Сущность и виды контроля деятельности персонала
В организации могут существовать и реализовываться тщательно проработанные планы, персонал может быть очень хорошо замотивирован, а взаимоотношения между работниками и руководителями могут строиться на основе взаимоуважения и доверия. Но все это не означает, что деятельность сотрудников не нуждается в контроле. Ведь события во внешней и внутренней среде могут потребовать оперативного вмешательства руководителя, которое невозможно, если он не знает, что делают его сотрудники, и контроль сам по себе является мотиватором: многие люди считают, что если их деятельность никем не контролируется, то это означает, что их труд и его результаты никому не нужны, а выполнять такую работу мало кому хочется.
Поэтому целями контроля деятельности персонала являются:
- выявление ошибок (отклонений от нормы) в поведении работников, своевременное их исправление и недопущение повторения;
- определение степени влияния изменений во внешней среде на деятельность персонала;
- обеспечение соответствия между планами работы сотрудников (подразделений) и их действиями.
Рассматривать используемые методы контроля можно с двух точек зрения (рис. 9.1): во-первых, исходя из объема делегируемых полномочий, можно выделить тотальный, выборочный и результативный контроль; во-вторых, по степени жесткости используемых процедур можно говорить о контроле авторитарном и либеральном.
При тотальном контроле руководитель стремится постоянно «держать руку на пульсе». Это отнимает у него массу сил и времени, но дает возможность быстро вмешиваться и принимать решения, если что-то идет не так. Подчиненные, из-за отсутствия у них полномочий, практически лишены возможности самостоятельно что-либо предпринимать, их деятельность полностью подотчетна. Руководитель вынужден давать подчиненным очень конкретные задания, которые необходимо выполнить за небольшие промежутки времени. Такой контроль подходит для людей с низкой квалификацией, дисциплиной и мотивацией. Одна из наиболее значимых проблем такого контроля - стремление подчиненных выдать желаемое за действительное (различные приписки -типичный пример этого).
Выборочный контроль заключается в том, что руководитель или ответственный работник появляются тогда, когда подчиненные ждут этого меньше всего. Например, шеф появляется в помещении, где работают сотрудники, за одну минуту до начала обеденного перерыва. Или инспектор, работающий в розничной сети магазинов, появляется в каком-либо филиале под видом обычного покупателя. Основные положительные моменты такого контроля - получение неподготовленного, реального результа-
та и высокая степень подконтрольности сотрудников. Такие мероприятия позволяют держать их «в тонусе». Отрицательные моменты такого контроля - его негативная оценка подчиненными, что порой их демотивирует и приводит к росту текучести кадров.
Контроль по результатом характерен для руководителей, которые полностью доверяют своим подчиненным и умеют ставить перед ними долгосрочные цели. Такой контроль экономит время руководителя, является мощным стимулом для личностного развития подчиненного. Однако риск не получить желаемый результат при этом очень высок. Достаточно часто подчиненный, понимая, что что-то идет не так, стремится сам все исправить, боясь оторвать руководителя от более серьезных дел. В результате шеф знакомится уже с кризисной ситуацией.
Авторитарный, или жесткий, контроль предполагает, что сам процесс контроля должен быть явным и видимым. Подчиненным указывают, какие параметры их деятельности будут контролироваться. Основная цель такого контроля - не выявить ошибки подчиненных, а предупредить их. Руководители, использующие его, уверены, что подчиненные, зная, что их контролируют, не будут принимать необдуманных решений и нарушать какие-либо правила. Основной недостаток такого контроля - большие издержки, ко-" торые заключаются в стрессах и срывах в поведении людей.
Руководители, придерживающиеся методов либерального контроля, учитывают возможные негативные последствия контролирующих мероприятий для персонала. Поэтому они стараются осуществить контроль ненавязчиво, не вызывая у людей страха перед возможными ошибками. Такие руководители выдвигают на первый план положительную сторону контроля, которая выражается в поощрении подчиненных за их успешные действия.