Суд и судопроизводство в Афинах - Часть 3

4. Система наказаний.

В архаичной Греции преследование за убийство принадлежало не судебной власти, а родственникам жертвы, и это преследование происходило не путем суда, но посредством оружия; словом, открытая война между семействами была единственным способом пресечения преступлений. Вследствие этого уже с ранних времен стала чувствоваться потребность в замене такого обычая менее варварским средством. Таким средством явилась вира, то есть договор, с помощью которого виновный ограждал свою жизнь и имущество, уплативши протори и убытки. Вероятно, что этот обычай постепенно переходил в закон, и что такого рода сделки сначала зависели от соглашения и только позднее сделались обязательными. Поэмы гомеровского периода показывают, что в то время этот обычай уже был в полной силе. Одна из сцен, изображенных на щите Ахилла, описана поэтом в следующих словах: «Далее, большая толпа собралась на агоре. Поднимаются сильные споры; дело идет о выкупе за убийство; одна из сторон утверждает, что уплатила его вполне; другая отрицает, что получила его. Обе стороны желают, чтобы ссора была разрешена расследованием. Народ, поддерживая ту или другую сторону, встречает аплодисментами тех, которым он покровительствует. Глашатаи требуют молчания, а старцы, сидящие в священной ограде, берут жезлы у громогласных глашатаев. Они опираются на эти жезлы, когда поднимаются с своих мест и поочередно произносят приговор». (15, С. 98). В другом месте Аякс произносит следующие слова: «Разве не случается, что берут выкуп за убийство брата или даже сына? Да, убийца остается между людьми, когда он хорошо заплатил, а другой подавляет свою злобу, получивши богатый выкуп» (15, С. 99). Сумма, взимавшаяся с виновного, могла требоваться не только в случае убийства, но и за всякое другое преступление. Величина ее, без сомнения, изменялась; она зависела от характера вины, которую следовало загладить и, может быть, также от общественного положения обиженного лица. Если возникали какие-нибудь затруднения в определении или в уплате штрафа, то обращались к решению судов; по крайней мере таким образом происходило дело в эпоху Гомера.
С течением времени эта система выкупа исчезла, но следы ее остались очень заметными в греческом праве. Один из законов Драконта, никогда не выходивший из употребления в Афинах, провозглашал тот принцип, что семье принадлежало право добиваться наказания за убийство одного из ее членов, совершенное неумышленно. Родственники, на которых возлагалась эта обязанность, «были указаны в известном порядке, напоминавшем порядок наследования. Сначала шли родственники, стоявшие по степени родства ближе двоюродного брата, т. е. отец, брат и сын; затем двоюродные братья и их потомство, и наконец, за неимением этих последних, — десять лиц, избранных во фратрии жертвы» (15, С. 84). Из различных, дошедших до нас источников видно, что родственники имели право входить в полюбовную сделку с виновным и брать с него известную сумму денег, представлявшую цену крови. «Действие потерпевших сторон, - говорит Демосфен, -  прекращается с той минуты, как они согласились на прощение. Это правило до такой степени всеобще, что даже после осуждения виновного в неумышленном убийстве, истец теряет право заставить его удалиться в изгнание, если он помирился с ним и простил его. Даже более: если жертва, раньше чем умереть, прощает своего убийцу, то оставшимся в живых родственникам не позволяется преследовать его». В одной защитительной речи того времени идет вопрос о человеке, погибшем от насильственной смерти. «Каково же было тогда поведение его брата? Отыскавши убийц, открывши их, он взял деньги и заключил мировую» (9, С. 335). Оратор возмущается этим поступком в интересах своего дела; но он не решается признать его незаконным.
В классическую эпоху система наказаний в афинах имела следующий вид:
1) Смертная казнь. Греки чаще всего прибегали к яду (цикута). Случалось также, но очень редко, что политических осужденных побивали камнями. Виселица, веревка, палочные удары предназначались для преступников низшего разряда: рабов, разбойников и профессиональных воров.
2) Изгнание. Изгнание было вечное и влекло за собой конфискацию имущества. Если изгнанный не выезжал или если он возвращался в страну, то его предавали смерти.
3) Атимия. Она была общая или частная. В первом случае человек лишался всех своих гражданских и политических прав и даже своего имущества; во втором случае он лишался только некоторых определенных прав.
4) Тюремное заключение. Тюремное заключение употреблялось только для того, чтобы заставить должника уплатить свой долг. Приговаривали также к тюремному заключению, как к наказанию, но намного реже, нежели в наше время.
5) Продажа в рабство. Иностранец, женившийся путем обмана на афинянке, метек, выдававший себя за гражданина, вольноотпущенник, совершивший тяжкое преступление по отношению к своему патрону, могли быть проданы в рабство. Можно было также продать в рабство гражданина, который, будучи выкуплен из плена, отказывался внести выкупную цену своему освободителю.
6) Конфискация. Этим наказанием злоупотребляли чаще, нежели каким-либо другим. Конфискованные имущества доставались государству и составляли обильный источник государственных доходов.
7) Денежная пеня. Она иногда достигала очень значительной цифры, если закон предоставлял определение ее размера судьям. Если по истечении известного срока пеня не уплачивалась, то она удваивалась; кроме того неисправного плательщика вписывали в число государственных должников, что вело за собой атимию и даже тюремное заключение вплоть до уплаты.
Афиняне рассматривали убийство с трех различных точек зрения. Во-первых, оно наносило удар интересам семьи убитого, вследствие чего преследование убийцы и предоставлялось родственникам жертвы. Во-вторых, оно вредило всему обществу, отнимая у него одного из его членов. Наконец, оно было прямым оскорблением божества: боги, создавая человека, определили ему заранее известную продолжительность жизни; следовательно - сокращать эту жизнь значило идти против их воли.
Это соображение придавало совершенно особый характер суду над преступлениями подобного рода. Убийство, совершенное преднамеренно, наказывалось ареопагом. Это был самый священный Трибунал в Афинах; его происхождение терялось во мраке времен; предполагалось, что он был основан самой Афиной. Он состоял из бывших архонтов, но не из всех, а только из тех, которые всегда отличались безупречною жизнью. Ареопаг заседал на холме, посвященном Аресу, и находился под особым покровительством Эриний, богинь, наблюдавших за гармонией как в физическом, так и в моральном мире. Процедура этого суда была другая, нежели на суде присяжных; здесь запрещалось обращаться к состраданию судей и стараться увлечь их своим красноречием; здесь ораторы должны были ограничиваться ясным и сжатым изложением фактов.
Другие случаи убийства (убийство без умысла, законная защита и т. д.) судились очень древним судом, называвшимся судом эфетов, на котором заседали пятьдесят один присяжный, избранные, как говорилось в законе, «аристократическим образом». Процедура этого трибунала была такова же, что и ареопага. К середине IV в. до н. э. все подобные дела были переданы гелиастам, и только у одного ареопага осталась его древняя юрисдикция.

