Типология управленческих решений

План

Введение           3
1. Понятие и сущность управленческого решения    4
2. Критерии типологии управленческих решений    7
3. Классификации управленческих решений     9
Заключение          23
Список литературы         24

Введение

Каждая организация в процессе своей работы постоянно сталкивается с необходимостью принимать решения. Решение - это выбор альтернативы действия. Менеджеры не только принимают решения, но и несут ответственность за них. Принятые решения отражаются на всей деятельности организации. Управленческие решения - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель управленческого решения - обеспечить движение организации к поставленным перед ней задачам.
Концептуальные основы исследования управленческих решений А.А. Богдановым, В.А. Козловским, В.И. Мухиным. Проблемы эволюции и различных типов управленческих решений нашли свое отражение в работах ряда отечественных и зарубежных ученых, среди которых можно выделить: О.С. Виханского, А.И. Наумова, З.П.Румянцеву, Н.А. Саломатина, И.Н. Герчикову, И.Г. Владимирову, А.А. Радугина, О.И. Боткина, В.И. Некрасова, А.Л. Кузнецова, И. Ансоффа, П. Дракера, М. Мескона.
Различные аспекты процесса и методов разработки управленческих решений рассматриваются А.Я. Кибановым, Б.З. Мильнером, Д.Г. Коноковым, К.Л. Рожковым, П.В. Журавлевым.

1. Понятие и сущность управленческого решения

В управленческой литературе встречаются следующие определения термина «решение»:
- это один из необходимых моментов волевого действия, состоящий в выборе цели действия и способов ее выполнения;
- это произвольный акт выбора варианта в человеческом поведении;
- это выбор альтернативы действия или направления действия;
- это акт целенаправленного изменения ситуации, разрешения, формула действий, вариант воздействия;
- это действие руководства, ведущее к разрешению противоречия и изменению ситуации;
- это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента;
- это процесс целенаправленного преобразования исходной информации о состоянии и условиях функционирования объекта управления в информацию о наиболее рациональном пути достижения этим объектом желательного состояния в будущем;
- это один из центральных процессов управления организацией, и может рассматриваться как организационный акт, как один из основных этапов процесса управления, как интеллектуальная задача, как процесс легализации управляющего воздействия на управляющую систему и/или подсистему;
- и, наконец, как основанный на оценке издержек выбор действия из совокупности альтернативных действий [9, c. 32].
Как видно из этих определений, понятие «управленческое решение» содержит в себе следующие основные аспекты, которые, в свою очередь, определяют направления современных разработок теории управленческих решений:
 решение есть некоторый процесс, складывающийся из ряда отдельных актов и процедур;
 решение есть выбор альтернативы или действия;
 решение предполагает наличие власти и организационной иерархии;
 наконец, решение предполагает наличие информационного аспекта, составляющего основу системной концепции разработки и принятия решений в сложных иерархических организационных системах [7, c. 43].
Принятие решений является частью любой управленческой деятельности. Если, например, коммуникации своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений - это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие как процесс, ведущий к появлению этого продукта.
Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения - как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план - это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей [16, c. 83].
Решение есть некоторый процесс, складывающийся из ряда отдельных актов и процедур. Его волевой фактор является одним из моментов, направляющих процесс выработки и принятия решения. Решение также предполагает осознание целей и средств действия, т.е. это процесс, который базируется на информации о цели и средствах действия. Однако это - не простое преобразование информации, а более сложный процесс, предполагающий увязку целей и средств.
Следующим компонентом решения является мысленное совершение действия, т.е. своего рода моделирование этого действия. Моделирование предполагает упрощение, в данном случае мысленное, при котором, однако, сохраняется главная идея решения и возможность оценить его последствия. Такая модель должна отражать волевой акт решения с той точностью, с которой это допустимо для мыслительных возможностей человека и допустимо для принятия решения. Такая оценка и анализ требуют соответствующего аппарата и критериев, которые вырабатываются в результате обучения и опыта. На этом этапе волевое вмешательство не предполагается [16].
Принятию решений присущи сознательная и целенаправленная деятельность; поведение, основанное на фактах и ценностных ориентацию: взаимодействие членов организации; включенность процесса принятия решений в другие процессы, происходящие в организации. В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом. Выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный.
Функции управленческого решения неразрывно связаны с функциями самого управления [планирование; организация (взаимодействие и полномочие, построение организаций; мотивация, контроль]. Однако в общем плане основными управленческими функциями в организации являются:
• управление процессами, происходящими внутри организации;
• управление процессами взаимодействия организации с внешней средой;
• непосредственное управление организацией.
Таким образом, функции решения в методологии и организации процесса управления определяются сочетанием функций:
• менеджмента в предпринимательстве (развитие, маркетинг, производство, финансы);
• общего менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль);
• решения в менеджменте как таковом (обнаружение проблемы, анализ, разработка альтернатив, прогноз, синтез критерия, принятие решения, исполнение решения, контроль исполнения решения);
• констатации наличия проблемы и существования способа ее решения;
• инициации конкретного действия по решению конкретной ситуации [10].
Функция принятия решений в определенной области - это одна из функций менеджера: «менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений, как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений пронизывает все что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения». Таким образом, функции решения в методологии процесса управления многообразны. Это могут быть, например, решения по развитию, маркетингу, производству и т.д. Кроме того, это могут быть функции решений по планированию, организации, мотивации контролю в управлении. Это могут быть функции - по распределению власти и полномочия в организации, разрешению конфликтов; по тем ролям, которые следует (или не следует) играть самому менеджеру, и ролям, выполнения которых менеджер ожидает от других. Этот перечень функций «решения» показывает что решение может быть признано всеобъемлющим понятием является одним из основных понятий и составляющих действий предпринимательства и менеджмента.

