Теория ситуационного руководства Херсея и Бланшарда
Оригинальную теорию руководства предложили американские исследователи П. Херсей и К. Бланшард. Она также принимает во внимание ситуационную теорию из-за того, что та фокусируется на лучшем стиле руководства для данной ситуации. Херсей и Бланшард обращают внимание на зрелость подчиненных — т. е. на их готовность принять ответственность за свое поведение. Здесь подразумеваются как их знания и умения, так и готовность к работе без указаний других людей. Эффективные руководители, согласно данной теории, способны регулировать свой стиль таким образом, чтобы согласовывать потребности своих подчиненных в руководстве так же, как и их потребности в эмоциональной поддержке. В этой ситуации лучшим способом является передача (делегирование) подчиненным части ответственности за принятие и осуществление решений. В левом верхнем углу рисунка дана ситуация, в которой подчиненные способны, но не расположены к выполнению своей работы и нуждаются в эмоциональной поддержке для этого. Партисипативный стиль руководства (стиль участия, от английского слова participate ~ участвовать) подходит к данной ситуации, поскольку он позволяет подчиненным разделять свои идеи с руководителем, повышая таким образом свою мотивацию к выполнению работы.
В следующей ситуации подчиненные не способны и не расположены к выполнению работы. Они нуждаются в руководстве по выполнению задания и в эмоциональной поддержке. Он известен как «продажа» и здесь является наиболее подходящим. Этот стиль включает объяснение решений и обеспечение возможностей для их выполнения. Наконец, в нижнем правом углу рисунка представлены ситуации, в которых подчиненные не способны, но расположены к принятию ответственности за свои действия. Они заинтересованы в работе, но не имеют соответствующих способностей. В подобных ситуациях людям необходимо дать подробные инструкции и следить за их выполнением.
В соответствии с этой концепцией руководители должны обладать следующими способностями:
1) определять ситуацию, в которой они находятся;
2) выделять наиболее подходящий стиль управления;
3) внедрять решение.
Так как ситуации, перед лицом которых стоят руководители, могут постоянно изменяться, руководители должны своевременно реагировать на них, обращая особое внимание на потребности подчиненных в указаниях и эмоциональной поддержке. Поступая подобным образом, руководители повышают эффективность своего управления.