Сущность и виды коммуникаций

Коммуникация (от лат.- comunicatio— «контакт, связь, об­щее») — это процесс обмена информацией, ее смысловым значе­нием между двумя или более людьми, группами, организациями. Коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия. Информация (от лат. informatio— «осведомлять») в менеджменте рассматривается как сведения, данные, значения технических, экономических и других показателей, являющиеся объектами целенаправленного сбора, хранения, обработки, пере­дачи информации и используемые в процессах анализа и выра­ботки управленческих решений. Следовательно, коммуникация включает в себя собственно информацию, которая передается, и то, как эта информация передается и воспринимается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо наличие как мини­мум двух людей.

Как процесс коммуникации отражают принципы и закономер­ности отношений между людьми: например, поддержка или проти­водействие между руководителем и подчиненным.

Коммуникация рассматривается и как явление — это уста­новленные в организации нормы, правила, инструкции, положения, способствующие организации взаимодействовать между людьми.

Организационные коммуникации — это сложная, многоуров­невая система, которая охватывает как саму организацию, так и ее внешнюю среду. Принято различать следующие основные функ­ции коммуникативности в группе или организации как их способ­ность к взаимодействию:

— контроль и мотивация: коммуникативность контролирует поведение членов группы во взаимодействии, характер которого регулируется мотивацией;

— эмоциональное выражение и информационное обеспечение: для большинства людей их работа является первичным источни­ком социального взаимодействия, тогда коммуникативность спо­собствует эмоциональному выражению чувств и позволяет удов­летворить социальные потребности. Коммуникативность позволя­ет представлять информацию, необходимую индивидуумам и груп­пам для принятия решения, посредством передачи данных для иден­тификации и оценки альтернативных решений.

Различают внешние и внутренние коммуникации.

Внешние коммуникации — это обмен информацией между орга­низацией и ее внешней средой. Для обмена с внешней средой орга­низации использует множество самых разнообразных средств, на­пример:

— для коммуникации с потребителями продукции организации используют рекламу, выставки, социологические опросы;

— с налоговыми органами и органами статистики, а также вне­бюджетными фондами — различные справки, сведения, отчеты;

— с определенными политическими партиями или отдельными депутатами — оказывая поддержку на выборах или внося взносы в их пользу;

— с общественностью, когда необходимо создать в обществен­ном мнении благоприятный образ организации, — с помощью спе­циальных отделов по связям с общественностью.

Внутренние коммуникации — это обмен информацией меж­ду элементами организации. Обмен осуществляется по верти­кали и горизонтали. Вертикальные коммуникации представля­ют собой передачу информации с высших уровней руководства на нижние, например, сообщения работникам организации о но­вых стратегических и тактических целях, изменениях в правилах,инструкциях. В обратном направлении с помощью коммуника­ций передается информация о реальном положении дел в орга­низации, о результатах реализации принятых ранее решений, о возникших трудностях и проблемах. Горизонтальные комму­никации — это обмен информацией между подразделениями. Цель горизонтальных коммуникаций — это согласование теку­щих и совместных задач. Горизонтальные информационные обмены в отличие от вертикальных связывают равноправные элементы организации и способствуют формированию между ними отношений кооперации и координации.

Неформальные коммуникации — это обмен информацией, ос­нованной на личных или неслужебных отношениях. Такую инфор­мацию определяют как слухи, передаваемые при помощи нефор­мальных коммуникаций. Особенность таких коммуникаций — со­мнительная достоверность, большая скорость передачи, значи­тельный объем аудитории. Тем не менее менеджеры часто исполь­зуют эту форму общения для того, чтобы выяснить реакцию на предстоящие изменения. Неформальные коммуникации — явле­ние нормальное до определенной степени. Слухи возникают вви­ду недостатка официальной информации и свидетельствуют о неблагополучии системы организационных коммуникаций и ее неэффективности.

Коммуникации между руководителем и подчиненными относят­ся к межличностным отношениям и являются разновидностью вер­тикальных коммуникаций. Этот тип составляет абсолютное боль­шинство всех информационных обменов в организации и имеет особую значимость.

Таким образом, коммуникация — это то средство, с помощью которого достигается единство организации в достижении цели.

Одно из принципиальных отличий постиндустриального раз­вития связано именно с коммуникацией, которая как ресурс обла­дает рядом специфических черт. Прежде всего коммуникация явля­ется нематериальным ресурсом (активом), для которого (в отли­чие от материального) характерны следующие особенности:

— в процессе использования стоимость (ценность) увеличи­вается;

— не отчуждаем;

— не ограничен пространством;

— тиражируется с малыми затратами.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!