2. Критерии типологии управленческих решений

Классификация управленческих решений позволяет изучить их особенности и выбрать наиболее эффективные в условиях конкретной ситуации. Однако, в связи со сложностью условий процесса разработки решений (числа влияющих факторов), целей принятия решений, требований и структуры решения создать простую и четкую их классификацию представляется проблематичным. Поэтому могут существовать и существуют различные классификации управленческих решений [6].
В исследовании Дж. Лафты предлагается системный подход к решению, задачи классификации решений, так как многообразие решений представляет собой некоторый комплекс, понимание которого облегчается на основе системного подхода, позволяющего раскрыть строгую систему и иерархию решений, соподчиненность и цикличность. В такой системе решений должны проявляться как общие признаки, так и специфические особенности, присущие отдельным видам решений. Таким образом, признаки классификации решений выступают: системность, иерархичность, соподчиненность и цикличность. При этом Дж. Лафта приводит еще три подхода к этой проблеме, причем подробно описывает второй [9]:
Согласно первому подходу, решения подразделяют:
• в зависимости от степени охвата и сложности регулируемых отношений и объекта, для которого они предназначены;
• в зависимости от длительности и времени, в пределах которого эти решения действуют;
• по их значению и роли в развитии общества;
• по объему и направленности содержащихся в решениях указаний и рекомендаций;
• и, наконец, по степени обязательности выполнения решений соответствующими лицами.
Согласно второму подходу, в качестве критериев, оснований для членения, учитывающих все виды управленческих решений, Ю.А. Тихомиров называет следующие:
• субъектно-объектные отношения;
• содержание решений;
• форму решений;
• время действия решений.
Возможно и другая классификация решений, когда они согласно третьему подходу, предложенному К.В.Балдиным, различаются по месту и функциям, которые они реализуют в процессах управления [1, c. 24].

