Стили и направления в музыке России - Часть 4

Заключение

Музыка — это искусство создания звуков, открывающих нам огромный мир человеческих чувств, настроений и ощущений. Во все времена говорить о музыке было очень трудно. С научной точки зрения она всегда считалась одним из самых сложных видов искусства. Музыковедческая литература обращается к читателю на изощренном языке терминов, доступных только специалисту, а большинство музыкантов избегают разговоров о своём искусстве, так как считают, что его сокровенное содержание не поддаётся объяснению. И в то же время музыка вид творчества, с которым постоянно соприкасается каждый из нас, независимо от образа жизни, общественного статуса и уровня интеллекта.
Тяга к различным видам искусства, как правило, обусловлена работой ума и духа; желание слышать и создавать музыку вызвано не только духовными или эмоциональными, но и психофизиологическими потребностями человека. Более того, человеческое тело можно рассматривать как первый и самый органичный музыкальный инструмент. Наш голосовой аппарат — источник всех видов вокальной музыки, а простой хлопок в ладоши или притоптывание ногами — древнейшая «ударная установка», от которой происходит весь механический инструмен-тарий для передачи ритма (и которая используется до сих пор — слыша песню с энергичной и чёткой ритмикой, мы часто невольно начинаем «прихлопывать» певцу).
Немало музыкальных жанров связаны с конкретными физическими ощущениями и призваны либо показать их, либо вызвать их в человеке. Назовём наиболее известные. «Трудовой» сельский фольклор — песни, предназначенные для различных видов крестьянского труда, в которых и мелодия, и ритм отражают моторику движения и дыхания человека, работающего в поле. Колыбельные песни, ускоряющие погружение в сон. Военные марши, чьи интонации основаны на звучании команд и механической чёткости движений солдата, идущего в строю. Разнообразные жанры развлекательной музыки, ориентированные на состояние сексуального возбуждения. Симфония, опера, церковное песнопение также оставляют слушателю определённый комплекс физических ощущений, через которые тело помогает душе сосредоточиться на молитве или испытать сильные переживания. Однако до середины XX в. мастера профессиональной музыки вряд ли задумывались над этим специально. Осознанное использование «биологического фактора» стало актуальным после Второй мировой войны. Оно было вызвано переосмыслением роли музыки и личности музыканта в жизни общества, а также качественно иными отношениями профессиональной традиции с фольклором.
В условиях тоталитарных политических режимов 30—40-х гг. XX в. музыка впервые была вовлечена в сферу жёсткой культурной политики. Великий немец, Людвиг ван Бетховен, усилиями официального советского музыкознания оказался «пламенным революционером», якобы предвидевшим на заре XIX столетия победу социализма в СССР В концертной практике тоталитарных государств (как и во всей их культуре) появились яркие признаки гигантомании. Огромные хоры и оркестры должны были озвучивать митинги, шествия и партийные съезды «правильной» классической музыкой и вызывать у слушателей экстатическое массовое воодушевление, которое выплёскивалось в момент появления на трибуне «великого вождя».
Эти опыты с музыкальной классикой в 30-х гг. XX в. поставили последующие поколения перед мощным соблазном использования музыки как средства психологического воздействия на огромное число людей. Начиная с 50-х гг. заманчивая идея была с блеском реализована в различных формах «массовой культуры». Уникальный опыт исполнения Ленинградской симфонии Д. Д. Шостаковича в условиях блокады или квартета О. Мессиана «На конец времени» в немецком лагере и у каждого из них — свой слушатель и свои законы развития. Приверженцы каждого из течений нередко агрессивно отвергают для себя всё остальное. Почитатели классики недооценивают художественную значимость новых направлений, высокомерно считая их музыкой для обывателей. Любители рока нередко принципиально не слушают классику, отторгая заложенные в ней эстетические и нравственные ценности. В предшествующие периоды ситуация была иной.
Современная музыкальная культура включает в себя две основные сферы: музыку элитарного характера (традиционная классика, включающая в себя все авангардные течения 50—70-х гг., основные направления джаза) и музыку, ставшую частью «массовой культуры» (так называемая поп-музыка, традиционная эстрада и мюзик-холл). Особую позицию занимает рок-культура, порождающая разнообразные течения, близкие как к одной, так и к другой сфере. На сегодняшний день «музыка для элиты» и «музыка для всех» развиваются изолированно друг от друга.
Девочку, кричащую от восторга при виде поп-звезды, трудно представить на концерте в Большом зале консерватории. И это не только проблема личного вкуса, возраста или культурного уровня. До XX в. мастера как серьёзной, так и развлекательной музыки пользовались практически одним и тем же набором выразительных средств. Поэтому современным музыкантам легко переключиться в ходе концерта с симфонии Моцарта на вальс Штрауса, так как состав инструментов при этом почти не меняется. Сегодня выразительные средства каждого направления очень специфичны, а музыкальная ориентация слушателя — это, как правило, принципиальный выбор, обусловленный особенностями его личности и конкретным психологическим результатом, которого он ждёт для себя от музыки.
