Структура бизнес-плана

Содержание

1. Структура, функции и содержание разделов бизнес-плана
2. Оценка и анализ инвестиционных проектов

Литература

1. Структура, функции и содержание разделов бизнес-плана

Бизнес-план – это план осуществления предпринимательского проекта. Бизнес-план представляет собой соединение технико-экономического обоснования и программы проведения работ. Обычно такие планы составляются при создании или реструктуризации коммерческих организаций, обосновании крупных проектов, рассчитанных на перспективу. Но вполне правомочна разработка такого плана и для отдельной бизнес-операции.
Из самого понятия составляющей части этого слова «план» следует, что бизнес-план призван заранее наметить желаемую и практически осуществимую систему, схему предпринимательских действий, обеспечивающих достижение поставленной цели в виде получения прибыли в данной и последующих сделках. Итак, бизнес-план - это обоснование программы проведения бизнес-операции, сделки, система рационально, планомерно организованных мероприятий, действий, рассчитанных на получение в итоге прогнозируемого результата.
Бизнес-планы могут разрабатываться применительно к отдельным крупным операциям или распространяться на всю хозяйственную, предпринимательскую деятельность компании. В последнем случае составляется бизнес-план предприятия, фирмы на один-два года.
Следует также иметь в виду, что бизнес-план создается не только как описание плана действий, но и как визитная карточка фирмы, предъявляемая обычно в целях получения кредита, в других ответственных случаях.
Наличие четко сформулированной цели позволяет характеризовать бизнес-план как целевой, программный. А формулирование плана в терминах направленных действий, с одной конкретной целью - получение прибыли, существенно приближает его к целевой программе.
Перечисленные признаки позволяют рассматривать бизнес-план как систему расчетов и обоснований, совокупность экономических показателей, описание мер и действий, направленных на успешное достижение цели: получение максимально возможной прибыли путем осуществления конкретной предпринимательской операции. Никто не заставляет предпринимателя составлять, согласовывать или утверждать план сделки или план действий фирмы. Другое дело, что при наличии бизнес-плана он скорее найдет компаньонов и убедит их принять участие в сделке, получит кредиты, завоюет определенную репутацию на рынке.
Содержание и структура бизнес-плана строго не регламентированы. Нет необходимости соблюдать единообразную форму документа, стараться рассчитать какой-либо набор, систему показателей. Разная степень детализации работ, состав показателей, обстоятельность характерны для бизнес-плана крупного проекта и малого бизнеса. В то же время такой план принято составлять, придерживаясь определенной структуры, перечня разделов и их содержания.
План предпринимательской сделки чаще всего содержит следующие разделы:
Сведения о компании и ее бизнесе. Первый раздел бизнес-плана не относится непосредственно к планированию операции. Он лишь дает заинтересованным лицам представление о компании, занимающейся данным видом бизнеса, об истории ее зарождения, развития, приобщения к бизнесу. Такой раздел делается специально для лиц, малознакомых с компанией. При этом отмечаются наиболее яркие черты, которыми обладает компания, особенности технологии, продукции, услуг. Очень выигрышно смотрится в данном разделе описание успехов компании в недавнем прошлом.
Можно описать в этом разделе организационные и структурные принципы построения компании, поведать, как управляется фирма, как устроено управленческое звено.
Цели и задачи предпринимательской сделки. Резюме. При установлении целей и задач предпринимательской сделки необходимо помнить, что главная цель предпринимательства - получение прибыли в данной сделке и обеспечение возможности получения ее в будущем. Поэтому при планировании предполагаемой сделки следует досконально разобраться и четко описать, на какую сумму прибыли можно рассчитывать. Иначе говоря, следует убедиться, что проект вообще способен принести задуманную, желаемую прибыль. Важно учесть при этом фактор времени.
Иногда в данном разделе бизнес-плана выделяют сводное обобщенное резюме, где конспективно, сжато изложены основные идеи и содержание всего плана как бы в миниатюре. Так как многие из тех, кому адресован бизнес-план, на интерес которых он рассчитан, ограничатся изучением только данного раздела, то резюмирующую часть следует сделать лаконичной и убедительной.
Описание предмета бизнес-операции. Третий базовый раздел бизнес-плана, в котором описан продукт, продукция, также требует конкретности и содержит детальные содержательные характеристики предмета бизнес-операции.
Прежде всего следует зафиксировать наглядные убедительные данные, сведения, позволяющие с достаточной полнотой представить продукт, получаемый в результате проведения данной предпринимательской операции. В том случае, если это объект материальной природы и имеет вещественную форму, очень уместно подготовить и представить образец в натуре, пусть с известными отклонениями, возможно, в форме макета. Однако такое возможно далеко не всегда. Если же это все-таки возможно, то сам образец представляется, создается как предпринимательский продукт в одном-единственном экземпляре. Такое бывает в случае научно-технической направленности предпринимательства, когда продукт интеллектуальный, творческий. Ведь, как правило, в этих случаях на этапе формирования бизнес-плана в наличии только замысел, идея, своего рода эскиз будущего товара, который появится потом, через какое-то время, в результате реализации бизнес-плана.
Следует привести примерный перечень потенциальных потребителей продукта, который будет предметом данной предпринимательской операции, иными словами, должен быть дан конкретный ответ на вопрос, для удовлетворения каких и чьих потребностей создается продукт.
Необходимый компонент бизнес-плана - прогноз цен продажи, реализации продукта предпринимательской деятельности. Это весьма непростая задача в инфляционной ситуации, однако без такой оценки бизнес-план проигрывает.
Анализ рынка сбыта. Следующей составной частью рассмотрения предмета бизнес-операции, потребностей в товарах, услугах и прогноза цен на них, является раздел документа, в котором приводится анализ рынка сбыта, оценка конъюнктуры рынка, прогноз спроса и динамики продаж на всем временном интервале исполнения предпринимательского проекта.
Исследования рынка в ходе разработки бизнес-плана носят явно прогнозный характер. Вместе с тем они опираются на предварительную, неофициальную договоренность с теми потенциальными клиентами, с которыми предполагается заниматься реализацией проекта, но на которую уместно сослаться в бизнес-плане.
Программа маркетинга. Необходимо представить в этом разделе плана сведения о конкурентах, выступающих на рынке с таким же либо аналогичным продуктом.
Схема организации работ. С учетом сведений, изложенных в предыдущих разделах бизнес-плана, разрабатывается очередной раздел, в котором представляется схема организации работ. Из схемы организации должна быть ясна программа действий при реализации, исполнении бизнес-плана. Эта программа призвана дать ответы на вопросы «что, когда и как надо делать» для достижения целей, сформулированных в плане. Она используется предпринимателем прежде всего для определения конкретных путей реализации предпринимательского замысла, чтобы дополнить, четче уяснить порядок собственных действий.
Ресурсное обеспечение. Организации ресурсного обеспечения бизнес-плана посвящен отдельный раздел, который содержит сведения о ресурсах всех видов (прежде всего финансовых), необходимых для выполнения бизнес-проекта. При этом следует привести информацию и об источниках, способах получения ресурсов.
Оценка эффективности проекта. Сводная характеристика предпринимательского проекта включает обоснование прежде всего сводных показателей эффективности: прибыли, рентабельности. Описывается и научно-техническая эффективность, если проект связан с новыми разработками, развивающими технику или технологию, и социальная эффективность.

