Стратегическое планирование

Содержание

Введение

1. Понятие и экономическое содержание стратегического планирования

2. Анализ финансовой устойчивости предприятия

Список литературы

Введение

 История свидетельствует, что бизнесменов и менеджеров с большой буквы от «дельцов с идеологией Френсиса Дрейка» отличает способность представить себе, как будет выглядеть их успех. В процессе управления такое видение рано или поздно принимает форму плана, который и становится собственно основой для принятия других управленческих решений. Никакое управление в принципе невозможно без планирования деятельности организации, без установления ее целей, направлений и принципов функционирования и развития. Независимо от того, идет ли речь об управлении в условиях экономики, регулируемой рыночными отношениями, или о директивном управлении в условиях централизованной государственно регулируемой экономики, планирование остается основополагающей общей функцией управляющей системы.

Вместе с тем, характер экономических отношений в обществе предопределяет и характер управления и, соответственно, планирования. В условиях административно-командной системы управления, характерной для централизованной государственно регулируемой экономики, вопросы перспективного планирования производственно-хозяйственной деятельности и развития организации занимали, мягко говоря, далеко не первые позиции среди вопросов, стоящих перед топ-менеджерами предприятий и организаций. Их внимание в основном было поглощено проблемами оперативного характера, в крайнем случае задачами тактического планирования. Определение перспектив управляемой ими организации относилось к компетенции органов управления федерального уровня. В условиях рыночной экономики положение в этом отношении в корне меняется и забота о будущем организации, о способах ее выживания и направлениях развития перекладывается на плечи менеджеров этой организации. Актуальными становятся задачи стратегического планирования и управления.

1. Понятие и экономическое содержание стратегического планирования

Стратегическое планирование принципиально отличается от других видов планирования, имеющих место в процессе управления, таких как оперативное, тактическое и долгосрочное (перспективное) планирование. Причем это отличие заключается не просто в степени детализации плана, целях или выборе горизонта планирования, а, прежде всего, в направлении вектора планирования. Традиционно вектор планирования направлен из прошлого в будущее. Стратегическое планирование предполагает выстраивание вектора анализа и принятия управленческих решений из будущего в настоящее. Это и вызывает у менеджеров сегодня основные методологические трудности: как планировать «от базы» — знают все, а вот как выстраивать план своих текущих действий, основываясь на представлениях о будущем бизнеса, - знают немногие. И дело не только в том, что у нас в стране долгое время в такого рода решениях на уровне организаций просто не было необходимости. С аналогичными трудностями сталкиваются менеджеры компаний и в странах, имеющих богатую историю развития рыночной экономики. Скорее всего эти трудности можно объяснить недостаточной развитостью теоретико-методологической базы вопроса.

Теоретическим и методологическим аспектам стратегического планирования в течение последних 40 лет было посвящено немало специальных исследований и монографий за рубежом. Огромный вклад в становление и развитие этого раздела науки управления внесли Ф. Абрамс, И. Ансофф, Дж. Куинн, К. Эндрюс, Э. Чандлер, М. Портер, Г. Хамел, К. Праалад, Г. Минцберг, К. Хофер, Г. Штейнер, А. Томпсон, А.Стрикленд. Сегодня можно смело говорить, что именно с их работ началась классическая теория стратегического планирования и управления. Именно эти работы помогают выявить и сформулировать принципиальное отличие стратегического планирования бизнеса. Знаковыми в области методологии стратегического планирования были в свое время прикладные разработки таких фирм-лидеров консалтингового бизнеса, как Бостон Консалтинг Групп, Мак Кинзи, Артур Д. Литтл. Именно они способствовали тому, что практическая польза и необходимость стратегического планирования были осознаны деловыми кругами достаточно быстро.

Перестройка системы экономических отношений в нашей стране закономерно пробудила интерес к стратегическим вопросам планирования бизнеса и организации управления. Но, к сожалению, откликом на этот интерес пока в основном является перевод зарубежной литературы по данной тематике и ее компилирование в разнообразных формах. А вместе с тем, теория и методология стратегического планирования не только еще весьма далека от завершения своего становления, но и требует в целом ряде случаев критического анализа ее классических концепций.

Многочисленные концепции стратегического планирования, различаясь между собой в некоторых технологических моментах проектирования вариантов решений, остаются схожими в главном. Все они находятся во власти тектоцентрической парадигмы, все они подчинены идее сохранения определенной организационной сущности - предприятия, фирмы, компании, корпорации. При всей очевидности слабого соответствия получаемых в рамках этих концепций выводов условиям и ограничениям практики реального бизнеса, тектоцентрическая парадигма никогда еще не ставилась под сомнение. В то же время теоретически доказано и уже ни у кого не вызывает сомнения то обстоятельство, что любая организация - это всего лишь специфическая форма осуществления людьми определенной совместной деятельности.

