Сущность туристской политики
Международная конкуренция, национальные интересы и специфика индустрии - вот основные причины, требующие участия государственных органов в управлении туриндустрией. Эволюция принципов развития туризма от количественных показателей к качественным позволяет определить основные проблемы, которые необходимо учитывать при разработке основных направлений государственной политики.
Для сферы туризма характерна раздробленность на уровне государственных органов управления. Это обстоятельство не позволяет обеспечить единство различных составляющих туристской политики. Создание координирующего органа помогло в ряде случаев решить часть проблемы. Однако перекладывание ответственности, являющееся следствием заботы о единстве, происходит чаще всего за счет тех, в чьем ведении находится туризм. Получается, что государство должно управлять сферой, которую оно все еще плохо себе представляет. «Управлять» предполагает «предусматривать», поэтому государство должно иметь долгосрочную стратегию. Государство в управлении туриндустрией будет все дальше идти по пути передачи субъектам туристской индустрии знаний, которые позволят им разрабатывать собственную стратегию инвестиций и коммуникаций. Совершенствование этих знаний позволит туризму играть большую роль при обсуждении значимых вопросов современной жизни и укрепить свои позиции по этим вопросам. Например, судьба туризма, как мы видели, зависит от сохранности и «продвижения» национального наследия. Туризм должен не только участвовать, но и восприниматься как ведущий элемент во всех процессах, касающихся национального наследия. От этого будут зависеть и впечатление, создаваемое туристской индустрией в целом, и политический вес туристской отрасли.
Равным образом место, занимаемое туризмом в государстве, зависит от уровня развития всех участников, которых так или иначе затрагивает процесс развития этой отрасли. По многим причинам, имеющим, без сомнения, отношение к конкуренции, уровень желаемой готовности к сотрудничеству еще очень далек от уровня, требующегося для выработки эффективной совместной политики. Например, возникновение новых служб, отвечающих за создание новых рабочих мест, образование или региональное развитие (в основном в сельских районах), должны были позволить туризму расширить зону действий, что происходило далеко не всегда. Вместе с тем все большее число социальных групп оказывается вовлеченным в туристский процесс и начинает признавать значение туризма для государства, а также ответственность государства за координацию действий участников туристского процесса. Движение к децентрализации, а также в некоторой степени к приватизации еще больше обостряет потребность в координации.
После более чем 30-летнего периода ускоренного развития туризм все еще не производит впечатления области, в которой достигнуто единство мнений. Это не способствует притоку инвестиций и прочей поддержке со стороны как частных, так и общественных организаций. Представляется необходимым, чтобы государства четко определили и пропагандировали то, что может иметь значение для развития туризма, в частности конкретные меры по развитию туризма в мировом масштабе. Отказ от протекционистской политики, право на отдых и увеличение продолжительности отпусков - все это, конечно, желательно, но возможно только в случае признания этих мер в качестве национальных приоритетов. Важно сформулировать основные политические принципы и закрепить их в рабочих программах, позволяющих реально показать степень и направления необходимого вмешательства государства в туристскую сферу.