2. Оценка и анализ инвестиционных проектов

Когда оценивается эффективность инвестиций, капитальных вложений, необходимо соотносить между собой, сопоставлять результат (эффект), достигнутый за счет вложений, инвестиций в проект, программу или в хозяйство в целом, и величину самих инвестиций, благодаря которым получен результат.
Несмотря на кажущуюся простоту подобной оценки, в действительности количественно определить, вычислить эффективность вложений в экономические проекты, социально-экономические программы, отрасли хозяйства, в экономику чрезвычайно сложно. Частично о трудностях количественной оценки экономической эффективности говорилось в главе 6 при рассмотрении производительности труда, но применительно к эффективности использования инвестиционных ресурсов, капитала проблема еще более затруднительна.
Затраты инвестиционных ресурсов поддаются количественной оценке, тем более что первоначально инвестиции выступают в форме денежного капитала, в виде денежных вложений. Но и при оценке объема инвестиций возникают труднопреодолимые препятствия.
Необходимый объем инвестиций оценивается в ходе разработки прогнозов, планов, программ, проектов, когда существует лишь изначальное представление о будущих затратах капитала. Чаще всего такое представление не может быть абсолютно точным. В ходе реализации проектов выясняется, что реальные затраты, как правило, превышают их расчетный, проектный уровень.
В итоге реальная практически достигнутая эффективность инвестиций в экономические проекты может оказаться ниже ожидаемой. Вдобавок сказывается необходимость косвенных, сопряженных, побочных затрат, не связанных непосредственно с целями проекта, но неизбежно требуемых для его осуществления. Такие затраты не удается полностью выявить и учесть в ходе проектных расчетов, так же как и непредвиденные потери.
Во-вторых, принципиальная особенность, характерная черта инвестирования состоит в том, что затраты инвестиционных ресурсов, капитала предшествуют получению результата, отделены от него значительным промежутком времени, упоминавшимся ранее, временным лагом. Так что если мы и знаем величину осуществленных вложений капитала, то из этого вовсе не вытекает, что мы знаем, какой именно эффект, результат принесли и принесут в будущем именно данные инвестиции. Образно говоря, зная, сколько сена съела корова, не так просто установить, сколько молока она даст за счет съеденного сена, если учесть, что корова ела не только сено и что эффект от поедания сена проявился не только в молоке, но еще и в приросте мяса и шкуры коровы.
Еще сложнее обстоит дело с количественной оценкой величины результата, экономического эффекта, порождаемого, обусловленного инвестициями, в связи с тем, что эффект «растянут» во времени и трудно связуем с инициировавших ми его вложениями.
Экономическим эффектом от вложения капитала чаще всего считают доход, прибыль, обусловленные инвестициями, возникающие благодаря использованию вложенного капитала. Социально-экономический эффект - это не только чисто экономический результат в виде приращения объема производства и стоимости произведенной продукции, получения прибыли, но и улучшение условий жизни людей, повышение их благосостояния, предотвращение загрязнения окружающей среды, научно-технический и технико-технологический прогресс, развитие личности, повышение возможностей самосовершенствования и самоутверждения человека. Эти и им подобные социальные эффекты вложения капитала, которые могут к тому же быть как положительными, благоприятными так и отрицательными, неблагоприятными для человека, семьи, региона, страны, общества, нелегко уловить, предвидеть, рассчитать, учесть. Но игнорировать их при оценке эффективности инвестиций недопустимо. В той или иной мере, тем или иным способом социальные эффекты следует принимать во внимание.
При оценке эффективности инвестиций следует различать понятия «экономический эффект» и «экономическая эффективность». Эффект есть результат, достигаемый за счет инвестирования, вложений капитала, тогда как эффективность - это соотношение между достигаемым эффектом и величиной инвестиций, обусловивших получение эффекта.
При всех трудностях оценки расчета экономической и тем более социально-экономической эффективности инвестиций существуют методики, показатели зависимости, формулы, позволяющие оценивать, приближенно определять эффект и эффективность инвестиций.
Абсолютный экономический эффект Э от вложения капитала определяется в виде разности между доходом Д, полученным за счет вложений, и величиной самих вложений, то есть:
Э = Д-К.
Абсолютный эффект является функцией времени, вначале он отрицателен, так как на вложенный капитал еще не получен доход, а затем, по мере отдачи капитала, постепенно увеличивается и становится положительным, когда доход от вложений капитала превышает сами вложения.
Период, в течение которого доход от вложений становится равным вложениям, называют сроком окупаемости инвестиций. Это важнейший показатель эффективности капиталовложений в производственный сектор экономики. Вложения в малый бизнес, в быстро вводимые объекты окупаются обычно в течение 2 - 3 лет, тогда как для окупаемости долгосрочных вложений необходимо 10-15 лет и более. Существует понятие нормативного срока окупаемости капитальных вложений как средней величины периода окупаемости по хозяйству страны в целом или по отдельным отраслям хозяйства. В среднем вложения в экономику должны окупаться за 6 - 8 лет.
Экономическая эффективность или относительный экономический эффект инвестиций определяются в виде отношения дохода, прибыли от инвестиций к величине вложенного капитала.
Эффективность Э инвестиций в масштабе хозяйства страны определяется по формуле:

