Таможенный контроль за товарами и транспортными средствами - Часть 2

2. Идентификация товаров, транспортных средств и мест их нахождения. Средства идентификации. Выборочность таможенного контроля. Условия освобождения от таможенного контроля.

Под идентификацией понимается осуществляемая в интересах таможенного контроля деятельность, суть которой сводится к наложению пломб, печатей, нанесению цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставлению штампов, взятию проб и образцов, описанию товаров и транспортных средств, составлению чертежей, изготовлению масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использованию товаросопроводительной и иной документации и других идентификационных средств [7, c. 216].
Следует заметить, что в ТК РФ употребляется термин "средства идентификации", в то время как в международной таможенной практике укоренился термин "атрибуты таможенного обеспечения". Последний является более точным с оперативно-технической точки зрения.
Таможенными органами могут идентифицироваться:
- транспортные средства;
- помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю;
- места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы;
- товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем.
Таможенные органы осуществляют идентификацию российских товаров, заявленных к вывозу с таможенной территории РФ. Такие товары идентифицируются в месте их декларирования.
К основным требованиям, которым должны отвечать средства идентификации (атрибуты таможенного обеспечения), относятся:
- невозможность подделки оттисков (в отношении печатей, штампов, подписей, маркировок);
- невозможность нарушения без видимых следов целостности атрибутов (в отношении пломб, клейких лент, замков);
- стойкость штемпельных и оттискных материалов и средств письма (паст, чернил, пломб, клеевых покрытий) к внешним климатическим воздействиям;
- четкость воспроизводимых отпечатков и оттисков на документы и упаковки товаров и транспортных средств.
Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами или с разрешения последних, кроме случаев, когда существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. Это требование распространяется и на случаи, когда в качестве средств идентификации используются пломбы, печати и т.п., наложенные таможенными органами иностранных государств.
Информация об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации должна быть немедленно сообщена таможенным органам.
Это сообщение должно быть сопровождено доказательствами наличия указанной угрозы.
Об изменении (удалении, уничтожении, замене) средств идентификации таможенный орган составляет акт, форма которого устанавливается ГТК России.
В соответствии со ст. 16.11 КоАП РФ уничтожение, повреждение, утрата либо изменение средств идентификации, примененных таможенным органом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 10 МРОТ; на должностных лиц - от 5 до 20 МРОТ; на юридических лиц - от 50 до 200 МРОТ [5].
Печати и пломбы не налагают на грузовые отделения транспортных средств при доставке животных и иных товаров, к которым необходим доступ во время доставки.
При доставке товаров, в том числе тяжеловесных и громоздких, в открытых транспортных средствах по решению должностного лица таможенного органа средства идентификации могут налагаться на отдельные грузовые места либо в качестве средств идентификации могут использоваться описание товаров, чертежи, масштабные изображения, фотографии, иллюстрации.
Идентификация товаров для переработки в товарной продукции - это способы установления факта, что операциям по переработке подвергались именно товары для переработки в целях получения товарной продукции.
При таможенных режимах переработки могут использоваться следующие способы идентификации:
- наложение пломб на складские помещения, участки технологических линий, выполняющих определенные технологические операции, с целью недопущения использования в производственном процессе товаров, не указанных в лицензии на переработку на таможенной территории;
- проставление заявителем, переработчиком или должностными лицами таможенных органов печатей, штампов, цифровой и (или) другой маркировки на исходные товары для переработки и (или) российские товары;
- описание товаров для переработки;
- фотографирование, изображение в масштабе товаров для переработки;
- сопоставление предварительно взятых проб, образцов товаров для переработки с товарной продукцией;
- использование имеющейся маркировки в виде заводских номеров (например, двигателей, частей кузова и т.д.) товаров для переработки.
В случае невозможности использования изложенных выше способов идентификации заявитель вправе предоставлять заключения независимых экспертных организаций и таможенных лабораторий по определению возможного способа идентификации товаров для переработки в товарной продукции.
В целях идентификации товаров для переработки в товарной продукции должностные лица таможенных органов вправе присутствовать при производственном процессе.
Средства, используемые таможенными органами для идентификации товаров, указаны в п. 2 статьи 83 ТК РФ, причем приведенный перечень не является исчерпывающим. Чаще всего в таможенной практике идентификация товаров осуществляется путем наложения таможенных печатей и пломб. Этот способ наиболее эффективен, поэтому в соответствии с п. 3 комментируемой статьи применяется во всех случаях, когда транспортное средство, контейнер или съемный кузов допущены или могут быть допущены для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами. В остальных случаях, если идентификация товаров путем наложения таможенных печатей и пломб невозможна, таможенным органом используются иные способы идентификации. Киотская конвенция, стремясь максимально упростить процедуру таможенного транзита, напротив, рекомендует наложение таможенных пломб и крепежных приспособлений при транспортировке товаров лишь в случаях, если товаросопроводительные документы не позволяют однозначно идентифицировать товары (правило 11 главы 1 Специального приложения E). То есть в международной практике определяющим моментом при выборе средства таможенной идентификации является не возможность наложения пломб, а невозможность идентифицировать товары иным способом. В то же время Киотская конвенция содержит оговорку о допущении использования таможенных пломб и крепежных приспособлений, если таможенный орган сочтет это необходимым, учитывая управление рисками, а также в случаях, если это способствует в целом облегчению операции таможенного транзита или предусмотрено международным соглашением [5].
