SWOT-анализ в туризме
Анализ сильных и слабых сторон предприятия - это очень важное направление его деятельности. Метод SWOT-анализа способен эффективно помочь в этом процессе, поэтому его используют предприятия во всем мире. SWOT - аббревиатура от: Strengths - сильные стороны, Weaknesses - слабые стороны, Opportunities - благоприятные возможности, Threats - угрозы. Данный метод настолько универсален, что способен принести большую пользу при анализе и слабых, и сильных сторон туристского региона и страны. Рассмотрим, как SWOT-анализ применяется при анализе туристского региона.
Качественный анализ перспектив туристского региона проводится с целью изучения названных выше сторон деятельности, открывающихся возможностей и надвигающихся угроз. Сильные и слабые стороны туристского региона должны оцениваться в контексте его конкурентоспособности. SWOT-анализ помогает прояснить обстоятельства, в которых развивается туристский регион, сбалансировать действие внутренних сильных и слабых сторон с действием благоприятных возможностей и угроз. Такой анализ помогает определить не только возможности региона, но и все доступные преимущества перед конкурентами. *Ниже приведены примерные группы вопросов для проведения SWOT-анализа туристского региона. Первые две группы вопросов относятся к внутренним факторам (анализируются сильные и слабые стороны). Вторая группа вопросов касается внешних факторов (благоприятные возможности и угрозы).
При составлении вопросников для применения SWOT-анализа нужно учитывать, что слишком длинные списки отвлекают внимание от главного - от того, что действительно важно.
SWOT-анализ помогает выявить ключевые факторы успеха (КФУ), т.е. сильные и слабые стороны региона, которые в наибольшей степени способствуют успеху его туристской деятельности.
Итак, на первом этапе проводится анализ по следующим блокам примерных вопросов.
Внутренние факторы
Сильные стороны:
- наличие достаточных природных ресурсов (пляжи, леса, горы);
- состояние экологии;
- погодные факторы;
- наличие достаточных или уникальных культурно-исторических ресурсов;
- наличие инфраструктуры и уровень ее развития;
- наличие достаточных финансовых ресурсов;
- наличие хороших конкурентоспособных навыков;
- существует ли хорошая репутация региона у потребителей;
- является ли данный регион лидером на туристском рынке;
- имеет ли регион хорошо продуманную стратегию в сфере туризма;
- имеет ли регион собственные технологии в туризме и какого каче-
ства;
- существуют ли преимущества в стоимости на туруслуги;
- есть ли преимущества перед конкурентами в сфере туризма, какие;
- существует ли в регионе способность к инновациям в сфере туризма;
- существует ли возможность для развития экологического туризма;
- существует ли возможность для развития лечебно-оздоровительного туризма;
- прочее. Слабые стороны:
- отсутствие стратегического направления;
- аутсайдерское положение на туррынке;
- наличие устаревших технологий (например, технологии лечения на курортах);
- низкий уровень прибыли вследствие...
-- неудовлетворительный уровень менеджмента;
- плохой контроль за исполнением распоряжений;
- проигрыш конкурентам;
- отсталость в инновационных процессах;
- малое разнообразие предлагаемых туров;
- плохая материальная база;
- малое количество отелей;
- имидж на туристском рынке неудовлетворительный;
- слабые маркетинговые навыки у обслуживающего персонала на предприятиях турбизнеса;
- отсутствие достаточного финансирования проектов в области туризма;
- прочее.
Внешние факторы
Благоприятные возможности:
- работа с дополнительными группами потребителей;
- внедрение на новые туристские рынки или сегменты рынка;
- расширение спектра продуктов (туров, гостиничных услуг) для удовлетворения более широкого круга потребителей;
- дифференцированность туристской продукции;
- способность региона быстро перейти к более выгодным стратегическим группам;
- уверенность в отношении регионов-соперников;
- быстрый рост рынка;
- прочее. Угрозы:
- появление новых конкурентов;
- увеличение объема продаж аналогичных туров или услуг, предлагаемых регионами-конкурентами;
- медленный рост рынка;
- неблагоприятная налоговая политика в области туризма со стороны государства;
- изменение нужд и вкусов туристов-потребителей;
- прочее.
Резюмируя, следует сказать, что руководители региона должны уметь определять, каковы сильные стороны региона, а также признавать слабые его стороны. Руководители должны представлять себе, какие существуют благоприятные возможности у региона, и обязательно принимать в расчет угрозы, которые могут помешать извлечь выгоду из благоприятных возможностей.
Для эффективного анализа составляют матрицу SWOT (рис. 13.3).
Возможности | Угрозы | |||
* | ||||
п. | п. | |||
Сильныестороны | Поле | Поле | ||
СиВ | СиУ | |||
п. | ||||
Слабыестороны | Поле | Поле | ||
СЛиВ | СЛиУ | |||
п. |
Матрица SWOT
SWOT-анализ предусматривает интерактивное использование матрицы. В левом квадранте выделяются два раздела (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа характеристики предприятия.
В верхней части матрицы выделяются два квадранта (возможности и угрозы). В двух нижних правых квадрантах помещаются четыре поля для дальнейшего исследования:
1) СиВ (сильные стороны и возможности);
2) СиУ (сильные стороны и угрозы);
3) СЛиВ (слабые стороны и возможности);
4) СЛиУ (слабые стороны и угрозы).
Все записи на эти поля вносятся в качестве предложений в результате анализа взаимодействия перечисленных выше характеристик.