Сущность и виды коммуникаций

Известно, что менеджмент - это управление людьми для дос­тижения поставленной цели. Одним из важнейших инструментов управления, необходимых менеджеру для реализации этой функ­ции, является информация. Получая, используя и передавая ин­формацию, а также принимая отклик на нее, менеджер планирует деятельность, организует, мотивирует и контролирует находящих­ся в его управлении людей и процессы.

Коммуникация (от лат.- comunicatio- «контакт, связь, об­щее») - это процесс обмена информацией, ее смысловым значе­нием между двумя или более людьми, группами, организациями. Коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия. Информация (от лат. informatio- «осведомлять») в менеджменте рассматривается как сведения, данные, значения технических, экономических и других показателей, являющиеся объектами целенаправленного сбора, хранения, обработки, пере­дачи информации и используемые в процессах анализа и выра­ботки управленческих решений. Следовательно, коммуникация включает в себя собственно информацию, которая передается, и то, как эта информация передается и воспринимается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо наличие как мини­мум двух людей.

Как процесс коммуникации отражают принципы и закономер­ности отношений между людьми: например, поддержка или проти­водействие между руководителем и подчиненным.

Коммуникация рассматривается и как явление - это уста­новленные в организации нормы, правила, инструкции, поло-

жения, способствующие организации взаимодействовать между людьми.

Организационные коммуникации - это сложная, многоуров­невая система, которая охватывает как саму организацию, так и ее внешнюю среду. Принято различать следующие основные функ­ции коммуникативности в группе или организации как их способ­ность к взаимодействию:

- контроль и мотивация: коммуникативность контролирует поведение членов группы во взаимодействии, характер которого регулируется мотивацией;

- эмоциональное выражение и информационное обеспечение: для большинства людей их работа является первичным источни­ком социального взаимодействия, тогда коммуникативность спо­собствует эмоциональному выражению чувств и позволяет удов­летворить социальные потребности. Коммуникативность позволя­ет представлять информацию, необходимую индивидуумам и груп­пам для принятия решения, посредством передачи данных для иден­тификации и оценки альтернативных решений.

Различают внешние и внутренние коммуникации.

Внешние коммуникации - это обмен информацией между орга­низацией и ее внешней средой. Для обмена с внешней средой орга­низации использует множество самых разнообразных средств, на­пример:

- для коммуникации с потребителями продукции организации используют рекламу, выставки, социологические опросы;

- с налоговыми органами и органами статистики, а также вне­бюджетными фондами - различные справки, сведения, отчеты;

- с определенными политическими партиями или отдельными депутатами - оказывая поддержку на выборах или внося взносы в их пользу;

- с общественностью, когда необходимо создать в обществен­ном мнении благоприятный образ организации, - с помощью спе­циальных отделов по связям с общественностью.

Внутренние коммуникации - это обмен информацией меж­ду элементами организации. Обмен осуществляется по верти­кали и горизонтали. Вертикальные коммуникации представля­ют собой передачу информации с высших уровней руководства на нижние, например, сообщения работникам организации о но­вых стратегических и тактических целях, изменениях в правилах,

инструкциях. В обратном направлении с помощью коммуника­ций передается информация о реальном положении дел в орга­низации, о результатах реализации принятых ранее решений, о возникших трудностях и проблемах. Горизонтальные комму­никации - это обмен информацией между подразделениями. Цель горизонтальных коммуникаций - это согласование теку­щих и совместных задач. Горизонтальные информационные обмены в отличие от вертикальных связывают равноправные элементы организации и способствуют формированию между ними отношений кооперации и координации.

Неформальные коммуникации - это обмен информацией, ос­нованной на личных или неслужебных отношениях. Такую инфор­мацию определяют как слухи, передаваемые при помощи нефор­мальных коммуникаций. Особенность таких коммуникаций - со­мнительная достоверность, большая скорость передачи, значи­тельный объем аудитории. Тем не менее менеджеры часто исполь­зуют эту форму общения для того, чтобы выяснить реакцию на предстоящие изменения. Неформальные коммуникации - явле­ние нормальное до определенной степени. Слухи возникают вви­ду недостатка официальной информации и свидетельствуют о неблагополучии системы организационных коммуникаций и ее неэффективности.

Коммуникации между руководителем и подчиненными относят­ся к межличностным отношениям и являются разновидностью вер­тикальных коммуникаций. Этот тип составляет абсолютное боль­шинство всех информационных обменов в организации и имеет особую значимость.

Таким образом, коммуникация - это то средство, с помощью которого достигается единство организации в достижении цели.

Одно из принципиальных отличий постиндустриального раз­вития связано именно с коммуникацией, которая как ресурс обла­дает рядом специфических черт. Прежде всего коммуникация явля­ется нематериальным ресурсом (активом), для которого (в отли­чие от материального) характерны следующие особенности:

- в процессе использования стоимость (ценность) увеличи­вается;

- не отчуждаем;

- не ограничен пространством;

- тиражируется с малыми затратами.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!