3. Классификации управленческих решений

На основании выделенных выше подходов к типологии управленческих решений выделим конкретные классификации видов УР.
Классификация решений по содержанию. По этому подходу можно назвать решения экономические, политические, решения по организационным вопросам и др. Экономические (хозяйственные) решения действуют в сфере управления различными хозяйственными объектами и принимаются по вопросам плана, финансов, техники, трудовых ресурсов, маркетинга и т.д. Эти решения, в свою очередь, могут классифицироваться на разных уровнях управления по степени охвата различных проблем или использования информации [7].
Решения с точки зрения их содержания могут разделяться по степени охвата и регулирования общественных отношений на всеобщие, особенные и единичные решения, а также по степени важности и сложности.
Для содержания решений характерен и юридический аспект. С этой точки зрения можно говорить о решениях, имеющих директивный, обязательный характер, или о решениях, имеющих рекомендательный характер, содержащих научно-технические нормы, призванные оказывать методическое влияние, внедрять методы социального планирования, морального и этико-психологического воздействия и др.
Наконец, решения различаются и по удельному весу содержащихся в них элементов, и по своей направленности, то есть в зависимости от того, на какой стадии управленческого процесса они возникают и для решения какой задачи предназначаются. Здесь можно выделять решения постановочные, регулятивные, контрольные, организационные и т.д.
Классификация решений по форме. Преобладающей формой решений являются письменные решения. Эта форма решений позволяет внести тот элемент стабильности, упорядоченности и фиксирования информации, без которого немыслимо управление. Тем не менее, важное место занимают и устные управленческие решения, которые в деятельности управленческого и производственного аппарата составляют наиболее оперативную ее часть. Подобные решения могут касаться важных вопросов и должны подкрепляться ответственностью за исполнение. Наконец, еще одной формой решений являются решения, применяющиеся в автоматизированных системах. Это кодированные решения, которые наносятся на специальные документы, табуляграммы, перфокарты, различные магнитные носители и др.
Классификация решений по форме позволяет также разграничивать их в зависимости от порядка разработки и принятия. Это приводит к делению решений на индивидуальные, групповые, смешанные и коллективные.
Классификация решений по времени действия. Решения могут быть длительного действия, среднесрочные, а также кратковременные и разовые. Различают непрерывно действующие решения и, наоборот, решения для строго определенных задач и на определенный отрезок времени. Выражая эффективность и мобильность управленческого процесса, решения отражают в тоже время и стабильность управления. Этой цели отвечают так называемые повторяющиеся решения, которые возникают применительно к уже известным вопросам [6].
В работе Д.Руггера предлагается комплекс признаков по классификации управленческих решений:
• По природе и специфике способов воздействия на объект управления можно выделить решения политические, экономические, технические (конструкторские), технологические.
• По числу влияющих на решение субъектов (активных сторон):
- один субъект - определяющие решения (внутренние решения организации, решения органов власти и т.д.);
- два и более субъектов - конкурентные решения;
- один субъект решения и природа решения - адаптирующие решения.
• В соответствии с прогнозной эффективностью:
- Ординарные решения - это решения, при которых эффективность расходования ресурсов на единицу полученного эффекта (результата) соответствует нормам и нормативам, принятым для рассматриваемой отрасли, вида деятельности. Среди ординарных могут быть выделены следующие типы решений: неэффективные, не позволяющие решить проблему; рациональные, т.е. позволяющие решить проблему; оптимальный вариант решения - вариант, позволяющий решить проблему наилучшим в определенном критерии смысле образом или построить наилучшую систему в определенном критерием смысле.
- Синергические решения - это решения, при которых эффективность расходования ресурсов на единицу полученного эффекта резко возрастает, т.е. эффект носит явно выраженный непропорционально возрастающий характер. Синергические решения появляются при разработке новых интенсивных технологий или комплексировании элементов систем или операций. Поскольку эффект наиболее часто выражают в денежной форме, то наиболее часто синергический эффект обнаруживается в финансовой сфере. В финансовом менеджменте синергические решения называют эффектом рычага.
- Асинергические решения - это решения, приводящие к непропорциональному снижению эффективности системы и/или операции. В числе наиболее частых причин таких решений можно назвать: запаздывание решения, отсутствие необходимых ресурсов, неучет отсутствия организации, мотивации, порождаемых решением конфликтов и др.
• По степени важности учета временных ограничений на разработку, принятие и исполнение решений: можно выделить следующие типы решений:
-решения в реальном масштабе времени - это решения, принимаемые и реализуемые, достаточно быстро, чтобы контролировать и управлять объектом, в том числе и при возникновении нештатных ситуаций управления. К этой категории решений, можно отнести все решения по реально протекающим процессам. Представляется возможным выделить из решений в реальном масштабе времени «кризисные решения». Последние - это решения, принимаемые в момент, соответствующий моменту перехода объекта управления в область неуправляемых или недопустимых состояний:
