Основным мотивом прямых иностранных инвестиций ТНК в России и других странах с переходной экономикой выступает расширение рынков сбыта. Свою деятельность в России иностранные ТНК пока сосредоточивают в регионах с высокоразвитой инфраструктурой - Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской, Нижегородской областях, а также в регионах с преобладанием добывающей промышленности - в Тюменской и Магаданской областях, Приморском крае. Производства и предоставление услуг в России развернули главным образом иностранные ТНК, специализирующиеся на топливно-энергетическом комплексе, торговле, пищевой промышленности, общественном питании, сфере различных услуг, в меньшей степени - в обрабатывающей промышленности, включая автомобилестроение.
Базой для создания российских ТНК становятся финансово-промышленные группы, образованные путем объединения банков с промышленными предприятиями, интегрированными по вертикальному технологическому принципу. Кроме того, транснациональными являются некоторые крупные государственные и полугосударственные предприятия, сформированные еще в Советском Союзе.

(128.2 KiB, 50 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!