Структура, признаки и функции морали

Структура морали – это способ связи элементов морали как системы. Структура морали многоярусна и многопланова, охватить все ее многообразие достаточно сложно. В научной литературе присутствуют разные основания.

Способ раскрытия содержания морали определяет видимую ее структуру. Исходя из акцентирования внимания на определенном свойстве морали, можно выделить следующие подходы ее исследования:

а) биологический – изучает предпосылки нравственности на уровне отдельного организма и на уровне популяции;

б) психологический – рассматривает психологические механизмы, обеспечивающие исполнение нравственных норм;

в) социологический – выясняет общественные условия, в которых складываются нравы, и роль морали для поддержания устойчивости общества;

г) нормативный – позволяет формулировать мораль как систему обязанностей, предписаний, идеалов;

д) личностный – выявляет преломление идеальных представлений на уровне индивидуального сознания;

е) философский – представляет мораль как особый мир, мир смысла жизни и назначения человека.

В отечественной этической мысли принято выделять следующие наиболее крупные структурные элементы морали: моральное сознание, нравственные отношения и нравственную деятельность.

Моральное сознание является одним из элементов морали, представляющих собой ее идеальную, субъективную сторону. Моральное сознание включает в себя взгляды, идеи, представления, идеалы, нормы, принципы, обычаи, убеждения чувства и т. д. Оно неразрывно с процессом познания и всегда аксиологично, так как в каждом своем элементе заключает в себе оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, образцов, принципов традиций и идеалов. Моральное сознание предписывает людям определенные виды поведения и поступки в качестве их долга. Оно дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступок, его мотивы, поведение, образ жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Эмоционально-чувственный уровень морального сознания включает в себя чувства, эмоции, переживания, связанные с оценкой моральных явлений. Говоря о соотношении чувственно-эмоционального и рационального уровня сознания, следует отметить, что человек апеллирует к моральным чувствам лишь в рамках морального осмысления действительности, т. е. содержание моральных чувств и эмоций определяется рациональным уровнем морального сознания.

Мораль нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию. Нравственное сознание – это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность – это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения. Нравственное сознание – форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В индивидуальном самосознании важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).

Моральные (нравственные) отношения – отношения, в которые вступают люди, совершая поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного (побуждения, интересы, желания) и объективного (нормы, идеалы, нравы), с которыми приходится считаться, и которые имеют для индивидов императивный характер. Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем возлагают на себя моральные права. Нравственные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.). Однако во всех случаях человек, в конечном счете, оказывается в системе нравственных отношений, в которых выступает как субъект и как объект моральной деятельности. Во взаимосвязи с обществом, социальными слоями, группой и т. д. индивид предстает в качестве субъекта. Одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д. Основными структурными элементами нравственных отношений выступают поступки и поведение человека. Поступок – действие, в котором находит реализацию основное моральное отношение (отношение личного к общественному благу как к высшей цели, как к конечной цели). Нравственным является поступок, совершаемый сознательно. Нравственным действием (поступком) предстает любое социальное действие, взятое с позиций нравственных последствий. Поведение – совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Поведение человека – объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону утверждения морали и может быть реализована в следующих формах: а) этическое просвещение; б) нравственное воспитание; в) нравственное самовоспитание. Нравственная деятельность является показателем суверенности нравственных отношений, определенной их автономии. Нравственная деятельность характеризует нравственные отношения как самостоятельный вид общественных отношений. Моральная деятельность и нравственные отношения не могут существовать друг без друга и являются отражением морального сознания. Первичный элемент нравственной деятельности – поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих. Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

Мораль – весьма динамичное и функциональное образование. В структурно-функциональном плане мораль – это нормативно-оценочная система, отражающая, регулирующая и интегрирующая взаимоотношения человека и социума через дихотомию добра и зла. Компоненты морали связываются между собой различными способами. В зависимости от выполняемых нравственных задач они складываются во все новые структуры. Содержание системы образует отношение к благу общественного целого. Целью предстает гармония общественного и личностного, общего и отдельного.

В структуре морали как функциональной системе принято различать следующие образующие элементы: моральные нормы, принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др. Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением. Моральные нормы определяют содержание поведения. Они постоянно воспроизводятся в жизни общества. Основу моральных норм составляют реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле, действующие в обществе, и т. д. Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах. Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция. Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (Десять заповедей от Моисеея), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.). Если моральная норма предписывает совершение конкретных поступков в типичных ситуациях, то моральный принцип определяет общее направление деятельности. К числу моральных принципов относятся: гуманизм – признание человека высшей ценностью, альтруизм – бескорыстное служение ближнему, милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся, коллективизм – сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма – противопоставления индивида обществу, и эгоизма – предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности. Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковыми являются сознательность, формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы – понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества. Они имеют программный характер и связаны с глубоким осмыслением действительности. Идеал является известным обобщением наиболее ценного в нравственных отношениях и экстраполяцией его на настоящее и будущее. Идеал – это конечная цель, обобщенный образ, к которому направлено нравственное развитие. Идеал составляет своего рода тенденцию нравственного развития. Потеря же идеала или смена его оказывается тяжелейшим испытанием, ибо это означает утрату нравственной перспективы. Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм. Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

Верховным регулятором социальных отношений выступают понятия о высших ценностях морали как таковой. К ним обычно относят свободу, смысл жизни и счастье. Ценностные понятия составляют основу нашей моральной ориентации. Каждое из качеств проявляется многообразно в самых разных поступках. Оценивая человека, мы чаще всего и перечисляем эти качества.