В современной жизни элитарность музыкальной классики или джаза не всегда определяется высоким интеллектуальным уровнем их ценителей (хотя это тоже имеет значение). К подобной музыке стремятся прежде всего люди, исповедующие принцип «Царство Божие внутри нас», т.е. те, кто живёт постоянным самопознанием, озарениями или страданиями, которые можно пережить только в глубине души. В любом обществе это всегда меньшинство. Нередко к классическим жанрам тянутся верующие люди (при этом уровень религиозности музыкантов в этой сфере также весьма высок). Соприкосновение с симфонией, камерной сонатой или долгой джазовой импровизацией создаёт оптимальные условия для так называемого погружения в себя. Момент наслаждения музыкой наступает, когда слушатель находит в глубинах своего «я» отклик на духовное и эмоциональное состояние, которое он чувствует в произведении. Огромное значение для него имеет гармония между звуками музыки и его физическими возможностями восприятия. Выход за пределы этих возможностей — повышенная громкость или резкость тембра, необычные регистры — возможен для него только как выразительный штрих, но не как основа звуковой палитры. Такой слушатель нередко консервативен и к «изыскам» авангарда относится как к примитивному хулиганству. Однако новейшая музыка, располагающая к размышлениям, сосредоточенности и внутренней тишине, всегда находит у него понимание.
Вопреки популярному «академическому мифу» сфера рок-культуры и «музыки для всех» далеко не всегда адресована обывателю (хотя подобные направления в них тоже есть). Музыкальный язык рок-композиции или эстрадной песни может быть не менее сложным, чем в симфонии. У этой музыки принципиально иной адресат — человек энергичный, активный, живущий прежде всего внешними импульсами, которые он черпает в общении с людьми, интересе к политике, в различных событиях, происходящих вокруг него. Главным центром притяжения для музыкантов оказывается молодежь с её повышенным вниманием к проблемам эмоционального и сексуального общения. От музыки такие люди ждут сильных ощущений, приводящих скорее к самозабвению, а не к самопознанию, и именно поэтому они очень благодарные слушатели, ибо щедро отдают музыканту свои душевные силы. Нередко они становятся фанатичными поклонниками отдельных исполнителей и жадно следят не только за творчеством, но и за личной жизнью своих кумиров. Рок-концерт или эстрадное шоу превращает музыку в мощное средство общения — отсюда тяга к гигантскому концертному пространству, собирающему тысячи людей, — стадионам, городским площадям. Звуковая и сценическая эстетика рока и поп-музыки основана на стремлении вывести человека на предельный уровень физического восприятия музыки. Это делается с помощью сложной звукоусиливающей аппаратуры, шокирующих спецэффектов в световом и декоративном оформлении сцены, костюмах, гриме и поведении музыкантов. Благодаря этому звуковая ткань концерта органично включает в себя стихию инстинктивной физической активности публики — крик, свист, непредсказуемые эмоциональные взрывы и движения. Специфика развития музыки как формы «массовой культуры» привела к тому, что она фактически стала частью специальной индустрии, в которой музыкант всего лишь эффектный сценический персонаж, а музыка не более чем средство для получения доходов. Ведущей фигурой в данной ситуации становится продюсер, который финансирует и направляет творчество музыканта в нужное для себя русло. Одной из задач продюсерской деятельности является умелая обработка публики средствами рекламы. Реклама в шоу-бизнесе не ограничивается простой популяризацией музыки; она создаёт образ музыканта, соответствующий ожиданиям его потенциальных слушателей. Культурный и интеллектуальный уровень публики предполагает, что ее кумир всегда должен представать перед ней в ореоле скандальной сенсационности, «щекотать нервы» своим поведением, внешностью, сексуальной ориентацией. Подобные рекламные услуги нередко осложняют жизнь музыканта, но, будучи заложником своей популярности, он обязан это терпеть. Другой важной стороной шоу-бизнеса становятся новые формы творчества, требующие значительных денежных вложений, — создание высококачественных студий звукозаписи, работа над видеоклипами на телевидении с использованием новейших компьютерных технологий, поиски новых форм контакта с публикой через Интернет. Талантливая личность находит в этом массу возможностей не только чисто музыкального характера. Видеоклип как жанр даёт возможность автору создать визуальный образ собственной музыки, а новые информационные технологии позволяют вступить в серьёзный диалог со зрелым, думающим слушателем. Однако теми же средствами легко «раскручивается» любая бездарность, если этого требуют интересы бизнеса. Парадокс существования музыки в рамках шоу-индустрии как раз и заключается в постоянном появлении исполнителей, лишённых серьёзного дарования, но быстро обретающих популярность, так как это наиболее быстрый путь к превращению музыканта в маленький винтик большой финансовой машины.
Затрагивают ли законы шоу-бизнеса классическую музыкальную культуру? И да и нет. В современных условиях классические композиторы и исполнители столь же остро нуждаются в рекламе и финансовой поддержке и используют те же средства — телевидение, прессу Однако в этой области действуют совершенно иные законы. Звезда поп-музыки или рока может начать свой путь с записи сингла или создания клипа и на волне возникшей популярности появиться перед публикой. Классический музыкант обретает признание только через «живое» выступление перед слушателем, а записи являются уже следствием его сценического успеха. Финансовая деятельность продюсера в сфере классической музыки имеет большое значение, но его вмешательство в творческие проблемы минимально — направление своей работы музыкант определяет сам, диктуя продюсеру условия её финансового обеспечения. Совсем по-иному выглядят формы достижения кассового успеха. Прежде всего это создание эффектных фильмов-опер с участием знаменитых певцов, к которому специально привлекаются известные кинорежиссёры, а для съёмок используются шедевры архитектуры. Огромное число слушателей собирают также оперные спектакли на открытом воздухе, особенно на сценах античных театров, обладающих уникальной акустикой.

Библиография

1. Музыка наших дней. Энциклопедия. / Под ред. А Василевского. – М.: ФОРУМ, 2003.
2. Энциклопедический словарь юного музыканта. – М.: Педагогика, 1985.

Ресурсы Интернета
www.Amnesia Music Portal.ru
www. composers.ru
www. Acid jazz.ru
http://djsample.narod.ru/elek.html

(72.9 KiB, 50 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистреские диссертации по праву в Челгу.

Страниц: 1 2 3 4
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!