Теория спроса и предложения

Содержание

Введение           3
Глава I. Спрос и его роль в рыночном механизме    4
1.1. Понятие спроса        4
1.2. Закон спроса и его кривая       5
1.3.  «Парадоксы» закона спроса      9
Глава II. Предложение и его роль в системе рыночного механизма 12
2.1. Понятие и сущность предложения     12
2.2. График и кривая предложения товаров    13
2.3. Неценовые факторы изменения предложения   14
Заключение          18
Список литературы         19

Введение

Рыночная экономика - это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается Теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель могут быть описаны все экономические процессы.
Действительно, любому акту купли-продажи предшествуют два феномена - "спрос" и "предложение", величины которых определяют объем сделок и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамики цен и объема сделок, то добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса (дохода потребителей) и величину предложения (прибыль производителей). Это справедливо и для макро-, и для микроэкономики.
Сказанным объясняется то внимание, которое теория рынка уделяет анализу спроса и предложения. Такой анализ важен и тем, что выступает связующим звеном между макро- и микроэкономическими теориями. Таким образом, проблема исследования спроса и предложения, а также их влияния на рыночный механизм является в высшей степени актальной для рыночной экономики.
В данной работе мы рассмотрим сущность спроса и предложения, а также охарактеризуем их влияние на рыночный механизм.
Предмет работы – законы спроса и предложения.
Цель работы: охарактеризовать законы спроса и предложения, а также их роль в системе рыночного механизма.

ГЛАВА I. СПРОС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОМ МЕХАНИЗМЕ

1.1. Понятие спроса

Спрос - магическое для экономиста слово, ибо в нем могут скрываться опасность и радость, эффективность и катастрофа. Действительно, неудовлетворенный спрос может стимулировать рост производства, а может спровоцировать и рост цен; уменьшение спроса может вызвать структурные изменения в экономике, а может - кризис перепроизводства. Словом, спрос - поистине "душа" экономики. Он вечно загадочен и непредсказуем, ибо отражает не только объективные потребности, но и субъективные устремления, не только рациональные решения, но и эмоциональные поступки. Тем удивительнее достижения экономистов в анализе спроса.
Спрос - это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателя. Таким образом, в экономической теории различают "потребность" и "спрос" (6, с. 90).
Между этими понятиями складывается непростое количественное соотношение. Как правило, спрос меньше потребности, поскольку любая цена ограничивает число покупателей. В этом, кстати, великая созидательная сила цены, ибо при ее отсутствии на прилавках не осталось бы ни одного товара! Можно спорить о "плюсах" и "минусах" ценообразования, но если бы цены вдруг исчезли, это повлекло бы абсолютную экономическую катастрофу.
В экстремальных экономических ситуациях спрос может превышать потребность, поскольку отражает влияние других факторов (инфляция, паника, соображения престижа и т.д.).
Итак, спрос - это объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него. Очень важно осознать, что спрос - это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов. Для динамики рьшочной системы наличие спроса как возможной купли благотворно, так как заставляет суетиться бизнесменов, вынуждает их к доходному маневрированию объемами производства, а коммерсантов - объемами предложения. Специальная наука ("маркетинг") озабочена одним - как помочь "спросу" превратиться в реальную "куплю" (5).

1.2. Закон спроса и его кривая

Из данного в первом параграфе определения спроса следует, что каждой цене товара соответствует определенная величина спроса. Это позволяет дать определение закону спроса: между уровнем цены (Р) и величиной спроса на него (Q) существует обратная зависимость, разумеется, при прочих равных условиях. Говоря житейским языком, чем ниже цены - тем больше величина спроса, а чем выше цена - тем меньше величина спроса.
Закон спроса имеет общепринятое в экономической теории графическое изображение (см. график 1).

График 1. Кривая спроса.