Мораль как социокультурный феномен обладает специфическими признаками. Таковыми являются всеобщность, нормативность, относительная самостоятельность, альтернативность, добровольность и безличность велений морали. Наиболее существенным престает свойство всеобщности, который в отличие от остальных признаков является универсальным и выражает качество морали. В данном признаке проявляется отношение к общему интересу, общественному благу. На каждом этапе эволюции человечества и истории народов получает отражение этот признак. В первобытном обществе всеобщность присутствует как осознание общего интереса племени. В классовых обществах общность реализуется через классовые интересы. Всеобщность – это системообразующий признак морали. Ее основные требования воспринимаются большинством членов общества. Кроме того, остальные признаки морали, находящие свое отражение в иных формах социального регулирования (право, политика, религия и т. д.) подчинены и выражают всеобщность морали на уровне отдельных свойств.

Нормативность – это объективное свойство сознания, выражающее масштабы поведения человека во взаимодействии с окружающей средой. Универсальность проявления морально-этической нормативности состоит в способности разграничения сферы идей и поступков. Нормы морали по охвату социальных явлений шире и глубже любой разновидности социальных норм, даже в области эстетического сознания. Они относятся ко всем без исключения общественным явлениям и затрагивают общение отдельных индивидов, т. е. они являются личностной формой сознания. Ограничивая пределы человеческого поведения во времени и пространстве, нормативность определяет конкретно-исторический характер нравственности. Присущие для морали нормативы, оценки, принципы отражают существующее соотношение общественных и индивидуальных интересов. Их характер и содержание раскрывает сущность общественного устройства.

Относительная самостоятельность морали проявляется в апелляции к общественному мнению и личным убеждениям. Моральное сознание не связано с деятельностью специальных нравственных учреждений надстройки, что намного расширяет возможности воздействия морали. Благодаря относительной самостоятельности морали становится возможной нравственная регуляция общественных отношений. Данный признак служит средством преемственности в трансформации нравственно-этических ценностей от поколения к поколению.

Альтернативность свидетельствует о возможности выбора линии поведения в морали. Данный признак выражает меру свободы в сфере морали и возможность нескольких вариантов реализации общественной необходимости. Альтернативность проявляет в себе качество всеобщности тем, что моральный выбор может осуществлять наиболее широкий круг субъектов нравственных связей. Пределы альтернативности морали определяются следующими факторами:

а) наличием нравственного и безнравственного;

б) функционированием различных типов морали, обусловленных социально-классовой структурой общества;

в) наличием в современном мире различных этнических образований (племен, народностей, наций), накладывающих на мораль собственный отпечаток;

г) сохранением суеверий и влиянием религий;

д) индивидуальными различиями людей (этическая культура, уровень интеллекта и образования и т. д.).

Признак добровольности (свобода воли) органически связана с альтернативностью морали. Проявление свободы воли опосредовано возможностью выбора варианта поведения. Возможность выбора варианта свидетельствует об исполнении требований морали по личной инициативе, добровольно. Это в свою очередь предполагает осознание линии по­ведения, высшим эталоном которого является единство личного и общественного (общественное благо есть высшая цель, личное благо – конечная цель). Безличность как свойство морали проявляется в интерсубъективности ее требований, в их обращенности ко всем субъектам нравственных отношений. Безличность нравственных требований спасает мораль от превращения ее в инструмент тоталитаризма, инструмент власти.

Сущность морали раскрывается во взаимодействии регулятивной, воспитательной, познавательной, оценочной, императивной, ориентационной, мотивационной, коммуникативной, прогностической и иных функций. Они взаимоперекрещиваются и дополняют друг друга. Исходной функцией морали предстает познавательная функция. Инструментом отражения действительности выступают нормативы (принципы, нормы и обычаи), оценки, взгляды. Познавательный момент заключен в информации касательно характера взаимодействия общественных и личных интересов, содержания самих интересов, потребностей и т. д. Так, в античном обществе рабство общественной моралью не осуждалось и считалось одним из факторов благосостояния общества. Познавательная функция морали не тождественна научному познанию. Она доставляет индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтение тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам. В познавательной функции содержится прогностический момент, позволяя с помощью идеальных «моделей» справедливого устройства общества, путем нравственного предвосхищения угадывать передовые тенденции истории. Ради справедливости следует отметить, что ряд специалистов, признавая нейтральность нравственных норм, которые не истинны и не ложны, принципиально отвергают возможность познания в нравственной сфере.

Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Большинство отечественных специалистов рассматривают ее в качестве главной функции. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с позиции соотношения личных и общественных интересов. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение. Относительная самостоятельность сознания проявляется не только в обратном воздействии надстройки на базис общества, но и в способности и конструировании наиболее оптимальных моделей действительности. Регулятивная функция морали свидетельствует об относительной ее самостоятельности, возможности конструирования определенных моделей поведения. Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и иные функции морали. Необходимо подчеркнуть, что функции морали взаимно сосуществуют друг с другом. Регулятивная функция включает в себя оценочно-императивную, ориентационную и отчасти коммуникативную. Воспитательная функция в некоторой степени содержит в себе оценочно-императивную и мотивационную функции; познавательная – ориентационную и прогностическую функции и т. д. Поэтому исследователи стремятся выделять только основные функции морали. Для юристов первостепенный интерес представляют регулятивная и воспитательная функции морали.

Таким образом, анализ структуры, признаков и функций морали как социокультурного феномена показывает, что мораль есть многоплановое явление, неотъемлемая сущность человека, присущая обществу в целом. Социальная природа нравственности отчетливо прослеживается во взаимосвязи с конкретной социально-экономической, социально-политической, духовной и иными составляющими общества на том или ином этапе развития.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!