Сущность управленческого решения

Осуществляя свою производственную, политическую, обще­ственную деятельность, определяя личные действия, человек по­стоянно осознанно принимает решения. В любом из названных слу­чаев эти решения являются управленческими — меняются лишь объекты управления: либо это другой человек, группа людей, орга­низация, государство, либо объектом управления являюсь я сам как личность. Решение является одним из видов мыслительной деятель­ности и проявлением воли человека. Его характеризуют следую­щие признаки: возможность выбора из множества альтернатив, наличие проблемы, цели, необходимость воли лица, принимающе­го решение.

Решение в менеджменте представляется как своего рода центр, вокруг которого идет жизнь организации, его можно рассматри­вать как продукт управленческого труда, а его принятие — как про­цесс создания этого продукта. Управленческое решение — это вы­бор, который делает руководитель в процессе осуществления.им функции управления и решения конкретных задач предприятия, подразделения. Управленческое решение призвано обеспечить про­движение к поставленным целям. Оно всегда является выбором альтернативы, предписанием к действию (перечень конкретных необходимых мер), позволяющим привести объект управления в требуемое состояние. Первопричиной и целью управленческого решения является необходимость решения проблемной ситуации.

В этой связи ситуация — это состояние управляемой системы (предприятия, организации, подразделения, группы), оцениваемое социально-экономическими целями.

Проблема — это ведущее противоречие цели и ситуации, оп­ределяющее движение или изменение ситуации в направлении цели. Иначе говоря, проблема — это противоречие, требуемое первоочередного разрешения. Необходимость в разработке уп­равленческого решения возникает при осознании проблемы, т. е. признании ее существования. Наличие проблемы — крити­ческого рассогласования между желаемым и фактическим по­ложениями является фактором, активизирующим усилия ме­неджмента. Тогда проблема определяется как фактическое со­стояние объекта управления, результата его деятельности, ког­да они не соответствуют желаемому (намеченному) состоянию или результату.

Проблемы, требующие принятия решений в организациях, мо­гут быть разделены на проблемы, требующие:

• корректирующих воздействий для приведения существующе­го состояния к целевым (плановым) показателям;

• решения задач на будущий период (существующее состояние не позволяет достичь целевого состояния в будущем);

• изменения целей организации, как следствие значимых изме­нений внешней среды, внутренних возможностей.

Формирование и принятие управленческих решений явля­ется ключевым элементом процесса управления организацией при реализации всех функций менеджмента. Сущность задачи принятия управленческого решения заключается в выработке плана действий по разрешению проблемы. Решения, принимае­мые менеджером при управлении деятельностью организации, предприятия, принято называть управленческими или органи­зационными.

Важными требованиями управленческого решения явля­ется:

• полномочность (властность) решения при сбалансированно­сти прав и ответственности каждого субъекта по уровням управле­ния;

• согласованность с принятыми ранее решениями;

• высокий уровень профессионализма и наличие определенных социально-психологических качеств личности.

Управленческое решение и его принятие представляют собой процесс сменяющихся последовательных этапов, определяющих управленческий цикл.

Используя информацию о состоянии объекта управления, ме­неджер выявляет и идентифицирует проблему, изучает и структу­рирует ее для выработки решения.

На следующем этапе определяются цели решения и разрабаты­вается план действий по его принятию; выявляются ограничения по ресурсам, месту проблемы в иерархии управления; выделяются аль­тернативы; обосновываются критерии эффективности и расчет воз­можных последствий вариантов принимаемых решений. Этот этап завершается выбором и окончательным формулированием решения.

Третий этап управленческого цикла представляет собой дове­дение решения до исполнителей путем формирования необходи­мых дополнительных, если этого требуется, коммуникаций.

Реализация решений предполагает обеспечение этого процесса необходимыми ресурсами и контролем, позволяющим выявлять отклонения и осуществлять корректирующие воздействия, направ­ленные на реализацию решения. На этом завершающем этапе ре­комендуется дать оценку принятого решения по результату его вы­полнения, как и по всем его этапам: от выбора до реализации.

Управленческие решения принимаются на разных уровнях уп­равления, людьми, занимающими различные должности. В процессе принятия решения руководитель выступает в нескольких ро­лях: предприниматель, специалист, распределитель ресурсов, пси­холог по достижению соглашений и др. Таким образом, организа­ционное (управленческое) решение — это выбор, который делает руководитель для выполнения делегированных ему полномочий, обусловленных занимаемой должностью.

Эти решения но своему содержанию и назначению могут быть двух типов: запрограммированными и незапрограммированными.

Основой запрограммированного решения является определен­ная последовательность шагов или действий, наработанная пре­дыдущим опытом и подтвержденная определенными нормами, рег­ламентом. Количество возможных вариантов в этих случаях огра­ничено, и выбор, как правило, сводится к незначительному числу альтернатив. Базой запрограммированных решений могут высту­пать типовые процедуры применения определенных действий по разрешению проблем, имевших место в практике предприятия или менеджера, принимающего решение. Важным условием при фор­мировании запрограммированного управленческого решения яв­ляется степень структуризации проблемы, с которой связано дос­тижение (прошлой и настоящей). Для четко и обоснованно струк­турированной проблемы могут применяться стандартные проце­дуры, соответствующие модули прошлых решений и т. д. Следует иметь в виду, что программы, планы, приказы, распоряжения — это овеществленный управленческий труд, ценность результатов ко­торого может быть достаточно высокой при использовании на про­тяжении продолжительного промежутка времени; а может оказаться и низкой при недостижении подобия в оценке ситуаций.

Незапрограммированное решение принимается в ситуации, когда проблемы или способы их разрешения являются новыми (от­сутствует прецедент или опыт), они внутренне не структурирова­ны, их структурирование вызывает определенные затруднения, а их проявление сопряжено с не известными ранее факторами. При­нятие таких решений сопровождается, как правило, всесторонним изучением проблемы широким кругом руководителей и специали­стов разных уровней управления предприятием, а в ряде случаев привлечением специализированных научных организаций.

Естественно, что на практике запрограммированные решения могут нести в себе элементы незапрограммированного, связанные с оригинальными особенностями конкретных ситуаций, желаниемиспользовать определенные новации, и, наоборот, — любое незап-рограммированное решение может включать стандартные (запрог­раммированные) процедуры.

Существует мнение, что нет идеальных управленческих реше­ний и они имеют те или иные отрицательные последствия для от­дельных операций, процессов, результатов или для предприятия в целом. Поэтому принятие управленческого решения всегда сопря­жено с риском, включает определенный компромисс между поло­жительными и отрицательными его последствиями. Основой та­кого компромисса могут быть приняты принципы, сформулиро­ванные Р. Кацем:

• выбранная альтернатива может иметь недостатки (возмож­но, значительные);

• эффективно работающие руководители не позволяют недо­статкам возможных решений (принимаемых решений) парализо­вать их волю;

• непринятие решения в большинстве случаев хуже плохого ре­шения;

• в отдельных случаях лучше повременить с принятием решения.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!