Почему же снижение цены товара увеличивает спрос на него?
1. Самое очевидное заключается в том, что удешевление делает товар доступным для тех категорий покупателей, которым он раньше был "не по карману". А рост числа покупателей означает рост спроса на данный товар.
2. Сложнее объяснить поведение прежних покупателей данного товара, которые увеличивают объем его купли именно при снижении цены.
Конечно, можно предположить, что часть покупателей приобретала данный товар в меньшем размере, чем испытывала в нем потребность, и вот теперь, благодаря снижению цены, доводит размер спроса до реальной потребности (3).
Приведенные выше два объяснения справедливы, но выходят за рамки "закона спроса", поскольку раскрывают связь динамики цены то с числом покупателей, то с величиной потребности. Поэтому экономисты предложили объяснение в виде трех "эффектов", возникающих при снижении цены на товар.
А. "Эффект роста выгоды". Любая покупка имеет объективным пределом равенство расходов на приобретение товара и полезности от него. Снижение цены уменьшает расходы при прежней полезности товара, т.е. изменяет соотношение расходов на товар и полезности от него к большей выгоде покупателя. Поэтому, сохраняя прежние объемы расходов (а это при снижении цены увеличивает спрос на товар), покупатель получает больше выгоды (полезности), чем раньше.
В. "Эффект дохода". Сниженная цена позволяет на прежнюю Сумму расходов на данный товар приобрести его в большем размере. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя, но только по отношению к данному товару, только при покупке данного товара. Поэтому, чем больше покупатель покупает подешевевшего товара, тем больше он самостоятельными действиями реализует эту открывшуюся возможность увеличения своего дохода. Иными словами, каждый участник рыночной экономики стремится увеличить свой доход; снижение цены на данный товар позволяет ему реализовывать эту заветную цель, -но только покупкой этого подешевевшего товара!
С. "Эффект замещения". Подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их собственные цены могут и не измениться. Поэтому, замещая "другие" товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.
Таким образом, снижение цены на отдельный товар вызывает многочисленные последствия, - как и рост цены.
Закон спроса - величайший закон рыночной экономики, ибо он придает поведению покупателей и продавцов объективную экономическую логику, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены.
Закон спроса важен и тем, что показывает достижение экономикой данной страны высокого уровня развития - ведь спрос может "благодарно" увеличиваться при снижении цены или "возмущенно" уменьшаться при росте цены только при отсутствии дефицита: там, где дефицит, мнение покупателя не важно, все диктует производитель; а ведь подлинный рынок - это равноправие спроса и предложения. В современных условиях действие закона спроса испытывает сильное влияние инфляции.
Инфляция - это обесценение денег, падение покупательной способности денежной единицы. Если - в силу ряда причин - на то же самое количество товаров выпущено, например, вдвое больше, чем прежде, денежных знаков, то понятно, что теперь на единицу товара приходится две денежные единицы. А это значит, что теперь каждая денежная единица обладает половинной, чём прежде, покупательной способностью. В итоге за единицу товара приходится платить две денежные единицы, что нами воспринимается за удвоенные цены. На самом же деле происходит удвоение наших расходов (если доходы не увеличились в той же пропорции), сама же реальная цена товара не изменилась, ибо теперь две денежные единицы стоят столько же, сколько ранее одна.
Понимание того, что инфляция означает только рост номинальной денежной цены товара, объясняет нам кажущееся нарушение закона спроса, когда спрос остается неизменным при инфляционном росте цен. В самом деле, вроде бы произошел рост цены товара, а величина спроса не отреагировала на это понижением. Так ведь произошел же рост, так что спрос не отреагировал на него не вопреки, а в соответствии с законом спроса: неизменившейся величине цены соответствует неизменившаяся величина спроса Последняя, конечно, отражает и изменение величины доходов но в рамках зависимости между ценой и величиной спроса инфляция не влияет на закон спроса
Тем не менее возникает ряд сложных проблем знание которых может объяснить специфику действия закона спро са в данной ситуации.
1. Инфляция как падение покупательной способносп денежной единицы - означает рост всех денежных цен товаров Но рыночная экономика и сама по себе, независимо от инфляции,предполагает постоянное движение цен под воздействием множества факторов (от "чисто" производственных до моды). В этой ситуации и возникает проблема: как отличить, является ли рост цены на данный товар "инфляционным" или тем "рыночным"ростом цены, который должен вызвать изменение величины спроса9 Переплетение этих двух видов роста цены - "инфляционного" и "рыночного" - осложняет действие закона спроса К тому же они часто влияют в противоположных направлениях - инфляция вынуждает к повышению денежной цены говара, а технический прогрес" и рыночная конъюнктура - к ее снижению.
2. Не менее сложная проблема возникает и перед покупателем (и предметов потребления, и средств производства, и ценных бумаг, и капитала). Его выигрыш зависит от правильной оценки соотношения между выгодой и затратами на приобретение товара Но именно это соотношение и искажается инфляцией. Учет ее масштабов и темпов - обязательное условие для любого покупателя (и тем более для инвестора), если он не хочет обнаружить, что понесенные затраты многократно превысили ожидавшуюся выгоду
3. Наконец, дело окончательно запутывается тем что с одной стороны, инфляция действительно охватывает всю экономику и тем "провоцирует" рост цен на все товары. Но с другой (и в этом источник проблем, порождаемых инфляцией), - тот же инфляционный рост цен происходит неравномерно т.к. на разные товары цены растут неодинаковыми гемпами. То же свойственно и инфляционном} росту денежных доходов потребителей, поскольку   разных групп потребителей он гакже происходит неравномерно.
Таким образом, следует различать зависимость величины спроса от рыночного движения цен ("закон спроса") и влияние на динамику величины спроса инфляционного роста цен. Этого добиваются, в частности, пересчетом инфляционных цен в "прежние", делая расчеты по так называемым "неизменным" ценам.