Наиболее точно и полно сущность организации определена Б.З.Мильнером. Он считает, что «организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» - то, что организация состоит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой». Мотивы и характер взаимодействия людей и их групп в организации определяются их целями, а эти цели проистекают из содержания их деятельности. Следовательно, если меняется содержание деятельности, должна измениться и организация. Тогда, если изменения в организации привязаны к изменениям в том, что рассматривается как ее сущность, логично предположить, что объектом стратегического планирования должна быть целесообразная деятельность взаимодействующих людей, то есть бизнес. Стратегии развития организации должны следовать в русле стратегий развития бизнеса.

Развитие организации должно базироваться на познании возможностей развития ее функциональной полезности в макромире, поскольку вообще само ее существование оказывается возможным благодаря тому, что макромиру нужна ее функция. Но, чтобы понять свою функцию, а тем более оценить потребность и возможности ее развития, организации необходимо осознавать себя элементом макросистемы, поскольку функция - это не просто действие, это неотъемлемая часть некоторого макропроцесса. Еще Иммануил Кант, описывая системный порядок, обращал внимание на то, что в составе единого целого любая его часть обязана своим существованием действию остальных и существует ради остальных, и что только в таких условиях бытие возможно и физически оправдано.

С точки зрения системного анализа, тектоцентрическая парадигма классической теории стратегического планирования - это непозволительное упрощение условий стоящей перед исследователем задачи. Очевидно, что современные организации являются сами по себе внутренне сложными системами. Однако, это никоим образом не должно определять стратегию организационного развития. Смысл организации не в том, что она из себя представляет внешне и внутренне, а в том, что она делает в системе, в которую она включена как элемент. Если организация стремится сохранить себя, она заботится в первую очередь не о сохранении своего внутреннего порядка, а о своем предназначении, о своей системной функции, поскольку не всякий порядок созидателен, а лишь тот, который целесообразен. Внутренний порядок, поддерживаемый организацией, становится нецелесообразным, когда теряется его функциональная полезность. Но функциональная полезность того, что делает организация определяется не ей самой, а ее внешним окружением. Более того, оценки функциональной полезности подвержены такой же динамике как и само внешнее организационное окружение, в котором они возникают. Следовательно, чтобы сохранить себя, организация должна либо постоянно подстраиваться под изменения в своем окружении, либо активно воздействовать на него с целью обоснования и утверждения представлений о своей функциональной полезности, либо осуществлять комбинацию и первого и второго.

Наличие де­тально разработанного плана позволяет активнее развивать пред­принимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы. Он, в частности, дает возможность:

максимально использовать конкурентные преимущества;
предотвращать возможные управленческие ошибки;
отслеживать новые тенденции в развитии рынка, новые его инструменты и использовать их в своей деятельности;
уменьшить влияние слабых моментов в деятельности пред­приятия;
своевременно принимать защитные меры против разного рода рисков;
точнее и масштабнее оценивать результаты производствен­ной и коммерческой деятельности организации.

План, безусловно, является руководством к действию. Он ис­пользуется для обоснования идей, целей, для управления предпри­ятием и прогнозирования результатов деятельности. По мере реализации и изменения обстоятельств план может уточняться путем корректировок соответствующих показателей.

Успех предпринимательской деятельности во многом зависит от качества внутрифирменного планирования, которое включает определение перспективных целей, способ их достижения и ресурс­ного обеспечения. Каждый предприниматель решает три задачи: что, как и для кого производить. Не интуиция, импровизация, не спонтанные ситуативные действия, а систематическая подготовка решений о целях, средствах и действиях фирмы путем сравни­тельной оценки альтернатив и ожидаемых условий составляет сущ­ность планирования бизнеса.

