Субекты экономической деятельности и охраны природы

План

Введение           3
1. Субъекты экономической деятельности     4
2. Субъекты охраны природы       8
Заключение          13
Список литературы         14

Введение

Взаимодействие общества и природы как естественный и объективный процесс, необходимое условие существования человека проявляется в двух основных формах.
Люди используют объекты и силы природы с целью удовлетворения своих биологических и иных потребностей, создания средств для жизни. Использование природных ресурсов, выступая одной из форм взаимодействия общества и природы, обеспечивает экономические интересы общества.
В процессе этой деятельности на протяжении многих веков люди оказывали активное преобразующее воздействие на природу. В условиях современной научно-технической революции его масштабы существенно изменились, хозяйственная деятельность человека превратилась в фактор глобального характера, сопоставимый с действием сил самой природы. В результате стали очевидными критические пределы влияния на природу сразу во многих отношениях: обнаружилась конечность запасов традиционных источников сырья и энергии, возросло загрязнение окружающей среды, нарушились естественные механизмы саморегуляции в биосфере, что привело к резкому и негативному изменению условий существования самого человека.
Обострение указанных проблем поставило общество перед необходимостью организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, специального регулирования хозяйственной деятельности, направленных на гармонизацию экологических и экономических интересов. Это вызвало к жизни новую форму взаимодействия общества и природы - охрану окружающей природной среды.

1. Субъекты экономической деятельности

Любая хозяйственная деятельность в экономике осуществляется в определенных формах определенными субъектами. Эти формы весьма многообразны: это предприятия, занятые в производстве, это торговые фирмы, банки и даже государственные коммерческие и некоммерческие учреждения. Но при всем их многообразии основной организационной формой предпринимательской деятельности является фирма или предприятие [4, c. 66].
К экономическим агентам относят домашние хозяйства (отдельных лиц и семей), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации. Это самое общее, несколько условное деление.
Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.
Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны.
К домашним хозяйствам принято относить тех, кто осуществляет операции, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. Преимущественно потреблением. Предполагается, что все экономические ресурсы в конечном счете принадлежат домашним хозяйствам. Они получают доходы, предоставляя экономические факторы - рабочую силу, капитал, землю и др., которыми они располагают, иначе говоря, путем оказания факторных услуг [9].
Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также для создания сбережений. Как потребители домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решения самостоятельно, но эта независимость ограничивается размерами доходов и системой регламентации, существующей в обществе.
Предприятия (фирмы) в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном осуществляют производственную деятельность, а также инвестирование. Предприятия различаются по формам собственности (частные, кооперативные, государственные), размерам и масштабам производства, видам производственной деятельности и т.д. В экономической статистике предприятия (фирмы) часто делят на два вида агентов: нефинансовые и финансовые [9, c. 66].
Фирма - это такой самостоятельно хозяйствующий субъект, который организуется в соответствии с действующим законодательством данной страны, т.е. является юридическим лицом, занимается предпринимательской деятельностью и функционирует на принципах коммерческого расчета, т.е. строго учитывает и сопоставляет затраты и результаты в целях повышения эффективности своей деятельности.
Организационную основу фирмы предопределяют разделение труда и кооперация, стремление свести к минимуму риск и неопределенность, стремление получить максимальный эффект при минимуме ограниченных ресурсов. Исходными принципами организации фирмы являются: кооперация всех факторов производства; иерархия структуры - участок, бригада, цех, предприятие, аппарат руководителя; прямые методы контроля и единоначалие [6, c. 72].
В современных условиях в странах рыночной и смешанной экономики существуют четыре основных типа предприятий: единоличное предприятие; товарищество, или партнерство; акционерные общества, или корпорации; государственные предприятия.
Единоличное предприятие - это предприятие, владелец которого самостоятельно ведет дело в собственных интересах, управляет им, несет всю персональную ответственность по всем обязательствам и получает всю прибыль. Эта форма предприятия имеет такие преимущества, как свобода действий, простота и дешевизна организации дела, большие стимулы, чувство собственника у его владельца. В то же время единоличному предприятию свойственны и недостатки: ограниченность производственных ресурсов, финансовых средств, отсутствие специализации, полная материальная ответственность всем имуществом, риск потерять все. Этот тип предприятия имеет два вида: собственное единоличное, т.е. дело, которым владеет один человек, и семейное, когда за дело отвечают в равной степени 2-3 члена семьи [3, c. 84].
Большинство субъектов рыночной экономики (предприятия, банки, страховые компании, высшие учебные заведения, театры и т. д.) имеет статус юридического лица. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Оно вправе открывать счета в банках на территории России и за ее пределами. Организация, обладающая статусом юридического лица, может иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему [4, c. 57].
Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный регистр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации. Юридическое лицо действует на основании учредительных документов: устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В некоторых случаях юридическое лицо может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Отдельные граждане или физические лица могут заниматься экономической деятельностью без образования юридического лица под свою имущественную ответственность. К ним могут быть отнесены индивидуальные предприниматели, крестьянские хозяйства, клубы по интересам и т. д. Фактически это тоже организации, но они не могут быть отнесены к коммерческому или некоммерческому сектору экономики, поскольку не обладают признаками юридического лица [1, c. 168].
Юридические лица могут быть созданы в форме коммерческих или некоммерческих организаций. Современное рыночное хозяйство - это синтез коммерческих и некоммерческих организаций, основанный на оптимальном сочетании материальных и социальных ценностей, рыночных и нерыночных методах хозяйствования.
В настоящее время в развитых странах коммерческий сектор занимает существенные позиции. На его долю приходится более 3/4 денежных, материальных и трудовых ресурсов. Наряду с коммерческим сектором, в странах с социально ориентированной рыночной экономикой все большую роль играет некоммерческий сектор. Данный сектор экономики - важнейшая предпосылка сохранения и приумножения образовательного, научного, культурного потенциала общества, укрепления здоровья населения, защиты прав потребителей и т. д.
О российской экономике еще пока рано говорить как о социально ориентированной рыночной экономике. Вместе с тем очевидно, что при ее формировании необходимо учитывать, что современное рыночное хозяйство - это единство коммерческого и некоммерческого секторов. Поэтому при проведении экономических реформ следует уделять внимание не только мероприятиям, нацеленным на становление и развитие коммерческого, но и некоммерческого сектора.

