Сущность и основное содержание технологии социальной работы
Освоение технологии в любой сфере деятельности, ее последовательное применение на практике является важнейшим требованием к профессионалу.
Что же вкладывается в понятия «социальная технология» и «технология социальной работы»?
Технология (от греч. techneискусство, мастерство, умение + logosучение) система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.
Технология социальной работы это совокупность социально-экономических, педагогических, психологических и других методов воздействия на человека с целью оказания ему помощи по формированию определенных ценностных установок, социальных потребностей, навыков работы в рыночных условиях адаптации к изменяющимся условиям, определенных условий и процессов обеспечения его жизнедеятельности.
Технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в широком плане как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Такой подход к технологическим проблемам характерен прежде всего для управленческих органов и организаторов реализации социальной политики на федеральном и региональном уровнях. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Этот подход к проблемам технологии социальной работы присущ прежде всего непосредственным организаторам социальной работы с клиентами социальных учреждений.
Технология социальной работы является одной из разновидностей социальных технологий. Внедрение технологии в деятельность специалистов социальной работы обеспечивает: во-первых, экономию сил и средств; во-вторых, рационализацию профессиональной подготовки кадров социальных служб; в-третьих, инно-вационность и эффективность социальной работы. Технология социальной работы предполагает наличие стратегической программы (проекта), в рамках которой решается конкретная проблема; апробированного жизнью алгоритма последовательности операций для достижения конкретного результата; критериев оценки успешной деятельности специалиста социальной работы.
Основными компонентами технологического процесса являются целеполагание, сбор, анализ и систематизация информации, уточнение цели и задач, выбор варианта действий и инструментария, организационно-процедурные меры по реализации принятого решения.
Особенностями технологии социальной работы как процесса являются: динамизм содержания и форм деятельности специалиста, непрерывность контакта с клиентом социальной работы, цикличность и дискретность.
Социальный работник должен знать теоретические и методологические основы социального управления, специфику организации социальной работы с различными категориями населения, ее историю, отечественные традиции и мировой опыт организации социальной защиты населения. Кроме теоретических знаний, социальная работа требует и глубокой технологической подготовки, выражающейся в наличии навыков в области социально-психологического и ситуационного анализа, социально-организационной диагностики условий жизнедеятельности различных групп населения, проведения конкретно-социологических исследований, прогнозирования и выявления тенденций развития социальных процессов, оптимального выбора инструментария, регулирующего их протекание.
Таким образом, технология социальной работы отражает ее глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания и специфики технологических процессов, что является основой профессионализма кадров социальной сферы и деятельности социальных служб.