С общеэкономической точки зрения планирование - это ме­ханизм, который в значительной мере способен заменить цены и рынок. В рамках рыночной системы главным координатором дейст­вия ее участников выступают цены. Именно цены определяют вы­годные для продавцов и покупателей объемы и способы производ­ства и потребления товаров. Фирма как участник рыночной систе­мы вынуждена подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения, поскольку не имеет возможности устранить их дей­ствий. Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицы механизм цен вытесняется сознательными действиями и рациональ­ными решениями предпринимателей, менеджеров. Планирование как система сознательно принимаемых решений вытесняет рынок во внутренней деятельности фирмы. Это объясняется тем, что ог­раниченные размеры фирмы позволяют жестко контролировать действия, происходящие внутри ее, и таким образом сводить к ми­нимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные послед­ствия. Кроме того, используя планирование, фирма устраняет те издержки, которые она могла бы иметь, если бы все действия внут­ри фирмы совершались на основе купли-продажи. Ведь всякой тор­говой сделке сопутствуют так называемые трансакционные издерж­ки: затраты на поиски покупателя, продавца, проведение перегово­ров о предмете сделки, расчетов т. п. Устраняя отношения купли-продажи в своих рамках, предприятие избегает дополнительных затрат.

Планирование - весьма значимый элемент процесса менедж­мента. На основе планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуще­ствляется организация предусмотренных работ, мотивация, при­влечение к их выполнению персонала, контроль достигнутых ре­зультатов и их оценка с точки зрения плановых показателей. Один из "отцов" современного менеджмента А. Файоль отмечал: "управ­лять - это предвидеть", а "предвидеть - это уже почти действо­вать".

Стратегическое планирование - не просто умение предусмотреть все необхо­димые действия. Это также способность предвидеть любые неожи­данности, которые могут возникнуть по ходу дела, и находить оп­тимальные возможности с ними справляться. Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, но способна управ­лять им при помощи эффективного предвидения. Отсутствие пла­нов на предприятии всегда сопровождается трудностями, ошибоч­ными рыночными маневрами, несвоевременной переменой ориен­тации, что является основной причиной плохого состояния дел.

Применение стратегического планирования обеспечивает для бизнеса следую­щие важные преимущества:
открывает возможности использования в будущем благо­приятных условий;
уточняет и проясняет возникающие проблемы;
стимулирует менеджеров к реализации собственных реше­ний в дальнейшей работе;
улучшает координацию действий в организации;
создает предпосылки для повышения подготовки менедже­ров;
увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходи­мой информацией;
способствует более рациональному распределению ресур­сов;
существенно облегчает и улучшает контроль в организации.

Можно утверждать, что стратегическое планирование - это важный инстру­мент уменьшения и преодоления неопределенности. Любой, даже самой мощной компании не по силам полностью устранить неопре­деленность, а значит целиком и точно спланировать свою деятель­ность. Устранить неопределенность - означает устранить сам ры­нок, разнообразие несовпадающих интересов и действий субъектов рынка.

2. Анализ финансовой устойчивости предприятия

В настоящее время в России проблема оценки финансового состояния предприятия является крайне актуальной, причем как для различных государственных ведомств, контролирующих деятельность хозяйствующих субъектов, так и для менеджмента самого предприятия. Причем проблема оценки финансового состояния действительно существует, поскольку в современной российской науке до сих пор так и не выработано единого подхода к проведению такого рода анализа.

Однако следует отметить, что попытки систематизировать подход к финансовому анализу существуют, например, Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций, разработанные Федеральной службой по финансовому оздоровлению.

Прежде чем проводить финансовый анализ (для целей финансового анализа предлагается использовать не только традиционные бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, а также 3, 4 и 5 формы бухгалтерской отчетности за ряд лет), следует обратить внимание на состав и качество этой отчетности, поскольку данные формы отчетности не идеальны, не аналитичны и, следовательно, требуют "очистки" от целого ряда брутто-статей.

Аналитический баланс должен быть явно разделен на три основных группы: Активы, Собственный капитал и Обязательства – при этом статьи Активов должны быть расположены в порядке убывания ликвидности, а Обязательства - в порядке увеличения срочности, что предлагается в МСФО, однако до сих пор так и не нашло отражения в форме №1, несмотря на уже ставшие многолетними отчаянные попытки Министерства финансов привести национальные стандарты учета в соответствие с международными. Помимо достаточно банального аналитического баланса имеет смысл также составлять и аналитический отчет о прибылях и убытках в разрезе трех видов деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой, как, кстати говоря, предлагает новое ПБУ 18. При этом некоторые составляющие показатели следует сделать более узкими, например, вместо статей «Проценты к получению» и «Проценты к уплате» более предпочтительным было бы указать их разницу – «Процентная маржа». Другие статьи следует дополнить расшифровками, пользуясь информацией из других форм отчетности, которые, как правило, остаются не у дел. Например, благодаря форме №4, можно ввести такой показатель, как «Инкассированная выручка», который при сравнении со статьей «Чистая выручка» поможет судить вероятности банкротства не хуже упомянутых выше методических указаний.