где ВНП - валовой национальный продукт страны, К- инвестиции, обусловившие создание ВНП, годовой объем инвестиций в денежном исчислении.
Эффективность инвестиций на уровне отдельного экономического проекта предприятия определяется в виде отношения:

где ПР - прибыль, полученная за счет вложений капитала, К— объем вложений капитала.
Ясно, что эффективность вложений должна в конечном счете превышать единицу, только тогда они окупаются.
Наибольшую трудность при оценке эффективности инвестиций представляет учет инфляции и временных лагов. Простейший метод учета инфляции состоит в уменьшении, расчетной, ожидаемой прибыльности инвестиций на величину процента инфляции (увеличения цен). Для учета временных сдвигов применяют дисконтирование, представляющее приведение эффекта и затрат к определенному базисному периоду. Дисконтирование затрат, то есть приведение затрат в году ( к началу расчетного периода (сроку начала реализации проекта) производится путем умножения этих затрат на коэффициент дисконтирования а, определяемый по формуле:

где Е - норма дисконта, характеризующая темп изменения ценности денежных ресурсов во времени и принимаемая обычно равной средней относительной ставке банковского процента.
Из формулы ясно, что затраты в году t в будущем ценятся дешевле, чем затраты исходного периода. Действительно, затрачивая деньги сразу, мы теряем возможность поместить их в банк и получать по ним проценты, поэтому выгоднее тратить деньги в будущем, что и снижает стоимость будущих затрат в сравнении с настоящими на величину упущенной выгоды.
Благодаря дисконтированию затрат на проект и результатов, получаемых при его осуществлении, достигается их сопоставимость, что позволяет производить сравнение эффекта и затрат, определяя тем самым эффективность проекта.

Список литературы

1. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. – М.: «Новая волна», 1996.
2. Кохно П. А. и др. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1993.
3. Лебедев О. Т., Каньковская А, Р. Основы менеджмента. - СПб.: НДМиМ, 1997.
4. Мескон М. X. и др. Основы менеджмента /Пер. с англ. - М.: Дело, 1994.
5. Общая экономическая теория. / Под ред. В.И. Видянина. – М.: «ПРОМ-Медиа», 1999.
6. Основы рыночной экономики: Терминологический словарь. -  М.: «МАИ», 1992.
7. Рузавин Г. И.  Основы рыночной экономики. М.: «ЮНИТИ». 1996.
8. Самуэльсон П. Экономика. – М.: «Алгон», 1999.
9. Стенлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих. – М.: «Республика», 1994.
10. Экономика: Учебник / Под ред. С. Булатова. – М., 1997.

(14.4 KiB, 52 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!