Теория А. Маслоу

Теоретический фундамент современного менеджмента заложен трудами Маслоу, Мэйо, Дракера, Я. Мак Грегори, Д. Херцберга и других. Они послужили и исходной точкой для практических разработок в области гуманизации, и обогащения труда автономных групп и новых форм организации труда.

Абрахам Маслоу (1908–1970) – американский психолог, (представитель гуманистической психологии) известен как создатель иерархической теории потребностей, разделив их:

- на базисные (физиологические, безопасности, позитивной самооценки и другие);

- на производные (справедливости, благополучия, порядка и единства социальной жизни).

Базисные потребности постоянны, производные изменяются. Маслоу считал, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем мотивации начнут сказываться на потребностях более высокого уровня.

Эта теория была выдвинута по результатам клинических и производственных наблюдений в начале 40-х годов. Теория была сразу принята всеми американскими психологами. Маслоу писал: "Потребности, удовлетворенные, перестают быть активными стимуляторами"[1].

Напротив, если социальные нужды работника не удовлетворены, то наступает фрустрация (разочарование, расстройство, состояние неприятного эмоционального напряжения, вызванного временной или постоянной невозможностью удовлетворения какой-либо потребности), которая проявляется в агрессивных чувствах и гневе. Работник, например, может переключить свою энергию на активную работу в профсоюзе, политическую деятельность и т. д.

Свою теорию Маслоу сопровождает оговорками. Схему не надо понимать буквально. Администратор должен знать, что социальные потребности более высокого порядка, могут выступать уже и на первых ступенях иерархии, до того как низшие потребности будут удовлетворены на сто процентов. Даже голодные люди восстают против социальных и политических ограничений. У некоторых людей уровень стремлений может быть надолго подавлен или снижен. Идея постепенного возникновения все новых потребностей по мере удовлетворения наиболее насущных и жизненных не нова. Много лет раньше Маслоу К. Маркс указывал, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище, одеваться и для этого они должны трудиться, прежде чем заниматься политикой, религией, философией, бороться за власть и т. д.

Маслоу отвергает миф о довольном рабочем, распространяемый его же коллегами. В человеке труда управляется чувство собственного достоинства, сознание своей силы и роли в обществе. Возникновение повышенных требований ставит менеджеров во все более трудное положение. Он признает, что для громадного большинства людей главными стимуляторами все еще остаются голод и страх. До вторичных потребностей пока поднялось весьма незначительное меньшинство. Без физиологических стимулов не было бы и наемного труда; не ради общения, самоутверждения и тем более самовлияния работник продает свою рабочую силу.

Самым слабым звеном в теории Маслоу является его идея, что удовлетворенные потребности перестают быть стимуляторами. Сомнительно также, что исчезает стимул безопасности у человека, имеющего работу.

Существуют в любом обществе, и тем более в условиях рынка, проблемы  в реализации человеком потребности в самовыявлении. Мы и сегодня в нашем обществе постоянно видим, что люди поступают не работать в свое удовольствие, в соответствии со своими интересами, а зарабатывать.

Теория Маслоу отражает реальную действительность. Ограниченная по сути, теоретическая конструкция, объясняющая поведение индивида, была подвергнута острой критике, но до сих пор служит основой для многих современных моделей мотивации труда и все еще широко применяется в промышленности как средство улучшения стиля руководства.

В одном из исследований 1965 года на базе идей Маслоу об иерархии потребностей был проведен сопоставительный анализ пяти различных групп руководителей. Эти группы были сформулированы по географическому принципу:

1) руководители английских и американских фирм;

2) японские руководители;

3) руководители фирм северных и центрально-европейских стран (Германия, Дания, Швеция и Норвегия);

4) руководители фирм южных и западных европейских стран (Испания, Франция, Бельгия, Италия);

5) руководители фирм развивающихся стран (Аргентина, Чили, Индия).

Один из результатов этого исследования состоял в том, что руководители из развивающихся стран придавали большее значение всем потребностям иерархии Маслоу и степени их удовлетворения, чем руководители каких-либо стран. Руководители из развивающихся и юго-западных европейских стран более всего стремятся удовлетворить социальные потребности. Это говорит о важности использования таких вознаграждений, как повышение статуса, социальное уважение, признание заслуг.

Авторы книги "Основы менеджмента" Мескон М. Х. и другие, оценивая вклад Маслоу, отметили недостатки его теории[2]:

- четкой, пятиступенчатой иерархической структуры потребностей не существует;

- не получила полного подтверждения концепция наиважнейших потребностей;

- удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека;

- теории Маслоу не удалось учесть индивидуального отличия людей.

 

[1] Maslow A. Motivation and Personality. N.Y., 1954. С. 82, 83.

[2]Мескон М. Х. и др. Основы менеджмента. М.: Дело, 1993.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!