Техники воздействия
Воздействие психологом обязательно должно быть произведено (чаще всего это вопросы о желаемом для клиента результате интервью). Методы воздействия, применяемые психологами разных школ в ходе интервью, могут быть самые разные. Остановимся на их краткой характеристике, используя для этого следующую таблицу:
метод | описание метода | функция метода во время беседы |
обратная связь | дает возможность понять, как его воспринимают психолог и окружающие | дает конкретные данные для самовосприятия |
логическая последовательность | объясняет клиенту логические последствия его мышления и поведения: «Если, то...» | дает клиенту точку отсчета для понимания своих переживаний и действий, позволяет предвидеть результаты действий |
воздействующее резюме | часто используется в конце беседы, чтобы суммировать суждения психолога, чаше всего используется в комбинации с выводами и резюмирующими высказываниями клиента | проясняет, чего психолог и клиент добились в ходе беседы. Подводится итог того, что сказал психолог. Призвано помочь клиенту перенести эти обобщения из интервью в реальную жизнь |
открытые вопросы | «Кто?» — факты, «Как?» — чувства. «Почему?» — причина, «Можно ли?» — общая картина | выяснение основных фактов, облегчающих разговор |
закрытые вопросы | содержат частицу «пи», отвечают кратко | сокращают длинный монолог |
пересказ | повторение сути слов клиента и его мыслей с использованием его ключевых слов | активизирует обсуждение, показывает уровень понимания |
отражение чувств | обращает внимание на эмоциональное содержание интервью | поясняет эмоциональную подоплеку ключевых фактов, помогает раскрывать чувства |
резюме | в сжатом виде повторяет основные факты и чувства клиента | полезно повторять периодически во время интервью. Указывает направление
беседы. |
Направленное воздействие на клиента осуществляется и следующими приемами: ссылкой на авторитет, апелляцией к литературным источникам, обращением к научным данным как к форме мифологии, которую использует консультант. Кроме того, возможна опора на обыденную жизнь, которая может быть использована в виде информации для j клиента. Речь психолога должна быть краткой, ясной, в ключе размышления о событиях, о всей ситуации жизни клиента.
Если клиент сопротивляется и не реагирует на мягкие формы воздействия (изложены выше), то психолог обозначает сопротивление клиента и работает с ним, например, в следующей форме: «Вам трудно принять...», «Вам не хочется согласиться...» Это позволяет обозначить ситуацию сопротивления клиента и одновременно отказаться психологу от сильного стремления переориентировать клиента, показать стремление психолога признать за клиентом некоторую правоту. Это утяжеление воздействия со стремлением смягчить его, оставляя за клиентом право не соглашаться с психологом.
Важный момент воздействия в том, что обычно беседа идет на фоне негативной информации о человеке, позитивную информацию самому человеку создать трудно, так как он часто просто ничего придумать не может. Психологу очень важно проговорить с клиентом возможные позитивные варианты поведения. В ненавязчивой манере надо воссоздать этот вариант поведения. Можно даже настоять на этом проговаривании поведения. Тестирование в этой ситуации позволяет клиенту обнаружить неизвестные ему ресурсы его личности, сфокусировать внимание на его возможностях, о которых он не думал. Позитивное обсуждение может быть не очень четким, но оно должно быть обязательно. Ему может быть посвящена целая консультация. На этом фаза воздействия закончена.