2. Субъекты охраны природы

В настоящее время система субъектов, осуществляющих охрану окружающей природной среды, весьма сложна и изменчива. Тем не менее, можно выделить две основные группы органов государственного экологического управления - органы общей и специальной компетенции.
К числу первых относятся высшие государственные органы управления (Президент РФ, Правительство РФ), которые играют ведущую роль в определении экологической политики государства, ее задач и принципов, путей и методов реализации, создании организационных и правовых основ природоохранительной деятельности, осуществляют высший контроль в данной сфере. К органам общей компетенции следует также отнести местные органы управления (местные администрации), которые выполняют функции государственного регулирования и контроля в области природопользования и охраны окружающей природной среды на подведомственных им территориях. Рассматриваемая функция для органов общей компетенции не является главной, они решают и многие другие вопросы в пределах своей компетенции [7].
Органы специальной компетенции - это государственные органы, специально уполномоченные выполнять функции экологического управления. Их можно в свою очередь разделить на несколько групп по характеру выполняемых функций и задач.
К первой группе принадлежат органы, осуществляющие надведомственные задачи по управлению природопользованием и охраной окружающей среды - Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России).
МПР России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти и осуществляющим управление фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда. Важными функциями, которые осуществляет МПР России и его территориальные органы, являются установление лимитов природопользования и предоставление лицензий на пользование природными объектами.
Госкомэкология России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия, а также осуществляющим государственный экологический контроль и государственную экологическую экспертизу. Госкомэкология России проводит экологическую политику государства и несет ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды. Для выполнения функций Госкомэкологии как центрального органа экологического управления в стране законодательство наделяет его обширными полномочиями, в том числе:
- осуществлять разработку и реализацию целевых экологических программ;
- принимать нормативные акты по вопросам охраны окружающей природной среды;
- организовывать экологический мониторинг, проводить экологический контроль и экологическую экспертизу;
- осуществлять выдачу (аннулирование) лицензий на отдельные виды природопользования;
- согласовывать нормы и лимиты использования природных ресурсов;
- проводить совместно с другими органами стандартизацию в сфере охраны окружающей среды;
- проводить обязательную сертификацию на соответствие экологическим требованиям;
- ограничивать или приостанавливать хозяйственную деятельность, осуществляемую с нарушением экологических норм и правил;
- рассматривать дела об административных правонарушениях в области природопользования и охраны окружающей среды;
- предъявлять в суде иски о возмещении вреда, причиненного экологическими правонарушениями [6].
Другая группа органов государственного экологического управления осуществляет ведомственные, отраслевые задачи по управлению использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов как непосредственно, так и в составе других государственных органов. Это Государственный комитет РФ по земельной политике (Госкозем России), Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз), Государственный комитет РФ по рыболовству (Госкомрыболовства России), Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ в составе Министерства здравоохранения РФ, Комитет по геологии и использованию недр и Комитет по водному хозяйству в составе Министерства природных ресурсов РФ, департамент по охране охотничьих ресурсов в составе Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.
В число органов специальной компетенции входят также некоторые органы, которые выполняют лишь отдельные функции в сфере экологического управления. Например, Федеральный горный и промышленный надзор России - по контролю за безопасным ведением работ при использовании недр, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - по ликвидации последствий экологических катастроф, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии - по нормированию (стандартизации) качества окружающей среды, Министерство внутренних дел РФ - по охране атмосферного воздуха от вредного влияния автотранспорта и защите природных объектов и комплексов (лесов, вод, заповедников и др.), Государственный таможенный комитет РФ - по предотвращению незаконного ввоза в РФ и вывоза из нее животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ, экологически опасных веществ и товаров и т. д. [9]
Структура и компетенция рассматриваемых органов специального управления определяются законодательством: Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 25 мая 1999 г. № 651 и положениями о соответствующих органах, утвержденными постановлениями Правительства РФ, например, Положением о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды (утв. Пост. Правительства РФ от 26 мая 1997 № 643), Положением о Федеральной службе лесного хозяйства России (утв. Пост. Правительства РФ от 10 февраля 1998 № 173), Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ (утв. Пост. Правительства РФ от 30 июня 1998 № 680), Постановлением Правительства РФ «О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания» от 19 января 1998 г. и др.
Особенности рассматриваемых субъектов охраны природы обусловливают конкретные формы, в которых реализуется их охрана:
- консервативная (заповедная) охрана природы осуществляется путем полного или частичного изъятия природных объектов и комплексов (редких, достопримечательных, эталонных или типичных объектов, естественных экосистем) из хозяйственного и иного использования и создания особо охраняемых природных территорий (заповедников, заказников, национальных, природных парков и др.);
- организация рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Она осуществляется в процессе хозяйственной и иной деятельности людей с целью предотвращения вредных последствий этой деятельности, ухудшения качества окружающей среды, истощения природных ресурсов, сохранения их как источников сырья и энергии. Необходимость такой формы охраны обусловлена, прежде всего, экономическими интересами.
- оздоровление и улучшение окружающей человека среды, то есть среды обитания людей, путем создания более благоприятных условий для их жизни и деятельности.

