Структура нравственных отношений в органах внутренних дел

В процессе выполнения служебных обязанностей у работников органов внутренних дел складывается сложная система нравственных отношений, которая в самом общем виде состоит из трех групп отношений:

1) нравственные отношения сотрудников к своей деятельности (объекту деятельности, целям, средствам, методам, формам и результату);

2) нравственные отношения между самими сотрудниками как субъектами этой деятельности;

3) нравственные отношения сотрудников ОВД к гражданам в быту, во внеслужебное время.

Каждая из них включает в себя целый ряд нравственных отношений. К первой группе относятся нравственные отношения:

а) между сотрудниками ОВД и различного рода нарушителями законности и правопорядка;

б) между сотрудниками и лицами, склонными к правонарушениям, среди которых проводится профилактическая работа;

в) между сотрудниками и лицами, привлекающимися по делу в качестве потерпевших, свидетелей, понятых и др.;

г) между работниками и лицами, обращающимися в органы милиции по делам, не связанным с правонарушениями.

Понятно, что по характеру и содержанию эти отношения не однозначны и каждые из них предъявляют к сотрудникам правоохранительных органов особые нравственные требования.

Ко второй группе нравственных отношений, т. е. отношений между самими сотрудниками ОВД, относятся:

а) отношения между начальником и подчиненным, старшим и младшим по званию;

б) отношения между членами коллектива, имеющими одинаковое служебное положение и должности.

Взаимоотношения между начальником и подчиненным, старшим и младшим по званию и должности носят официально нормативный характер, они регламентированы уставами, приказами, наставлениями, Кодексом профессиональной этики, решениями коллегии и выполнение их строго обязательно.

Основными требованиями здесь являются: строгая воинская субординация, дисциплина, взаимное уважение, уважение к старшему по званию, должности, возрасту, исполнительность, пунктуальность, инициатива, выдержка и спокойствие и т. д. Взаимоотношения между членами коллектива, равными по званию и должности, также во многом определены уставами, наставлениями, Кодексом чести, однако в них больше проявляются общие нормы нравственности. В этой группе отношений ведущими являются отношения между начальником и подчиненными, они во многом определяют отношения между членами, равными по должности и званию.

Третья группа включает в себя нравственные отношения сотрудников ОВД к гражданам во всех сферах жизни помимо служебной. Здесь в наибольшей мере проявляются нормы общечеловеческой морали, но наряду с ними существуют и особые требования. Нормы и правила, формируемые во второй и третьей группах отношений, составляют требования служебного этикета.

Все рассматриваемые группы отношений органически взаимосвязаны между собой, воздействуют и дополняют друг друга. Однако наиболее специфическими и ведущими из них являются отношения первой группы. Характер и содержание нравственных отношений сотрудников ОВД к своей деятельности (цели, объекту, средствам, методам) определяют сущность и специфику профессиональный морали, накладывают отпечаток и на все другие группы отношений. Последние же, преломляясь через отношения первой группы, приобретают специфический характер.

Система нравственных отношений в деятельности сотрудников ОВД – это объективная сторона профессиональной морали. Субъективной стороной этой морали является профессиональное нравственное сознание. Оно возникает, формируется и развивается одновременно с формированием профессионально-нравственной деятельности, и как отражение ее процесса и результата, и как ее внутренний регулятив.

Разнообразие видов профессионально-нравственной деятельности и соответствующей системы нравственных отношений обуславливают и многообразие норм и требований профессионального нравственного сознания, специфику принципов, норм и категорий общечеловеческой морали в соответствии с особенностями правоохранительной деятельности.

Доминирующими принципами, выражающими специфику нравственных отношений сотрудников органов внутренних дел к гражданам как объекту своей деятельности, являются принципы справедливости, законности и гуманизма. Специфика содержания нравственных отношений сотрудников ОВД наиболее полно выражается и в таких категориях, как профессиональный долг, совесть.

Нормальные служебные отношения формируются на основе двух принципиальных требований: ответственности за дело и уважения к коллегам. Ответственность – это требовательность к себе и к другим, в основе которой лежит понимание социальных последствий тех или иных поступков. Ответственность предполагает честное и обязательное отношение к слову, которое не мыслится в отрыве от дела.

Другим важным началом культуры служебных отношений является уважение к коллегам по службе. В основе этого требования лежит взаимная вежливость, доброжелательность, скромность и сдержанность. Служебные отношения должны строиться без излишнего проявления любопытства к личной жизни сослуживцев, обсуждения их семейных проблем. Если коллега по службе допускает какие-то ошибки, упущения в работе, надо на них указать, но тактично и в доброжелательной форме, как и рекомендуют правила служебного этикета.

Важнейшими качествами работника правоохранительной системы являются точность, обязательность. Эти требования этикета были сформулированы еще древними римлянами в виде правил pacta sunt servanta («Договоры должны выполняться»). Здесь подразумевается не только договоренность в прямом смысле этого слова, но и любые поступки, которые должны соответствовать установленным в коллективе требованиям нравственных отношений между работающими. Нарушение слова, опоздание на деловую встречу или совещание, невыполненный согласно требованиям объем работы приводят к снижению запаса прочности и надежности человеческих отношений, причиняют значительные неудобства человеку независимо от того, является ли он виновником такого поступка или «страдающей» стороной.

Большое влияние на атмосферу служебных отношений оказывает руководитель. Стиль, который он утверждает во взаимоотношениях с подчиненными, накладывает отпечаток на все отношения в служебном коллективе. Грубый, крикливый стиль руководства отрицательно сказывается не только на службе, но и морально-психическом самочувствии людей, на их здоровье. Даже самый строгий разговор должен содержать в себе уважение к личности подчиненного, быть выдержанным, без истерики и раздражительности. Важно помнить также, что выговор, сделанный наедине, как правило, более эффективен, чем разнос, устроенный в присутствии других сотрудников.

Ответственность, уважение к подчиненным в сочетании с требовательностью к себе и к ним, – проверенный стиль руководства, обеспечивающий успех в деятельности коллектива. Служебный этикет рекомендует руководителю держаться с подчиненными и с вышестоящим руководством всегда одинаково просто и ровно. Такое поведение располагает подчиненных, способствует созданию доверительных и товарищеских отношений в коллективе.

Руководитель обязан уметь различать того, кто служит, а кто выслуживается. Нельзя пользоваться услугами доносчиков и кляузников: людей нужно оценивать не по тому, что о них говорят, а по тому, что они делают. При этом нелишне помнить, что сообщение о факте никогда полностью не совпадает с самим фактом[1].

Подчиненным нужно знать, что лучше привлекать внимание начальника не к своей личности, а к выполняемой работе. Хороший исполнитель если и позволит себе выделиться от остальных, то только умением профессионально выполнить задание и конкретными деловыми предложениями, направленными на улучшение работы.

[1] Подробно см.: Костенко Ю. Повышение культуры воспитательной работы командиров // Профессионал. – 2006. – № 5. – С. 32–35.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!