Структура этики

В литературе присутствуют различные основания в выделении структуры этических знаний. Решение теоретических и аксиологических проблем имеет преимущественно философский характер. Анализ вопросов соотношения и взаимосвязи норм морали с социальными институтами и внешними системами осуществляется на уровне социологии морали.

В классической этике принято разделять два рода проблем: собственно теоретические вопросы касательно природы и сущности морали и нравственную этику – учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться.

В рамках аналитической философии присутствует позиция разграничения нормативной и теоретической этики как соответствующих разделов этической мысли. В поле зрения нормативной этики находятся смысл, назначение, сущность добра и зла, принципы и правила. Ради справедливости следует подчеркнуть, что изначально этика, занятая рационализацией морального сознания, по существу является нормативной дисциплиной, включающей в себя предписания, указания, советы и т. д.

Если в качестве критерия предстает проблематика природы и происхождения морали, то все этические учения условно можно разделить на два направления – натуралистическое и идеалистическое. Раскрытие природы центральных этических проблем (добра и зла, сущего и должного, идеального и реального) предопределяет направленность решения конкретных аспектов (происхождение, развитие нравственных ценностей, принципов, норм поведения) и, в конечном счете, позволяет определенным образом воздействовать на конкретного человека.

Представители натуралистического подхода мораль и нравственные ценности выводят из природы человека, рассматривая ее преимущественно в биопсихологическом плане. В рамках натуралистической традиции, разграничение по источнику морали, позволяет выделить следующие течения:

– эвдемонизм (от греч. eudaimonia – счастье), абсолютизировавший в качестве основы нравственности счастье;

– гедонизм (от греч. hedone – наслаждение), усматривающий сущность морали в получении наслаждения;

– утилитаризм (от лат. utilitas – польза), сторонники которого критерий моральности увязывают с практичностью и полезностью поступка.

Идеалистическое направление также представлено рядом направлений: стоицизмом, ригоризмом. Сторонники ригоризма (от лат. rigor – строгость) проповедуют обязательное соблюдение нравственных норм безотносительно к конкретным обстоятельствам.

Сторонники идеалистической точки зрения (субъективно-идеалистическое, объективно-идеалистическое и религиозное течения) выводят мораль за пределы человеческого бытия, абсолютизируют ее и полностью отрывают от социальной практики.

По уровню обобщения совокупности этических знаний принято выделять:

1)     дескриптивную этику, в рамках которой описывается история этических учений, генезис и эволюция морали;

2)     метаэтику (философия морали), исследующую сущность морали, ее основные принципы и категории, структуру, функции и закономерности проявления посредством формально-логического анализа языка морали;

3)     нормативную этику, в рамках которой происходит обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности;

4)     прикладную этику, призванную выработать общие подходы в реализации моральных норм и принципов в социальной практике.

Принятие в качестве точки отсчета качественной характеристики нормативных программ, представленных разными этико-философскими системами, позволяет выделять этику удовольствия (гедонизм); счастья (эвдемонизм); опрощения (кинизм); созерцания; долга; любви; сострадания, пользы (утилитаризм); героизма; сентиментализма; разумного эгоизма; ненасилия; благоговения перед жизнью и т. д.

В самом общем плане в современной этике принято различать теоретическую и прикладную части. Теоретическая область этических знаний объединяет все вопросы, связанные с анализом сущности, специфики функций морали, ее генезиса, роли и значения в обществе. Оформление прикладной этики приходится на последнюю треть ХХ века. Начало положила «биоэтика», оформившаяся как стремление обеспечить людям достойные условия существования. В 1988 г. вышла в свет в США одна из первых книг – «Прикладная этика и этическая теория». Цель и задачи помещенных в сборнике статей состояли в том, чтобы исследовать этические проблемы, выдвигаемые современным технологическим прогрессом.

Под прикладной этикой понимается раздел, направление, в котором рассматриваются общезначимые проблемы, проявляющиеся в отдельных областях социальной практики. Прикладная этика изучает нравственные аспекты, ценностное содержание общественных отношений в которые включен человек в процессе конкретного вида деятельности, ее социокультурные условия. В западной этической мысли прикладная этика рассматривается неоднозначно. Одни (П. Сингер) рассматривают ее как предметную часть моральной философии[1]. Другие видят в ней аппликацию классических нормативно-этических теорий применительно к практическим моральным проблемам.

Вопрос о предмете прикладной этики, ее соотношении с этикой в традиционном значении термина остается предметом споров среди специалистов. Существующие в литературе точки зрения относительно роли и места прикладной этики могут быть сгруппированы в четыре позиции. Ее можно рассматривать как:

1) приложение этической теории к практике;

2) вариант профессиональной этики;

3) совокупность особого рода практических моральных вопросов современности;

4) новую стадию развития этики.

Несмотря на существующие некоторые разночтения, несомненным является то, что прикладная этика в настоящее время представляет собой одну из самых активных точек роста этических знаний и накопления морального опыта.

Научный и практический статус конкретных видов прикладных этик не имеет однозначного решения. На стыках отдельных специальностей наблюдается процесс институциализации специфических областей этико-прикладных знаний: в биологии и медицине – биомедицинская этика, науковедении – этика науки и т. д. Так, этика науки представляет собой систему нравственных требований, норм и правил, которые регламентируют взаимоотношения и действия ученых. В силу необходимости решения широкого круга проблем происходит оформление новых видов прикладной этики. Так, с последней четверти прошлого столетия наблюдается становление социальной этики, которая предстает как учение о социальных целях и ценностях современного общества, т. е. нормативное обоснование групповых, институциональных и корпоративных отношений. Ее утверждение связано с процессами дезинтеграции, происходящими в современном обществе. Социальная этика несет ответственность за действие социальных институтов и состояние межличностного взаимодействия. Сегодня социальная этика претендует на роль главной интегрирующей силы в обществе, в котором наблюдается усиление дезинтеграционных процессов и все большая атомизация индивидов.

Специфика проявления ценностей криминальной субкультуры, ритуалов и образцов поведения и коммуникации, их учет и использование в правоохранительной деятельности в профилактике, предупреждении, пресечении и борьбы с преступностью дают основания для оформления криминологической этики.

В целом, проблематика прикладной этики, как правило, носит дискуссионный характер, имеет ярко выраженный этический смысл и охватывает общие, характерные для всего человечества, насущные интересы.

Нормативно-этические системы, связанные с различными видами практической деятельности образуют практическую этику,  рассматриваемую как совокупность разнообразных систем моральных норм – с различной степенью систематизации, рационализации и институциональной поддержки. Вопрос о формировании практических этик неоднозначен. Принято считать, что практическая этика объединяет в себя профессиональную, корпоративную, отраслевую виды этики. Ее предметную область составляет  анализ моральной практики, императивного и ценностного содержания, отношений, опосредованных конкретными видами деятельности.

Одной из наиболее древних практических видов этики являются военная, экономическая, педагогическая, медицинская и иные виды этики. Экономическая этика предстает как совокупность норм поведения предпринимателя, требований, предъявляемых к нему со стороны общества, к стилю работы, облику, поведению и т. д. Военная этика акцентирует внимание на морали как совокупности принципов и норм, регулирующих принятие решений и задающих критерии оценок, решений и действий, связанных с проведением военных действий. В военной этике предметом изучения предстают действия социальных групп, в частности, политиков. Поэтому военная этика не рассматривается как профессиональная, тогда как воинская этика представляет собой этику профессиональную. Политическая этика представляет практическую этику. В ней анализируются в большей степени этические проблемы политики.

В завершение рассмотрения проблемы следует отметить, что структура этики весьма многопланова. В разграничении этических знаний присутствуют разные основания, каждое из которых вычленяет тот или иной аспект проявления морали. В современной этике, исходя из круга решаемых вопросов и предметной направленности, различают следующие разделы: этическую аксиологию, деонтологию, дескриптивную этику, генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профессиональную этику.

Этическая аксиология изучает проблемы добра и зла. В различных учениях по-разному решался вопрос содержания, природы, происхождения добра в моральном сознании, оценки проявления добра и зла в поступках людей.

В этической деонтологии рассматриваются проблемы долга и должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний). Представления о должном позволяют оценить их соответствие фактически действующим нормам нравственности. Из должных представлений складываются нравственные требования.

Дескриптивная этика призвана изучать мораль общества в эмпирическом измерении. Она описывает реальные нравственные феномены. На конкретных материалах изучаются механизмы моральных отношений и морального сознания общества.

В рамках генеалогии морали рассматриваются вопросы происхождения нравственных норм и ценностей. Исходя из разных концепций, выводятся различные обоснования возникновения морали. Теологические доктрины выводят мораль из божественного предопределения, натуралистические установки увязывают нравственность с эволюцией природы, животного мира и т. д. В анализе генезиса морали большое значение имеет обращение к мифологии, в которой сохранились первичные формы нравственного самосознания народов. Изучение нравов и обычаев родового общества дает богатый материал для раскрытия процесса становления морали.

История нравов, отличных друг от друга и придающих колорит той или иной эпохе, нравственное развитие человечества изучается исторической этикой.

Совокупность этико-социологических исследований образуют социологию морали. В процессе анализа явления морали увязываются с разнопорядковыми социальными факторами. Многочисленные социологические исследования позволяют анализировать различные аспекты проявления морали и нравственности в динамично изменяющемся мире.

Профессиональная этика конкретизирует общие моральные требования применительно к своеобразию соответствующей профессии и акцентирует внимание главным образом на нормах и правилах поведения. Для нее предметом изучения является анализ конкретных моральных ситуаций, которые рассматриваются сквозь призму профессионального поведения. Профессия формирует у ее носителя не только профессиональные навыки, но и определенные черты личности и отношение к содержанию своей деятельности. Уровень и состояние профессиональной морали свидетельствует о степени развития нравственного самосознания сотрудника профессиональной группы.