- решения, принимаемые в течение одного из этапов;
- решения не имеющие явных ограничений по времени их принятия (это прежде всего решения по началу какого-либо процесса или единичного действия).
• По признаку состава и сложности реализации решения можно выделить два типа решений:
- простые - реализуемые при выполнении одного действия;
- процессные - реализуемые при выполнении некоторой совокупности взаимосвязанных действий. Процессные решения, в свою очередь, могут быть разделены на: алгоритмизированные (такие решения могут быть реализованы в автоматическом режиме, в бюрократической организации); размытые решения (такие решения чаще всего выполняют в диалоговом режиме индивидуалистской организации) [1, c. 47].
• По признаку и характеру учета или неучета изменения условий реализации решения могут быть выделены:
- гибкие решения, алгоритмы реализации которых заранее, уже при их принятии, предусматривают различные варианты действий в зависимости от возникающих условий;
- жесткие решения, имеющие единственный вариант реализации при любых условиях или состоянии субъектов и объектов управления.
• По времени наступления последствий для объекта управления и среды можно выделить следующие решения:
- стратегические решения представляют собой решения относительно набора действий, которые предназначены для того, чтобы помочь организации достичь своих целей посредством приспособления (адаптации) к изменениям внешней среды. Стратегическое решение реализуется через: распределение ресурсов, адаптации к внешней среде, внутреннюю координацию и организационное стратегическое предвидение;
- перспективные решения направлены на принятие и реализацию перспективных планов;
- текущие решения развивают и уточняют перспективные решения и принимаются в рамках подсистемы или блока товара, этапа одного из его циклов, например, цикла разработки;
- оперативные решения принимаются в отношении конкретного элемента нижнего уровня, например товара (материала упаковки), или элемента организации (загрузки одного конкретного места на текущую рабочую смену);
- стабилизационные решения принимаются для обеспечения невыхода организации, ее подсистем из области управляемых или допустимых состояний [9].
Классификация решений по признаку управленческих функций. Каждая управленческая функция связана с несколькими общими, жизненно важными решениями, требующими претворения в жизнь [9, с. 196-198]. Поэтому решения, типичные для функций управления следующие:
- решения функции планирования;
- решения функции организации деятельности;
- решения функции мотивации участников организации;
- решения функции контроля.
В этой связи можно классифицировать решения по объекту управления и выделить решения по маркетингу, производству, финансам, НИОКР, сбыту, кадру и др.
Поскольку решение - это выбор альтернативы, то организационное решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения - обеспечить движение к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет вклад в достижение конечной цели. Организационные решения можно квалифицировать как:
Запрограммированные решения есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Программирование можно считать важным вспомогательным средством в принятии эффективных организационных решений. Определив, каким должно быть решение, руководство снижает вероятность ошибки. Этим также экономится время, поскольку подчиненным не приходится разрабатывать новую правильную процедуру всякий раз, когда возникает соответствующая ситуация. Неудивительно, что руководство часто программирует решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью.
Незапрограммированные решения. Решения этого типа требуются в ситуациях, которые в определенной степени новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения. К числу ^запрограммированных можно отнести решения следующего типа: какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения, как усилить мотивацию подчиненных. В каждой из подобных ситуаций (как чаще всего бывает с незапрограммированными решениями) истинной причиной проблемы может быть любой из факторов. В тоже время, руководитель располагает множеством вариантов выбора.
На практике немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. Скорее всего, они суть крайние отображения некоторого спектра в случае и с повседневными, и с принципиальными решениями. Почти все решения оказываются где-нибудь между крайними вариантами. Немногие запрограммированные решения настолько структурированы, что личная инициатива лица, принимающего их, целиком исключается. И даже в ситуации самого сложного выбора методология принятия запрограммированных решений может быть полезна.
Тем не менее, для задач, производственно-экономического характера, разработаны алгоритмы принятия оптимальных решений, основанные на методах математического программирования. К числу таких задач, например, относятся задачи размещения ресурсов, назначения работ, управления запасами, транспортные задачи и т.п. Роль человека в решении задач данного класса сводится к приведению реальной ситуации к типовой задаче математического программирования и утверждению получаемого формально оптимального решения [4, с.36-39].
Классификация задач принятия решений. В научной литературе предложено несколько классификаций задач принятия решений, основанных на различных системах признаков. Наиболее общими и существенными признаками классификации, встречающимися в большинстве работ, являются:
- степень определенности информации;
- использование эксперимента для получения информации;
- количество лиц, принимающих решения;