Проведение финансового анализа предлагается построить не по классической схеме (ликвидность, рентабельность, оборачиваемость), а в следующем порядке:
Анализ финансовой устойчивости, включающий горизонтальный и вертикальный анализ баланса, анализ ликвидности и вероятности банкротства.
Анализ деловой активности, состоящий из взаимосвязанных анализа оборачиваемости и рентабельности.
Анализ рыночной привлекательности (если предприятие является или планирует стать эмитентом ценных бумаг на фондовом рынке).

Каждая указанная группа содержит в себе ряд коэффициентов и агрегированных показателей, характеризующих финансовое состояние организации.

Что же касается непосредственно самих коэффициентов, то, к сожалению, в современной науке наблюдается следующая тенденция: один и тот же показатель может иметь более десятка различных названий, толкований, а также методов расчета. Многие авторы предлагают целый ряд нормативных значений для большинства показателей одинаковые для всех отраслей, хотя, по сути, у каждой отрасли должны быть свои границы допустимых значений показателей ликвидности, рентабельности, оборачиваемости и др., изменяющихся в соответствии с реалиями современной экономики.

Далее в соответствии с предложенным порядком анализа рассмотрим ряд наиболее актуальных показателей.

1. Анализ финансовой устойчивости. Структурные показатели: коэффициенты, относящиеся к этой категории, характеризуют соотношение различных групп аналитической отчетности. Рассмотрим более подробно некоторые из них.

Соотношение текущих активов и внеоборотных активов: следует обратить особое внимание на динамику коэффициента, поскольку четкая негативная тенденция свидетельствует об отвлечении финансовых ресурсов из оборота, что может привести к банкротству предприятия.

Обеспеченность внеоборотных активов собственным капиталом показывает долю внеоборотных активов предприятия финансируемых за счёт собственного капитала. Продолжительное снижение коэффициента является негативным признаком.

Обеспеченность внеоборотных активов постоянным капиталом показывает, какая доля внеоборотных активов предприятия финансируется за счёт постоянного капитала. Продолжительное снижение коэффициента является негативным признаком. При расчете данного коэффициента обращаем внимание на такой агрегат, как Постоянный капитал, который рассчитывается путем вычитания Прочих собственных средств и Долгосрочных обязательств из Собственного капитала и не является аналогом такого коэффициента как перманентный капитал.

Коэффициент покрытия собственного капитала денежными средствами, Коэффициент покрытия чистых текущих активов денежными средствами, Доля чистых текущих активов, Доля чистых текущих активов в текущих активах используются при анализе запаса платежеспособности предприятия.

Кроме того, в процессе анализа важно учесть значения таких коэффициентов как Доля постоянного капитала, Доля собственного капитала, Доля заемного капитала, Соотношение собственного и заемного капитала, Соотношение заемного и собственного капитала, Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, Обеспеченность процентов к уплате, Соотношение запасов и чистых текущих активов.

Коэффициенты ликвидности.

Общая ликвидность: характеризует способность предприятия покрыть все обязательства и продолжить свою деятельность. Данный коэффициент рассчитывается как отношение всех активов организации к ее обязательствам. Удовлетворительным состоянием считается, когда активы организации в два раза превышают ее обязательства.

Текущая ликвидность: нормальным считается состояние, при котором данный коэффициент более единицы.

Срочная ликвидность: показывает способность предприятия мгновенно расплатиться по всем текущим обязательствам и рассчитывается как отношение высоколиквидных активов (денег) к краткосрочным обязательствам.

Ликвидность при мобилизации средств является одним из наиболее интересных с точки зрения анализа, поскольку позволяет учесть мгновенную стоимость всех активов организации при ситуации, когда ей нужно расплатиться по всем обязательствам.

Ликвидность при мобилизации запасов: характеризует степень зависимости платежеспособности предприятия от запасов при мобилизации средств от их конверсии в деньги для покрытия краткосрочных обязательств.

Кроме того, при оценке активов учитывается доля ликвидных и неликвидных активов предприятия. Вероятность банкротства: коэффициенты, характеризующие анализ банкротства названы по именам их авторов: Z-счет Альтмана, Коэффициент Фулмера, Коэффициент Чессера, Вероятность банкротства по Биверу. Следует отметить, что каждый из указанных показателей был наиболее актуален именно в момент его создания с характерной ему экономической обстановкой. Поэтому результат каждого коэффициента нельзя принимать безоглядно. Кроме того, даже комплексный результат коэффициентов не всегда отражает реальную ситуацию: для некоторых вполне успешных предприятий указанные коэффициенты могут показать высокую вероятность банкротства. При этом из указанных выше коэффициентов вероятностью в классическом понимании этого слова (вероятность наступления события математически оценивается в пределах от нуля до единицы) можно назвать только коэффициент Чессера.

