Технология работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями
Программа реабилитации это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, социального работника, педагога, психолога) вместе с родителями.
Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий специалистов по социальной работе и родителей.
Работая с родителями, необходимо учитывать разнообразие семейных стилей и стратегий.,Даже супруги могут весьма отличаться друг от друга своими установками и ожиданиями. Поэтому то, что оказалось удачным в работе с одной семьей, совсем необязательно будет способствовать успешному партнерству с другой. Кроме того, не следует ожидать от семей одних и тех же, униформных эмоциональных реакций или поведения, одинакового отношения к проблемам. Нужно быть готовым слушать, наблюдать и достигать компромисса.
Можно наметить пять тактик работы с родителями в зависимости от того, как взаимодействует социальный работник с одной семьей или с группой родителей напрямую'или опосредованно, развивается ли сеть контактов между семьями, которые в этом случае могут иногда оказывать поддержку друг другу и без участия социального работника.
Рассмотрим эти тактики.
1. Непосредственная работа с конкретной семьей:
социальный работник (или другой специалист) наносит визит семье и в ходе его:
обращает внимание на внешнее состояние и окружение дома, подъезда, квартиры;
старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи;
интервьюирует родителей о потребностях, проблемах и ресурсах;
интересуется внешкольными занятиями ребенка (если тот достиг школьного возраста);
отвечает на вопросы родителей;
наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его;
демонстрирует стратегии поведения, обучения, решения проблем;
родители наносят визит социальному работнику (или другим специалистам) и в ходе его:
наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например, присутствуют в классе или на приеме, во время тестирования);
специалисты отвечают на вопросы родителей, объясняют, обсуждают информацию;
специалисты наблюдают, как родители обращаются с ребенком;
специалист снимает на видеопленку общение родителей с ребенком, затем анализирует результаты;
демонстрирует родителям видеофильм, чтобы обсудить и проанализировать увиденное вместе;
социальный работник:
организует консультацию с представителями других служб, если это необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем или если это может помочь семье (например, консультацию с представителями службы миграции);
предлагает родителям заполнить карты и схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами;
приглашает родителей посетить заседания комиссии (или сессии команды специалистов), обсуждающей вопросы, которые касаются их ребенка;
самостоятельно или с участием других специалистов помогает родителям выбрать книги, игрушки, специальное учебное оборудование для дома;
организует собрания, чтобы оценить развитие ребенка в связи с ходом выполнения реабилитационного плана;
предоставляет родителям письменный отчет результатов тестирования или оценивания;
передает родителям письменное заключение с рекомендациями занятий на дому;
обсуждает с родителями имеющиеся у него материалы, которые касаются их ребенка и хранятся в папке;
приглашает родителей в класс, где проводятся занятия, привлекает их к участию в проведении занятий;
организует для родителей встречу со студентами-практикантами или сотрудниками службы, чтобы родители поделились своим опытом и высказали мнение о предоставляемых услугах.
2. Опосредованная работа с конкретной семьей предусматривает следующее:
запись информации и комментариев родителями и специалистами в специальном дневнике (например, каждую неделю);
анализ записей в домашнем дневнике наблюдений при встрече со специалистом;
представление в отчетах (например, раз в полгода) результатов реабилитации;
письменные извещения, информация для родителей, организованные социальным работником с участием других специалистов;
контакты по телефону;
выдача родителям в библиотеке книг (или в видеотеке фильмов) по рекомендации специалиста;
выдача родителям на дом специальных игр или учебных пособий;
заполнение родителями вопросников, карт или схем развития способностей ребенка;
проведение родителями на дому игр и занятий;
занятия в выходные дни, предоставление информации о возможностях отдыха;
предоставление родителям возможности знакомиться с содержанием папки материалов, касающихся их ребенка;
выдача родителям на дом текстов, выученных на занятиях в реабилитационном центре песен, стихов, перечня упражнений;
перечисление телепрограмм, которые целесообразно смотреть родителям вместе с детьми.
3. Непосредственная работа с группой родителей предусматривает следующее:
встречи с родителями в офисе социального учреждения или в комнате для занятий, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;
выступление на встрече родителей и ответы на их вопросы;
организация семинара для родителей: выступления, беседы, ролевые игры, последующие практические занятия на дому;
организация специального курса для родителей по той или иной тематике;
показ слайдов или видеопрограмм о занятиях детей, объяснение их цели и смысла;
организация открытого урока или занятия со специалистом;
открытый день или вечер в реабилитационном центре;
организация совместных мероприятий (отдых, представления) с родителями и специалистами, ассоциации родителей и специалистов;
привлечение родителей к подготовке и проведению особых мероприятий праздников, фестивалей;
помощь родителям в организации групповых экскурсий для детей (в зоопарк, на ипподром, спортивные состязания и т. д.);
интервьюирование родителей об их отношении к услугам и дальнейших ожиданиях.
4. Опосредованная работа с группой родителей предусматривает следующее:
предоставление родителям информационных проспектов услуг, сведений о квалификации персонала, расписании работы специалистов, содержании занятий;
рассылка информационного буклета о том, как, на каких условиях и в каких случаях следует обращаться к конкретным специалистам;
подготовка информационного бюллетеня и его регулярная рассылка;
организация выставки книг или игрового материала в методическом кабинете или уголке для родителей;
подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;
подготовка буклета, объясняющего процедуры тестирования, оценивания, проверки хода выполнения реабилитационного плана, интерпретации результатов;
выдача родителям книг или копирование для них нужных фрагментов;
рассылка или передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей об услугах;
подготовка видеопрограммы для родителей;
организация стенда или доски объявлений в комнате, в которой родители ожидают детей;
составление статей для местных журналов или газет, предоставление родителям вырезок из журналов и газет;
подготовка учебного пособия или руководства для родителей. 5. Развитие контактов между семьями предназначено для того, чтобы:
способствовать развитию сети нянь среди группы родителей;
организовать посещение опытным родителем семьи, в которой родился ребенок, требующий реабилитационных услуг;
помочь организовать ассоциацию или группу самопомощи родителей;
участвовать в регулярных встречах родителей на дому или в специальном месте;
привлекать отцов к починке или наладке оборудования;
добиваться того, чтобы родители были представлены в комиссиях или советах школ и реабилитационных центров;
добиваться того, чтобы родители защищали свои права, были вовлечены в работу общественных организаций, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка предоставления услуг, на принятие решений психолого-медико-педагогической комиссией;
помогать родителям организовать клубы по интересам и мероприятия для детей.
Некоторые аспекты работы с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, требуют особого внимания. Поэтому, начиная работу с семьей, нужно познакомиться не только с матерью, но и с отцом, а также с другими членами семьи. Посылая письменные пожелания, желательно обращаться лично не только к матери, но и к отцу или к обоим родителям. Некоторым отцам легче говорить о своих переживаниях с мужчиной (тем не менее не секрет, что повсюду в мире считается, что социальная работа это прерогатива женщин). Очень полезно предоставлять письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшие прийти на встречу с социальными работниками, были в курсе дел, так же как и матери. Следует морально поощрять участие отца в реабилитации ребенка.
Все это будет способствовать развитию ребенка и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству.