Субъекты и виды правотворчества
При характеристике содержания правотворчества одним из основных его элементов выступают субъекты правотворчества. Субъектом правотворчества в соответствии со ст. 3 Конституции РФ выступает народ. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы. Различают три вида референдумов: референдум РФ, референдумы субъектов РФ, местный референдум. В данном случае референдумы выступают в качестве конституционного способа обсуждения и создания законов.
Субъектом правотворчества выступает государство. Государственную деятельность в сфере правотворчества можно классифицировать по субъектам на различные виды. Так, выделяют два основных уровня государственного правотворчества: федеральное и правотворчество субъектов РФ. Правотворчество государства классифицируются и по государственным органам ветвей власти. По данному критерию выделяют: 1) правотворчество представительных (законодательных органов); 2) правотворчество исполнительных органов; 3) правотворчество судебных органов.
В демократическом обществе развивается также правотворчество негосударственных органов или правотворчество гражданского общества. Такими субъектами являются органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, которые по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Многочисленными субъектами правотворчества гражданского общества выступают общественные объединения различных форм: общественные организации; общественные движения; общественные фонды; общественные учреждения; органы общественной самодеятельности; союзы общественных объединений. При этом субъектами локального правотворчества выступают как коллективные органы, так и должностные лица указанных организаций и учреждений.
Правотворчество как общий процесс формирования и развития правовых актов может быть разделено на несколько видов:
Законотворчество посвящено стадиям и действиям по подготовке, обсуждению и принятию законов.
Подзаконное правотворчество (сфера создания подзаконных нормативных актов) имеет свои особенности, обусловленные, во-первых, их юридической силой (подзаконные акты занимают более низкую ступень в иерархии правотворчества, чем законы); во-вторых, такое правотворчество является более оперативным и динамичным, осуществляется в упрощённой форме и процессуальном порядке, восполняет пробелы, вызванные несовершенством принятых законов; характеризуется профессиональным знанием сферы правового регулирования.
Непосредственное правотворчество народа. Граждане участвуют в референдумах, которые выступают в качестве конституционного способа обсуждения и создания законов.
Правотворчество местного самоуправления. Ввиду отдалённости местного самоуправления от государственной власти формируемое муниципальное право состоит из норм двух уровней. Первый – нормы федерального и регионального законодательства о местном самоуправлении. Второй уровень – нормы саморегуляции (уставы местного самоуправления, решение сельских сходов, местные референдумы и др.).
Договорное правотворчество – деятельность государственных органов по заключению публичных правовых договоров. Это – конституционные, внутрифедеральные, управленческие, функциональные договоры и соглашения, заключаемые между различными государственными органами на различной основе.
Судебно-административное правотворчество связано с принятием судебными и административными органами решений по конкретным юридическим делам, по обеспечению эффективности применения правовых норм, толкования правовых норм, восполнения пробелов в праве.