Заключение

Любая хозяйственная деятельность в экономике осуществляется в определенных формах определенными субъектами. Но при всем их многообразии основной организационной формой предпринимательской деятельности является фирма или предприятие.
В современных условиях в странах рыночной и смешанной экономики существуют четыре основных типа предприятий: единоличное предприятие; товарищество, или партнерство; акционерные общества, или корпорации; государственные предприятия.
Большинство субъектов рыночной экономики (предприятия, банки, страховые компании, высшие учебные заведения, театры и т. д.) имеет статус юридического лица.
В настоящее время система субъектов, осуществляющих охрану окружающей природной среды, весьма сложна и изменчива. Тем не менее, можно выделить две основные группы органов государственного экологического управления - органы общей и специальной компетенции.
К числу первых относятся высшие государственные органы управления (Президент РФ, Правительство РФ), которые играют ведущую роль в определении экологической политики государства, ее задач и принципов, путей и методов реализации, создании организационных и правовых основ природоохранительной деятельности, осуществляют высший контроль в данной сфере. К органам общей компетенции следует также отнести местные органы управления (местные администрации), которые выполняют функции государственного регулирования и контроля в области природопользования и охраны окружающей природной среды на подведомственных им территориях.

Список литературы

1. Аганбегян А. Г. и др. Экономика. – М.: Проспект, 2004.
2. Браславский Д. Большая поддержка малого бизнеса // Бизнес журнал. - 2005. - №1.
3. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности: Финансовый менеджмент. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999.
4. Кокорев В. Экономика предприятия. – М.: ФиС, 2003.
5. Потапов А.Д. Экология. – М.: Высшая школа, 2005.
6. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. – М.: Академия, 2005.
7. Экологическое право России. / Под ред. Ерофеева Б.В.- М, 1996.
8. Экологическое право. / Под ред. Крассова О.И.- М., 2001.
9. Экономика и бизнес / Под  ред. В.Д. Камаева. – М.: Изд-во МГТУ, 2005.
10. Экономика предприятия / Под ред. О.И.Волкова. – М.: Инфра-М, 2006.

(13.5 KiB, 49 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!