Заключение

В результате проделанной работы, анализа всех доступных нам источников, а также литературы по проблеме исследования, мы пришли к следующим выводам.
Утверждение полисной системы имело результатом активизацию правотворческой деятельности и ее постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки. На смену неписаным обычаям, толкование которых нередко произвольно осуществлялось светской или греческой аристократией, приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме. Право в античном мире, таким образом, предстает в своем чистом виде как авторитетный и обязательный регулятор полисной жизни, лишенный какой-либо мистической или религиозной силы.
В Афинах, где утвердилась демократическая система законодательства, где право в глазах граждан ассоциировалось с разумом и со справедливостью, сложилось своеобразное правовое государство, благами которого не могли, однако, пользоваться рабы и иностранцы.
Первые греческие суды носили аристократический характер. Сначала право суда принадлежало царям; они получали эту прерогативу, так же как и свою власть, от богов. Это право принадлежало также благородным и богатым людям, - и предпочтительно наиболее пожилым из них.
Судебная система Афин сложилась  в результате целого ряда реформ, но невозможно точно определить время, когда совершилась эта реформа. Нам известны только имена некоторых из законодателей, взявших на себя эту задачу: Драконта и Солона в Афинах (VII и VI вв. до н. э.).
В результате проведенных реформ в Афинах и некоторых других полисах возникли суды присяжных (гелиея). Роль гелиеи в V - IV вв. до н. э. возросла, и ее влияние в государственной жизни стало довольно высоким.
Кроме разнообразных судебных дел на гелиею была возложена ответственная задача по охране всей системы афинской демократии. Так, афинскую конституцию оберегали с помощью специального разбирательства, называемого графэ параномон, или жалобы на противозаконие. Возможность подать «жалобу на противозаконие» предохраняла афинян от внесения в Народное собрание непродуманных законопроектов. Вместе с тем если «жалоба на противозаконие» не подтверждалась, то инициатора жалобы привлекали к ответственности за сутяжничество. Институт «графэ параномон», таким образом, давал каждому гражданину право выступить в защиту существующих законов, всего строя афинской демократии.
Греческая правовая и судебная системы не отличались римским универсализмом, и именной этим объясняется невозможность широкого распространения «клонов» данных систем. Тем не менее, особенности судебно-правовой системы Афин представляют интереснейший предмет исследования.

Список использованной литературы и источников

1. Аристофан Комедии / Пер. С. Апта. – М.: Литература, 1983.
2. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима/ Пер. с польск. В.К. Ронина. – М.: Высшая школа, 1998.
3. Виппер Р.Ю. История древнего мира. – М.: Республика, 1994.
4. Всемирная история: В 24 т. Т. 3-4. – Мн.: Литература, 1998.
5. Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов. / Под ред. К. И. Батыра. – М.: Юрист, 1998.
6. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. – СПб.: Алетейя, 1993.
7. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры / Ред. С.П.Заикина. – СПб.: МАРС, 1995.
8. История государства и права зарубежных стран. В 2-х ч. Ч. 1. / Под ред. Н. А. Крашенинниковой. – М.: Норма, 1998.
9. История Древней Греции / Под ред. В. И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2000.
10. Ксенофонт Греческая история / Пер. С. Я. Лурье. – СПб.: Алетейя, 2000.
11. Платон Собрание сочинений в 4 т. / Под ред. А. Ф. Лосева. – М.: Наука, 1991 – 1994.
12. Плутарх Слчинения / Сост. С. С. Аверинцев. – М.: Наука, 1983.
13. Поликарпов В.М. Культурология. – М.: Гардарика, 1997.
14. Суд над Сократом: сборник исторических свидетельств / Под ред. . В. Кургатникова. – СПб.: Алетейя, 1997.
15. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Учебное пособие для вузов. / Под ред. З. М. Черниловского. – М.: Юридическая литература, 1984.

Страниц: 1 2 3 4
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!