Международное законодательство предъявляет следующие требования к таможенным пломбам (приложение к Киотской конвенции "Минимальные требования, предъявляемые к таможенным пломбам и крепежным приспособлениям"): пломбы должны быть прочными, износостойкими, обеспечивать возможность их наложения быстрым способом, обеспечивать их доступную проверку и идентификацию, быть одноразовыми (не предназначенными для многократного использования), быть сконструированными таким образом, чтобы максимально затруднять их копирование или подделку.
Для целей защиты документов и предотвращения случаев фальсификации содержащихся в них сведений таможенные органы могут применять следующие средства идентификации:
- оттиски печатей и штампов, проставляемые на документах, применяемых при таможенном оформлении и таможенном контроле;
- специальные наклейки;
- специальные защитные приспособления (сейф-пакеты);
- помещение документов, необходимых для таможенных целей, в грузовые отделения транспортных средств, контейнеров или съемных кузовов, на которые налагаются таможенные печати и пломбы.
Наиболее распространенным способом идентификации является проставление сотрудником таможенного органа на всех товаросопроводительных документах соответствующего штампа и заверение его личной номерной печатью. Контроль подлинности оттисков печатей и штампов осуществляется в таможенном органе назначения посредством визуального осмотра, с применением технических средств таможенного контроля, а также с использованием имеющейся в таможенном органе справочной информации.
Специальные наклейки бывают двух видов - прозрачные и непрозрачные. Непрозрачная наклейка представляет собой номерную голограмму многоуровневой защиты, изготовленную по узкопленочной технологии. Наклейки наносятся на лицевую или оборотную сторону документа с помощью специального устройства. Непрозрачные наклейки не должны наноситься на записи, отметки, оттиски штампов и печатей, содержащихся в этих документах. Прозрачные наклейки, наоборот, наносятся на указанные отметки и оттиски [7, c. 237].
Специальные защитные приспособления представляют собой непрозрачные пакеты (папки, портфели) из пленочного материала, исключающие изъятие или подмену находящихся в них документов без оставления видимых следов вскрытия.
Помещение документов, необходимых для таможенных целей, в грузовые отделения транспортных средств допускается, если только транспортные средства оборудованы и допущены для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами согласно установленному ТК РФ порядку. Не допускается помещение документов в грузовые отделения транспортных средств, если в пути следования в грузовом отделении эти документы могут быть повреждены. На вручаемом перевозчику (лицу, непосредственно управляющему транспортным средством) экземпляре международного транспортного документа производится запись, указывающая на помещение документов в грузовое отделение транспортного средства.
При проведении таможенного досмотра таможенный орган исходит из принципа выборочности (ст. 358 ТК РФ). При выборе этой формы таможенного контроля используется система управления рисками (см. комментарий к ст. 358 ТК РФ). Так, на решение таможенного органа о необходимости проведения таможенного досмотра могут повлиять, например, следующие обстоятельства:
- перемещаемые через таможенную границу товары облагаются акцизом или подпадают под меры нетарифного регулирования;
- товары перевозятся транспортными организациями, ранее допустившими нарушение процедуры внутреннего таможенного транзита;
- товары перевозятся транспортом, принадлежащим физическим лицам и т.д.
При проведении таможенного досмотра должностные лица таможенного органа руководствуются предписаниями ст. 365 ТК РФ, в которой закреплен принцип недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля.
По общему правилу таможенный досмотр проводится после принятия таможенной декларации. До принятия таможенной декларации таможенный досмотр в отношении ввозимых товаров может проводиться в следующих случаях:
- в целях идентификации товаров для таможенных целей;
- при наличии информации о нарушении таможенного законодательства (досмотр проводится для проверки такой информации);
- в целях проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.
Выбор конкретной формы таможенного контроля осуществляется таможенными органами в соответствии с системой управления рисками. При этом законодатель допускает освобождение отдельных лиц, товаров и транспортных средств от некоторых форм таможенного контроля.
Все случаи освобождения от определенных форм таможенного контроля должны быть установлены ТК РФ.
Таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ и следующих вместе с ним членов его семьи.
Данная норма соответствует конституционно-правовому статусу главы государства, гарантирует его неприкосновенность. По сравнению с ТК РФ 1993 г. норма расширилась за счет включения в нее наряду с действующим Президентом РФ и бывших президентов РФ.
Освобождается от таможенного досмотра личный багаж членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также судей, неприкосновенных по законодательству РФ, если указанные лица пересекают Государственную границу РФ в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей. Отметим, что освобождается от таможенного досмотра личный багаж депутатов только федерального уровня. На членов Правительства РФ действие данной нормы не распространяется (в соответствии с ТК РФ 1993 г. их личный багаж также освобождался от таможенного досмотра) [7].
От таможенного досмотра освобождаются иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом. Аналогичная норма существует в таможенном законодательстве многих зарубежных стран.

3. Товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю в процессе их перемещения через таможенную границу. Время пребывания под таможенным контролем и сроки досмотра.

Ввезенные на таможенную территорию товары и транспортные средства приобретают статус товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на российскую территорию.
Утрата ввезенными товарами и транспортными средствами статуса находящихся под таможенным контролем связывается с наступлением одного из следующих фактов:
1) выпуск для свободного обращения (товары поступают в оборот без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством);
2) уничтожение;
3) отказ в пользу государства;
4) фактический вывоз товаров с таможенной территории РФ;
5) обращение товаров в федеральную собственность либо распоряжение ими иным способом в соответствии с нормами главы 41 ТК РФ.
Вывозимые российские товары и транспортные средства приобретают статус находящихся под таможенным контролем с момента принятия таможенной декларации таможенным органом или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров (погрузка товара на транспортное средство и т.п.).
Момент утраты вывозимыми российскими товарами статуса находящихся под таможенным контролем связан с моментом пересечения товаром таможенной границы. Следует особо отметить, что в ряде случаев таможенный орган продолжает осуществлять контрольную деятельность и после того, как товары покинули таможенную территорию РФ. Это касается прежде всего товаров, которые вывозились под таможенными режимами временного вывоза и переработки вне таможенной территории.
Статус товара, находящегося под таможенным контролем, имеет определяющее значение для многих институтов таможенного права.
Статус товаров, находящихся под таможенным контролем, ограничивает правомочия собственников товаров, перевозчиков, таможенных брокеров и т.д. по владению, распоряжению и использованию такими товарами.
В отношении товаров, которые имеют статус находящихся под таможенным контролем, реализация упомянутых правомочий возможна только в соответствии с предписаниями ТК РФ и с согласия таможенного органа. Разрешение таможенного органа необходимо для совершения практически любых операций (кроме самых простых операций по поддержанию товарного вида - проветривание, поддержание требуемого температурного режима и т.п.) с товарами, которые имеют статус находящихся под таможенным контролем. За нарушение этого требования виновные привлекаются к административной ответственности. Так, например, в соответствии со ст. 16.13 КоАП РФ транспортировка, погрузка, выгрузка, перегрузка, исправление повреждений упаковки, упаковка, переупаковка, принятие для перевозки находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств, взятие проб и образцов таких товаров либо вскрытие помещений или других мест, где могут находиться указанные товары и (или) транспортные средства, без разрешения таможенного органа влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ [7].
Такие ограничения, устанавливаемые в отношении товара, находящегося под таможенным контролем, объясняются прежде всего тем, что товар на этом этапе остается как бы "неочищенным" по целому ряду обязательств публично-правового характера: уплата причитающихся таможенных платежей, проверка на выполнение требований, которые предъявляются к товару законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (требования по лицензированию, квотированию, прохождению ветеринарного, санитарного и иного контроля и т.д.). В доктрине и законодательстве дореволюционной России и отдельных зарубежных стран товары, находящиеся под таможенным контролем и имеющие особый правовой статус, так и называются - "неочищенные" товары.
Заключение

Под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. Таможенный контроль, наряду с таможенным оформлением, является одной из важнейших функций таможенных органов. Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с нормами ТК РФ.
Выбор конкретной формы таможенного контроля осуществляется таможенными органами в соответствии с системой управления рисками. При этом законодатель допускает освобождение отдельных лиц, товаров и транспортных средств от некоторых форм таможенного контроля.
Под идентификацией понимается осуществляемая в интересах таможенного контроля деятельность, суть которой сводится к наложению пломб, печатей, нанесению цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставлению штампов, взятию проб и образцов, описанию товаров и транспортных средств, составлению чертежей, изготовлению масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использованию товаросопроводительной и иной документации и других идентификационных средств.
Ввезенные на таможенную территорию товары и транспортные средства приобретают статус товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на российскую территорию.

Список литературы

1. Агарков В. Таможенное право России. – М.: Дело, 2004.
2. Зюлин В.М. Таможенное право России. – М.: Эксмо, 2003.
3. Косаренко Н. Таможенное право России. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
4. Ратанова В. Основы таможенного дела. – М.: Формула-М, 2003.
5. Семиряка В. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. – М.: ФиС, 2005.
6. Таможенный кодекс РФ с комментариями. – М. Эксмо, 2005.
7. Ячиков В.А. Таможенное дело. – М.: Логос, 2006.

(24.1 KiB, 51 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!