- количество целей;
- содержание решений;
- значимость и длительность действия решений.
По признаку степени определенности информации задачи принятия решений классифицируются на три группы:
- задачи в условиях определенности;
- задачи в условиях вероятной определенности;
- задачи в условиях неопределенности.
По признаку использования эксперимента для получения информации задачи принятия решений классифицируются на две группы:
- задачи принятия решений по априорным данным;
- задачи принятия решений по апостериорным данным. По признаку количества лиц, принимающих решения, задачи разделяются на: индивидуальные и групповые (коллективные).
По признаку количества целей различают одноцелевые и многоцелевые задачи принятия решений. Реальные управленческие решения, как правило, являются многоцелевыми. В этих задачах возникает проблема согласования противоречивых целей при выборе решений. Если цели описаны формализовано, в виде целевых функций, то одноцелевые задачи называют однокритериальными, а многоцелевые - многокритериальными задачами принятия решений.
По признаку содержания задачи принятия решений классифицируются в зависимости от сферы деятельности. Различают экономические, технические, и т.д. виды задач.
По признаку действия различают долговременные, среднесрочные и краткосрочные решения.
Таким образом, тип задачи принятия решений определяет выбор рационального способа организации технологии принятия решений.
■ Классификация по признаку объекта экономических решений.
Традиционный экономический подход интерпретирует все, что происходит в «черном ящике», т.е. внутри единицы принятия решений, посредством производственной функции. Форма этой функции выражает одновременно технические ограничения, соотношения между факторами, свойства информации, необходимой для осуществления выбора, и т.д. В конце концов, сама функция оказывается перегруженной таким количеством значений, что очень трудно обозначить ее содержание. Чаще всего это ведет к тому, что условия экономического решения и их объект оказываются под непроницаемым теоретическим покровом [8, с. 37-38].
Анализ экономических организаций, напротив, подчеркивает, что нельзя понять и теоретически объяснить процедуры выбора и варианты выполнения решений, не принимая во внимание того, к чему они относятся. Существенная часть решений относится к самой организации и должна трактоваться как реакция на сигналы рынка или, в более общей форме - на экономическую среду, но одновременно и как ответ на взаимодействие участников. Известно, например, что в больших организациях основная часть решений, связанных с выбором, касается правил взаимоотношений между членами организации.
Эти решения являются, прежде всего, структурными решениями, которые затрагивают действующие группы, набор функций, и, наконец, варианты взаимоотношений между участниками. Типичный пример структурного решения - решение об организации труда, которое лишь частично подчиняется технологическим ограничениям. Далее идут решения по определению прав. Они определяют (в рамках прежней или измененной структуры), на каком уровне будут приниматься текущие решения о размещении ресурсов, как материальных, так и кадровых. Наконец, решения о назначении затрагивают правила, которые организация устанавливает, чтобы уменьшить возможность произвола при распределении постов, а также определение инстанций, которые имеют право осуществлять это распределение. Здесь перечислены особенно важные решения, так как в них часто в концентрированном виде отражаются расхождения о предпочтениях участников.
Если добавить решения о распределении затрат, понимаемые в самом традиционном смысле как предоставление организации ресурсов извне, то мы получим сложный комплекс. Для уменьшения такой сложности и применяется организация, именно в этом в значительной мере заключается смысл ее существования. Она выполняет указанную миссию, в частности, используя власть и иерархию, которые выступают как внерыночные средства координации, призванные упорядочить комплекс решений.
В целом, представляется возможным утверждать, что знание и использование классификационных признаков решения свидетельствует о понимании разработчиком решения стоящей перед ним задачи. В частности, понимание того, какого рода решение готовится, позволяет лицу, разрабатывающему решение, более четко сформулировать и решать задачи этапов разработки решения. Например, использование классификационных признаков решения позволяет определить состав необходимой для разработки решения информации. Это способствует концентрации усилий и более эффективному расходованию времени и средств при разработке решений [3, с. 53].
Тем не менее, совокупность решений руководителей различных рангов, находящихся в отношениях подчинения, составляет иерархию решений, которая определяет структурные связи между ними. В большинстве организаций отношения власти и иерархическая структура связаны. Однако, понятие иерархии предполагает асимметрию в получении и использовании власти. Иерархия вводит отношение порядка между участниками: для каждого из них установлен свой ранг в структуре организации. В процессе использования иерархии могут превалировать различные тенденции [5, с.93-94]:
• снизу вверх (то есть общие решения на более высоких уровнях принимаются на основании частных решений, принятых на нижних уровнях); такое построение характерно для информационных решений;
• сверху вниз, что характерно для организационных решений;
• навстречу, когда решения на нижних уровнях развивают (применительно к собственным условиям) и реализуют решения верхних уровней, а решения на верхних уровнях принимаются с учетом ранее принятых решений на нижних уровнях; такое построение характерно для технологических решений.
