Сущность и виды контроля деятельности персонала

В организации могут существовать и реализовываться тща­тельно проработанные планы, персонал может быть очень хоро­шо замотивирован, а взаимоотношения между работниками и ру­ководителями могут строиться на основе взаимоуважения и до­верия. Но все это не означает, что деятельность сотрудников не нуждается в контроле. Ведь события во внешней и внутренней среде могут потребовать оперативного вмешательства руково­дителя, которое невозможно, если он не знает, что делают его сотрудники, и контроль сам по себе является мотиватором: мно­гие люди считают, что если их деятельность никем не контроли­руется, то это означает, что их труд и его результаты никому не нужны, а выполнять такую работу мало кому хочется.

Поэтому целями контроля деятельности персонала являются:

- выявление ошибок (отклонений от нормы) в поведении ра­ботников, своевременное их исправление и недопущение повторе­ния;

- определение степени влияния изменений во внешней среде на деятельность персонала;

- обеспечение соответствия между планами работы сотрудни­ков (подразделений) и их действиями.

Рассматривать используемые методы контроля можно с двух точек зрения (рис. 9.1): во-первых, исходя из объема делегируе­мых полномочий, можно выделить тотальный, выборочный и ре­зультативный контроль; во-вторых, по степени жесткости исполь­зуемых процедур можно говорить о контроле авторитарном и ли­беральном.

При тотальном контроле руководитель стремится постоян­но «держать руку на пульсе». Это отнимает у него массу сил и времени, но дает возможность быстро вмешиваться и принимать решения, если что-то идет не так. Подчиненные, из-за отсут­ствия у них полномочий, практически лишены возможности са­мостоятельно что-либо предпринимать, их деятельность полно­стью подотчетна. Руководитель вынужден давать подчиненным очень конкретные задания, которые необходимо выполнить за небольшие промежутки времени. Такой контроль подходит для людей с низкой квалификацией, дисциплиной и мотивацией. Одна из наиболее значимых проблем такого контроля - стремление подчиненных выдать желаемое за действительное (различные приписки -типичный пример этого).

Выборочный контроль заключается в том, что руководитель или ответственный работник появляются тогда, когда подчинен­ные ждут этого меньше всего. Например, шеф появляется в по­мещении, где работают сотрудники, за одну минуту до начала обеденного перерыва. Или инспектор, работающий в розничной сети магазинов, появляется в каком-либо филиале под видом обычного покупателя. Основные положительные моменты тако­го контроля - получение неподготовленного, реального результа-

та и высокая степень подконтрольности сотрудников. Такие ме­роприятия позволяют держать их «в тонусе». Отрицательные мо­менты такого контроля - его негативная оценка подчиненными, что порой их демотивирует и приводит к росту текучести кадров.

Контроль по результатом характерен для руководителей, которые полностью доверяют своим подчиненным и умеют ста­вить перед ними долгосрочные цели. Такой контроль экономит время руководителя, является мощным стимулом для личностно­го развития подчиненного. Однако риск не получить желаемый результат при этом очень высок. Достаточно часто подчиненный, понимая, что что-то идет не так, стремится сам все исправить, боясь оторвать руководителя от более серьезных дел. В резуль­тате шеф знакомится уже с кризисной ситуацией.

Авторитарный, или жесткий, контроль предполагает, что сам процесс контроля должен быть явным и видимым. Подчинен­ным указывают, какие параметры их деятельности будут контро­лироваться. Основная цель такого контроля - не выявить ошибки подчиненных, а предупредить их. Руководители, использующие его, уверены, что подчиненные, зная, что их контролируют, не будут принимать необдуманных решений и нарушать какие-либо прави­ла. Основной недостаток такого контроля - большие издержки, ко-" торые заключаются в стрессах и срывах в поведении людей.

Руководители, придерживающиеся методов либерального контроля, учитывают возможные негативные последствия кон­тролирующих мероприятий для персонала. Поэтому они стара­ются осуществить контроль ненавязчиво, не вызывая у людей страха перед возможными ошибками. Такие руководители вы­двигают на первый план положительную сторону контроля, ко­торая выражается в поощрении подчиненных за их успешные действия.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!