Профессиональная этика призвана систематизировать и обобщать накопленный опыт, совершенствовать профессиональную мораль применительно к изменяющимся условиям профессиональной деятельности. Разрабатываемые в рамках профессиональной этики нормы морали призваны оправдать действия профессионала по исполнению своих функциональных обязанностей. Кроме того, нормы профессиональной морали в определенной мере ограничивают полноту власти, которую приобретает профессионал. В некоторой степени снижается зависимость одного лица перед другим.

К профессиональным видам этики относятся воинская этика, этика сотрудников органов внутренних дел, этика ученого и т. д. Например, воинская этика требует от военнослужащих четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, стойкости, преданности Родине и т. д. Воинская этика призвана регулировать, прежде всего, взаимоотношения между военнослужащими. Как правило, профессиональные виды этики регулируются кодексами или иными документами нормативно-нравственного характера. Так, в Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел указывается, что непременным условием прохождения службы является принятие гражданином положений данного кодекса[2].

Профессиональная этика сотрудников ОВД имеет деонтологический характер. Это значит, что моральные требования, предъявляемые к сотрудникам ОВД, носят строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями (например, Кодекс профессиональной этики, приказы и инструкции МВД, дисциплинарные уставы, определяющие формы поведения и общения). Профессиональная этика сотрудников ОВД формирует ряд моральных требований. Основной императив профессиональной деятельности сотрудника ОВД – защита прав человека на жизнь, свободу, имущество, отношение к человеку как к высшей ценности. Сегодня наблюдается рост значения профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Практически во всех сферах профессиональной деятельности произошло оформление профессиональной морали. Реалии социальной практики требуют совершенствования навыков и умений в выполнении профессиональных норм сообразно реалиям жизни.

С профессиональной этикой пересекается корпоративная этика, которая призвана изучать совокупность принципов и норм, определяющих поведение членов корпорации как добровольного и социально закрытого объединения, созданного для ведения специализированной деятельности и имеющего в этом качестве юридический статус. Под воздействием корпоративной этики деятельность работников организуется не столько на основе приказов или компромиссов, сколько за счет внутренней согласованности ориентиров и стремлений сотрудников. Организация, построенная на единстве мировоззрения и ценностных установок ее членов, становится наиболее гармоничной и динамичной формой сообщества. Корпоративная этика выступает как форма общественного сознания, присущая как предпринимателям, так и наемным работникам, которых объединяют общие цели их профессиональной деятельности.

К непрофессиональным и некорпоративным видам практической этики относятся этика войны, экологическая этика или этика освоения и использования космического пространства. Ee условно называют «отраслевой этикой», имея в виду, что она возникает на почве обособленных по предмету, но не по профессии, организации или ведомству деятельности. Например, в военной этике выделяются принципы справедливой войны. Это принципы, задающие определенные основания принятия политических решений о начале военных действий и военных решений о ведении военных действий. Эти принципы задают основания для принятия политических и стратегических решений относительно войны и военных действий.

Этическое знание призвано воздействовать на моральное сознание человека с целью улучшения взаимоотношений с другими людьми, с окружающим миром. На протяжении исторических эпох мыслители по-разному определяли цель этики. Так, по мнению Аристотеля, этика была призвана научить человека нравственности. По Ф. Бэкону целю этики, как и всякой науки, является не приукрашивание вещей, а поиск в них полезного и истинного[3]. Несмотря на различные трактовки, целью этики является усвоение индивидом моральных ценностей и их переход в личностное смыслополагание. В целом роль этики состоит в повышении культуры морального мышления, нравственной культуры в целом, в формировании научных основ нравственного воспитания.

В заключение следует отметить, что этика прошла путь от сугубого теоретизирования, абстрактно-логического анализа этических вопросов до способности решения насущных проблем, касающихся непосредственно конкретного человека. Изучение профессиональной этики способствует формированию профессиональной культуры поведения сотрудников ОВД и является необходимым условием повышения результативности его труда, а также поддержания престижа профессии, ее социальной значимости. Профессиональная этика, раскрывая гуманные начала правоотношений различных сфер жизни общества, оказывает позитивное воспитательное влияние на правоохранительную деятельность сотрудников ОВД. Этическая сторона присутствует во всех областях социальной практики. Сегодня развитие этики направлено на создание условий в достижении тойлерантности в обществе, гармонического развития человека, общества и природы.

[1] Singer P. Practical ethics. – Cambridge, 1993. – P. 3.

[2] Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. – М., 2009. – С. 4.

[3] См.: Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук. Кн. VII // Бэкон Ф. Соч. В 2 т. T. I. – М., 1977.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!