Внутри иерархии решений циркулируют потоки информации, которые обеспечивают поступление и согласование входящих данных. Непрерывно изменяющаяся система решений вместе с причинными связями между ними образует ту логическую основу, на которой развивается вся деятельность организаций. Поскольку всякое решение принимается с учетом связей с другими, прежде всего, на основании вышестоящего решения, возникают ограничения, которые определяют «степени свободы», допустимой вариантности данного решения. В пределах этих «степеней свободы» решение может варьироваться, изменяться, приниматься в том или ином варианте. Следует отметить, что для обеспечения согласованности решений недостаточно выполнения ограничений. Необходимо еще целенаправленный, согласованный стиль мышления руководителей. Большое значение имеет содержание решений верхних уровней иерархии и контроль сверху вниз. К такому контролю относится и утверждение решений нижних уровней на верхних уровнях.
От типа и класса решения зависит методология его подготовки. Часто, однако, приходится принимать решения широкого плана, включающие информационную, организационную и технологическую часть. Тогда классы решений рассматриваются как этапы и элементы более общего решения.
А. Мескон выделяет следующие виды управленческих решений:
Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.
Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются «с наскока», «рывками».
Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.
Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей. Следует заметить, что такой тип решений ничего общего не имеет с понятием «риска» в управленческом смысле. Этот вопрос будет подробно рассмотрен во втором разделе.
Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.
Перечисленные виды решений принимаются, в основном в процессе оперативного управления. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.
В зависимости от характера процесса разработки и принятия решений выделяют также:
• Интуитивные решения - это выбор сделанный на основе ощущения того, что он правилен. Интуиция представляет собой способность непосредственно, как бы внезапно, без логического продумывания находить правильное решение проблемы. Таким образом, интуиция является непременным компонентом творческого процесса управления в целом. Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на нее, становится заложником случайности. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. В сложной организационной ситуации возможны тысячи вариантов выбора. Предприятие с достаточным количеством денег может, к примеру, выпускать любую продукцию. Однако выпускать и продавать с прибылью ему удастся лишь некоторые ее виды. Более того, в ряде случаев руководитель вначале даже не знает возможных вариантов выбора. Так, менеджер, полагающийся исключительно на интуицию, сталкивается с непреходящей случайностью. С точки зрения статистики шансы на правильный выбор без какого-либо приложения логики невысоки.
• Инсайтные решения: Инсайт (insight) - это сознание решения конкретной проблемы. В момент инсайта решение осознается ясно, однако эта отчетливость часто носит кратковременный характер. Поэтому необходима сознательная фиксация управленческого решения.
• Решения, основанные на суждениях. Такие решения иногда кажутся интуитивными, поскольку логика их не очевидна. Решение, Основанное на суждении, - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Суждение как основа организационного решения полезно, поскольку многие ситуации в организациях имеют тенденцию к частому повторению. В этом случае ранее принятое решение может сработать снова не хуже, чем прежде (это основное достоинство запрограммированных решений).
Поскольку решение на основе суждения принимается в голове управляющего, оно обладает таким значительным достоинством, как быстрота и дешевизна его предприятия. Оно опирается на здравый смысл, но истинный здравый смысл встречается очень редко. Это тем более верно, когда приходится иметь дело с людьми, т.к. зачастую ситуация искажается потребностями людей и другими факторами. Вероятно, более важно, что одного лишь суждения будет недостаточно для принятия решения, когда ситуация уникальна или очень сложна. Таким образом, суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая в самом деле нова, поскольку у руководителя отсутствует опыт, на котором он мог бы основать логический выбор. Сюда следует отнести любую ситуацию, новую для организации. В сложной ситуации суждение может оказаться плохим, поскольку факторов, которые необходимо учесть, слишком много для «невооруженного» человеческого разума и он не в состоянии их все охватить и сопоставить.
Поскольку суждение всегда опирается на опыт, чрезмерная ориентация на последний смещает решения в направлениях, знакомых руководителям по их прежним действиям. Из-за такого смещения руководитель может упустить новую альтернативу, которая должна была бы стать более эффективной, чем знакомые варианты выбора. Еще важнее, что руководитель, чрезмерно приверженный суждению и накопленному опыту, может сознательно или бессознательно избегать использования возможностей вторжения в новые области. Если довести эту мысль до конца, то боязнь новых сфер деятельности может кончиться катастрофой. Адаптация к новому и сложному, очевидно, никогда не будет простым делом. Нельзя исключить опасность неудачи из-за принятия Плохого решения. Однако во многих случаях руководитель в состоянии существенно повысить вероятность правильного выбора, подходя к решению рационально.

