Судебный процесс по Русской Правде
Судебный процесс носил состязательный характер, начинался по инициативе истца, обе стороны обладали равными правами, собирали и представляли доказательства и улики. Судопроизводство было гласным и устным. В то время гражданский процесс еще не отделялся от уголовного. В церковном суде в ряде случаев применялся инквизиционный процесс.
Одной из форм начала процесса был заклич — публичное объявление о преступлении (например, пропаже имущества) и начале поиска преступника. Давался трехдневный срок для возврата похищенного, после чего лицо, у которого обнаруживалась вещь, объявлялось виновным. Оно было обязано вернуть похищенное имущество и уплатить штраф. Если же лицо с помощью свидетелей доказывало, что оно правомерно приобрело данную вещь, это освобождало от выплаты штрафа.
В этом случае начинался свод — продолжение поиска похитителя. Последний в своде, не имевший доказательств, признавался вором со всеми вытекающими отсюда последствиями. В пределах одной территориальной единицы (волости, города) свод шел до последнего лица, при выходе на чужую территорию — до лица третьего, которое, уплатив повышенное возмещение убытка, могло начинать свод по месту своего проживания (ст. 35—39 Пространной Правды).
Другое процессуальное действие — гонение следа — розыск преступника по следам. Если это был убийца, то обнаружение его следов на территории общины обязывало ее членов платить «дикую виру» или искать виновника. Если следы терялись в лесах, на пустошах и дорогах, поиски прекращались (ст. 77 Пространной Правды).
В судебном процессе использовались различные виды доказательств — устные, письменные, свидетельские показания. Очевидцы происшествия назывались видоками. Кроме них, выступали послухи — свидетели «доброй славы» обвиняемого, его поручители. Послухом мог быть только свободный человек, в качестве видоков привлекались закупы («в малой тяжбе») и боярские тиуны (холопы) (ст. 66 Пространной Правды).
При ограниченном количестве судебных доказательств по решению суда применялись присяги («роты») и ордалии (испытания железом и водой). Ордалии — это разновидности суда божьего. Испытание железом назначали при сумме иска более двух гривен серебром, если иск стоил менее, назначали испытание водой. При испытании железом о виновности испытуемого судили по характеру ожога от раскаленного металла; при испытании водой подозреваемого, связанного особым образом, погружали в воду, если он не тонул, то признавался виновным. Возможно, что уже в древности на Руси при недостаточности доказательств для окончательного выяснения истины применялся судебный поединок, но сведения о нем сохранились лишь от более позднего времени.