Теория предельной полезности
В современной экономической теории не все приемлют подход, со-гласно которому пропорции обмена товаров зависят от затрат труда на их производство. Представители теории предельной полезности (К. Менгер, Е. Бем-Баверг, Ф. Визер и др.) считают, что в основе обмена лежит полезность товара. Полезность не следует путать с категорией «польза». Польза выражает физические свойства товара – понятие объективное. Полезность выражает субъективное отношение человека к товару. Например, сигареты для курильщика обладают полезностью, для некурящего человека – вещь бесполезная.
Соизмерение различных полезностей занимает важнейшее место в их учении. Полезность любого товара зависит от интенсивности потребности и количественной ограниченности товара. Согласно закону убывающей предельной полезности[1]: по мере увеличения количества потребляемых товаров их предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Например, для голодного человека первая булка хлеба будет иметь очень высокую полезность, вторая булка хлеба меньшую, третья еще меньшую и т. д. Согласно теории предельной полезности ценность товара, а следова-тельно, и пропорции обмена между товарами зависят от предельной полез-ности товаров.
По мнению выдающегося английского экономиста А. Маршалла, трудовая теория стоимости и теория предельной полезности страдают определенной односторонностью, поскольку определяют стоимость товара только одним фактором. А. Маршалл первым предпринял попытку синтеза теории предельной полезности и издержек производства при определении величины стоимости товара. Он писал: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц»[2].
В теории А. Маршалла определение стоимости и цены товара сводится к выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих как на стороне спроса (предельная полезность), так и предложения (издержки производства товара).
[1] Предельная полезность – добавочная полезность, полученная от потребления дополнительной единицы товара.
[2] Маршалл А. Принципы экономической науки. – М., 1993. Т. II. – С. 31–32.