Заключение

Понятие управленческое решение содержит в себе следующие основные аспекты, которые, в свою очередь, определяют направления современных разработок теории управленческих решений: решение есть некоторый процесс, складывающийся из ряда отдельных актов и процедур; решение есть выбор альтернативы или действия; решение предполагает наличие власти и организационной иерархии; наконец, решение предполагает наличие информационного аспекта, составляющего основу системной концепции разработки и принятия решений в сложных иерархических организационных системах.
Классификация управленческих решений позволяет изучить их особенности и выбрать наиболее эффективные в условиях конкретной ситуации. Однако, в связи со сложностью условий процесса разработки решений (числа влияющих факторов), целей принятия решений, требований и структуры решения создать простую и четкую их классификацию представляется проблематичным. Поэтому могут существовать и существуют различные классификации управленческих решений.
Классификация решений по содержанию. По этому подходу можно назвать решения экономические, политические, решения по организационным вопросам и др.
Классификация решений по форме. Преобладающей формой решений являются письменные решения. Эта форма решений позволяет внести тот элемент стабильности, упорядоченности и фиксирования информации, без которого немыслимо управление.
Классификация решений по времени действия. Решения могут быть длительного действия, среднесрочные, а также кратковременные и разовые. Различают непрерывно действующие решения и, наоборот, решения для строго определенных задач и на определенный отрезок времени.

Список литературы

1. Балдин К.В. Управленческие решения. - М.: Флинта, 2005.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 2006.
3. Герчикова И. М. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.
4. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. - М.: МНИИПУ, 2001.
5. Драккер П. Ф. Управление, нацеленное на результат / Пер. с англ. -  СПб.: Технолог. Школа бизнеса, 2002.
6. Ильин И.И., Лукманова И.Г. и др. Управление проектами; под ред. Шапиро В.Д. – М.: ЗАО ИнфоСервис ПМ, 2006. - 611 с.
7. Кохно П. А. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2003.
8. Кузнецов Ю. В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. - СПб.: ОЛБИС, 2001.
9. Лафта Дж. Принятие управленческих решений. – М.: Дашков и Ко, 2007.
10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Л.И. Евенко. - М.: Дело, 2004.
11. Основы управления организацией / Под ред. Б.М. Генкина. - М.: Высшая школа, 2006.
12. Погиблев Ю.В. Менеджмент организаций. – М.: МГОУ, 2005.
13. Руггер Д. Управленческие решения. – М.: Дашков и Ко, 2007.
14. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. и др. Менеджмент организации: Уч. пос. – М.: ИНФРА-М, 2005.
15. Румянцева З.П., Филинов Н.Б., Шрамченко Т.Б. Общее управление организацией: принципы и процессы. - III модуль – М.: ИНФРА-М, 2006.
16. Симоненко В. Д. Принятие управленческих решений: Краткий курс лекций. - Брянск: БГПУ, 2001.
17. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. – М.: Инфра-М, 2004.
18. Управление современной организацией / Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. – М.: ЮНИТИ, 2005.
19. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кабанова. – М.: ИНФРА-М, 2004.
20. Уткин Э. А. Курс менеджмента. – М.: Зерцало, 2005.

(24.9 KiB, 53 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!