2. Анализ деловой активности.

В части оценки оборачиваемости используются следующие коэффициенты: Оборачиваемость активов, Оборачиваемость текущих активов, Оборачиваемость основных средств, Оборачиваемость неденежных оборотных средств, Оборачиваемость готовой продукции, Оборачиваемость запасов, Оборачиваемость дебиторской задолженности, Оборачиваемость собственного капитала, Оборачиваемость постоянного капитала, Оборачиваемость кредиторской задолженности, Оборачиваемость заемного капитала, Оборачиваемость привлеченного финансового капитала, Скорость операционного цикла.

При подготовке графических отчетов по данным показателям можно порекомендовать использовать не сами значения показателей, а их базисные темпы прироста со знаком «минус», которые позволят более адекватно представить информацию о динамике оборачиваемости.

Анализ рентабельности базируется на значениях таких коэффициентов, как Рентабельность активов, Рентабельность активов до налогообложения, Рентабельность собственного капитала, Рентабельность собственного капитала до налогообложения, Рентабельность постоянного капитала, Рентабельность постоянного капитала до налогообложения, Рентабельность текущих активов, Рентабельность текущих активов до налогообложения, Рентабельность финансовых вложений, Рентабельность продаж, Рентабельность основной деятельности, Рентабельность финансовой деятельности, Рентабельность прочих операций, Рентабельность финансово-хозяйственной деятельности, Рентабельность финансово-хозяйственной деятельности до налогообложения, Рентабельность заемного капитала по капитализированному доходу.

При анализе показателей рентабельности важно сравнить их значения до и после налогообложения, поскольку низкое значение показателя после налогообложения, зачастую, свидетельствует лишь о неправильно проводимой налоговой политике предприятия, а не о его неспособности зарабатывать деньги.

3. Анализ рыночной привлекательности: результаты анализа рыночной активности интересны как для акционеров предприятия, так и для потенциальных инвесторов. Представление о степени рыночной привлекательности и активности дают следующие коэффициенты: Прибыль на одну акцию, Скорректированная прибыль на акцию, Рыночная стоимость акции (или возможная рыночная стоимость акции), Доля выплаченных дивидендов, Норма дивиденда, Соотношение рыночной цены акции и прибыли на одну акцию, Соотношение рыночной стоимости акции и ее балансовой стоимости.

Методики расчета показателей рыночной привлекательности достаточно хорошо описаны в классической экономической литературе. При анализе важно обращать особое внимание на динамику этих коэффициентов с учетом количественной составляющей, например, норма дивиденда может быть высокой, однако в денежном выражении значение данного показателя может оказаться незначительным.

Проведение финансового анализа является достаточно трудоемкой процедурой, требующей обработки огромного количества данных, поэтому провести качественный финансовый анализ без использования современных программных средств невозможно. В настоящее время, пожалуй, единственной программой, позволяющей обработать данные всех форм финансовой отчетности и на их базе составить комплексный аналитический отчет, является аналитическое приложение РСФО, разработанное на платформе аналитического программного комплекса «Super Cell» компании «Sun IT». Важной особенностью данного аналитического приложения является то, что оно, не ограничивая возможности финансового аналитика-профессионала, в отличие от ряда аналогичных разработок, позволяет провести достаточно качественный финансовый анализ человеку, неискушенному в данной области науки, и поможет составить комплексный аналитический отчет, характеризующий все аспекты хозяйственной деятельности предприятия.

Список литературы

Кохно П. А. и др. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1993.
Лебедев О. Т., Каньковская А, Р. Основы ме­неджмента. - СПб.: НДМиМ, 1997.
Рузавин Г. И.  Основы рыночной экономики. М.: «ЮНИТИ». 1996.
Самуэльсон П. Экономика. – М.: «Алгон», 1999.
Стенлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих. – М.: «Республика», 1994.
Экономика: Учебник / Под ред. С. Булатова. – М., 1997.
Шипунов В.Г., Е.Н.Кишкель Основы управленческой деятельности. - М.: Высшая школа, 1999.
Уткин Э. А. Курс менеджмента. - М-: Зеркало, 1998.
Утстрялов А.М. Менеджмент. – М.: Зеркало, 1998.

(18.2 KiB, 38 downloads)

 © Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!