1.3.  «Парадоксы» закона спроса

Зададимся вопросом: действительно ли обратная зависимость величины спроса от уровня цены имеет характер "закона"? Разве не встречаются противоречащие этому факты? Конечно, встречаются, но парадокс состоит в том, что их объяснение также укладывается в рамки закона спроса, а это значит, что обратная зависимость величины спроса от динамики цены действительно является экономическим законом.
Объясним первую ситуацию, когда повышение цены сопровождается ростом спроса. Оказывается, что эта ситуация шаль внешне противоречит закону спроса. Дело в том, что повышение цены показывает наметившуюся тенденцию изменения цены на данный товар в обозримый период. Между тем сознание потребителей уже продлило эту тенденцию ожиданием еще большего роста цены. И покупателю нетрудно сообразить, что большие затраты сегодня, даже по возросшей цене, обернутся очевидной выгодой завтра - экономией на непокупке по еще большей цене (4).
Следовательно, причиной повышенных закупок является не сам по себе рост цены (с чего бы он вдруг стимулировал рост объема покупок?), а ожидание, предположение, что раз наметилась такая тенденция, то следует ожидать еще большего роста цены на данный товар. Потратить больше сегодня, чтобы многократно сэкономить завтра, -вот смысл первого "парадокса", и он полностью укладывается в механизм действия закона спроса.
Таким образом, рост величины закупок при росте цены на данный товар отражает ожидание покупателем еще большего роста цены. Понятно, что здесь покупатель рискует, ибо его ожидания могут и не оправдаться, но продавцу выгодно поддерживать эти опасения путем распространения слухов, намеков и т.п.
Отсюда мы должны сделать важный вывод: на динамику величины спроса влияет не только реальное движение цены, но и ожидаемое покупателем, т.е. не только реальная, но и ожидаемая цена. А это значит, что социально-психологическое состояние становится экономическим фактором. Более того, величина прироста спроса при росте цены количественно показывает степень инфляционной паники в обществе.
Если нас чему-то научил предыдущий случай, то теперь не трудно понять, почему снижение цены может вызвать не увеличение спроса, как того, казалось бы, требует закон спроса, а напротив, - стимулировать его падение.
Вновь обозначился векторг движения цены, но на этот раз "вниз", и глупо покупать сегодня то, что завтра может быть будет стоить еще дешевле. Вновь в движение величины спроса вмешивается фактор ожидаемой цены; откладывается ли такое поведение потребителя в логику закона спроса? Конечно, чем ниже цены, тем выше величины спроса, - но завтра, коль скоро обозначилась тенденция к снижению цены.
Третий "парадокс" - это устойчивый, ''нереагирующий" спрос на традиционно дорогие товары. Уж тут, казалось бы, закон спроса не при чем. На самом же деле перед нами - разновидность первого случая: эти товары именно потому и покупаются, что они устойчиво дорогие, и выгода, которую получает покупатель, состоит в надежде на беспроигрышное помещение денежных сбережений (таковы, например, покупки золота, драгоценностей, мехов, земли, домов, картин, изделий прикладного искусства). Поскольку эти товары устойчиво дорогие, т.е. их цена имеет тенденцию к возрастанию,. то это - та же надежда выгадать на завтрашних ценах на эти товары. И это соответствует логике закона спроса.

ГЛАВА II. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА

2.1. Понятие и сущность предложения

Предложение товаров, как и спрос, - это неотъемлемая и не менее существенная часть процесса ценообразования на рынке. Но в этой части процесса определяющая роль принадлежит закону предложения, которой выражает прямую зависимость между ценой и количеством товаров, предлагаемых фирмами к обмену, продаже на рынке (6, с. 95).
Предложение (sapply - англ.) - это готовность фирм, изготовителей и продавцов товаров предоставить на рынок определенное количество товаров по данной цене. Цена и количество товара здесь изменяются и взаимодействуют однонаправленно: повышение цены вызовет увеличение количества товаров, предлагаемых к продаже. И наоборот, понижательная тенденция цены означает необходимость сокращения производства и предложения товаров на рынки. Важнейшим и определяющим фактором здесь выступает цена. От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов, и фирм-производителей. Чем выше эти доходы, тем оперативнее растет рыночное предложение товаров, и наоборот. В этом смысле производство достаточно быстро реагирует на любые изменения, мобильно перестраиваясь в соответствии с потребительским спросом на рынке. В то же время рыночное предложение имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная предпринимательская деятельность по экономии или переориентации ресурсов, изменению технологий, корректировке объемов выпуска товаров.

 

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!