Тенденции развития социальной политики на современном этапе
Социальная политика является специфической концентрацией всех видов политики, направленных на управление существованием, функционированием и развитием социальной сферы. Последняя является своеобразной системой, в которой выделяются три крупных блока, каждый из которых представляет относительно самостоятельную подсистему. Во-первых, это социальная структура общества как дифференциация людей по общественным и социальным группам и отношения между ними. В этой подсистеме имеет важнейшее значение степень развития социальной структуры в целом, а также наличие так называемых слабо защищенных слоев. Во-вторых, это социальная инфраструктура как совокупность отраслей, обслуживающих человека и способствующих воспроизводству нормальной жизнедеятельности людей. В-третьих, важным компонентам социальной сферы как степени развития всех других сфер и общества в целом являются условия труда человека, его быта, досуга, здоровья, возможности выбора профессии, места жительства, доступа к ценностям, обеспечения прав и свобод личности.
Именно концентрация на указанных направлениях должна быть основой социальной политики государства.
Учитывая вышесказанное, можно конкретизировать ориентацию социальной политики государства по двум линиям.
1. Учет и эффективная реализация основных направлений (видов) социальной работы:
социальной диагностики; социальной профилактики; социального надзора; социальной корреляции;
социальной терапии; социальной адаптации; социальной реабилитации; социального обеспечения; социального страхования;
социальной опеки; социальной помощи; социального консультирования; социальной экспертизы; социального попечительства;
социальных нововведений; социального посредничества и подвижничества.
2. Направленность на основные социальные объекты, нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке, такие как:
инвалиды; безработные; участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица; труженики тыла во время Великой Отечественной войны; одинокие пожилые люди исемьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям); вдовы и матери военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне, в других войнах и мирное время;
бывшие несовершеннолетние узники фашизма; лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные;
беженцы, вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов и ядерных испытаний; лица, вернувшиеся из мест заключения, лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; лица без определенного места жительства;
семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики; семьи, имеющие детей-инвалидов;
семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; семьи несовершеннолетних родителей; молодые семьи (в том числе студенческие); матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; беременные женщины и кормящие матери;
самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети; безнадзорные дети и подростки; дети и подростки девиантного поведения; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, семьи, где родители педагогически несостоятельны; лица, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидным поступкам.
Ориентация социальной политики государства по этим двум линиям должна быть естественной. Они тесно связаны между собой как в теории, так и (особенно) на практике, в процессе подготовки социальных работников и в дальнейшей их профессиональной деятельности.