Становление национальных школ в русском искусстве
Во второй половине XVIII в. возрастала воспитательно-нравственная роль литературы и искусства. Появляются "просвещенный" читатель, интересовавшийся светским романом и философскими сочинениями, зритель, которого волновала высокая трагедия и увлекала комическая опера. В большой моде были домашние спектакли и музыкальные вечера. В столицах и провинции появился интерес к собиранию книг и коллекционированию произведений искусства. С конца 60-х годов в Академии художеств начали устраиваться ежегодные выставки живописи.
Русская художественная культура рассматриваемого времени развивалась в направлении, в целом совпадающем с европейскими художественно-эстетическими стилями, и подчинялась общим закономерностям этого развития. Результатом художественного развития XVIII в. был своеобразный сплав "европеизма" и национального своеобразия, которое сохранилось как основная характерная черта русской культуры.
Достижения культуры во многом были связаны с именами русских писателей, композиторов, художников, архитекторов. Повышению профессионализма русского искусства и постепенному вытеснению иностранных мастеров и в творческом, и в педагогическом процессе способствовала Академия художеств.
Художественная культура пережила недолгую эпоху существования барокко, главным образом в архитектуре, которое определяло стилевое единство в 40-50-е годы XVIII в. Эта архитектура с присущей ей контрастностью форм, внешностью декора, грандиозностью зданий заложила основы нового градостроительства.
Господствующим направлением в художественной культуре второй половины XVIII в. был классицизм. Русский классицизм сформировался несколько позднее западноевропейского, в частности французского классицизма. Неодновременным был процесс становления классицистического искусства. Ранее всего (30-50-е годы) он начался в русской литературе, затем - в изобразительном искусстве (примерно с 60-х годов XVIII в.). В своем развитии русский классицизм подчинялся общим закономерностям, ему были присущи и нормативность, и жанровая регламентация, и ярко выраженный интерес к античности. Переводы античных авторов, особенно Анакреона и Горация, пользовались в России большой популярностью. Образцом совершенства воспринималась архитектура древнего мира, античные элементы (колонны, портики, фронтоны и т.д.) становились непременными деталями архитектурного оформления зданий. Античные сюжеты были широко распространены в поэзии, драматургии, живописи. Эстетика классицизма, основанная на рационалистических идеях философии Просвещения, требовала от искусства решения больших государственных, общественных задач, что определяло его высокий гражданский пафос.
Но русский классицизм имел и некоторые национальные особенности. В отличие от западноевропейского он был более тесно связан с просветительством. Это привносило в него идеи демократизма, понимание, общественного долга в духе просветительских принципов. Поэтому во многих художественных произведениях того времени находили выражение и сочувствие к судьбе обездоленного крепостного крестьянина, и осуждение жестокости, и убежденность в силе просвещения как средства избавления от многих социальных бед.
В эпоху классицизма в России сложилась новая художественная литература с развитой системой жанров (ода, элегия, басня, трагедия, комедия, повесть, роман). "Новая словесность", по словам Пушкина, была "плодом новообразованного общества". Существенно важными элементами этой литературы стали новая система стихосложения и литературный язык. Впервые принципы силлабо-тонического стихосложения сформулировал В.К.Тре-диаковский (1703-1768) в опубликованной им статье "Новый и краткий способ к сложению российских стихов". Эта система, заменившая силлабический стих, основана на чередовании ударных и безударных слогов в строке. Она лежит в основе русской поэзии до настоящего времени.
В области русского стихосложения, художественной прозы работал М.В.Ломоносов ("Письмо о правилах российского стихотворства", 1739; "Риторика", 1745).
Основоположником новой русской драматургии был А.П.Сумароков (1717 - 1777), поэт, автор первых русских трагедий и комедий, директор Российского театра в Петербурге. Произведения Сумарокова способствовали воспитанию человеческого достоинства, гуманизма, высокой морали и чести. Будучи сторонником крепостного права, он критиковал его крайности.
В центре внимания литературы последней трети XVIII в. оказался вопрос о несовместимости неограниченной монархии с благом общества. Понимание этого было показателем развития общественного сознания. Русские писатели начинают обращаться в своих произведениях к более острым социальным и политическим проблемам ("Недоросль" Д.И.Фонвизина, "Властителям и судьям" Г.Р.Державина, "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева). Творчество Фонвизина - борца против невежества и помещичьего произвола - положило начало обличительно-реалистическому направлению русской литературы.
Крупнейшим поэтом конца XVIII в. был Г.Р.Державин (1743-1816). Заслугой его была демократизация поэтического слова. Он смело сочетал "высокий" и "низкий" стиль, внес элементы живой разговорной речи в литературный язык, называл поэзию "говорящей живописью". Окружавший поэта мир предстает в стихах в многообразии и сочности красок. И в то же время это мир поэта-мыслителя, которого волновали общественные проблемы и сложнейшие вопросы жизни и смерти, человеческой судьбы. Широкую известность принесла Державину ода "Фелица"(1782), в которой он стремился дать образ идеального монарха, но понимал уже, что "истину царям" следует "с улыбкой говорить".
На рубеже XVIII - XIX вв. в русской литературе формируется сентиментализм, отмеченный эмоциональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом к конкретному человеку и его чувствам. Расцвет сентиментализма связан с творчеством А.Н.Радищева и Н.М.Карамзина (1766-1826). Героем художественных произведений стал простой человек, что определяло большую притягательную силу сентиментальных повестей и романов. Слова Карамзина из его наиболее известной повести "Бедная Лиза" - "и крестьянки любить умеют" - воспринимались читателем как открытие собственного мира чувств и переживаний, способности любить и страдать.
Просветительская в своей основе литература XVIII в., несла в себе гуманистическое и сатирическое начало и продолжала развивать лучшие традиции протопопа Аввакума и др. Но вместе с тем, отвечая требованиям эпохи, литература русского классицизма создала образ нового человека - патриота и гражданина. Она способствовала утверждению внесословной ценности человека и решительно боролась с жестокостями крепостничества.
Середина XVIII в. - важный рубеж в театральной культуре, успехи которой были связаны с развитием отечественной драматургии. Во второй половине XVIII в. театральные труппы существовали в столицах, некоторых провинциальных городах; в дворянских поместьях имелись крепостные театры.
В 1756 г. в Петербурге был создан первый в России государственный театр "для представления трагедий и комедий". Основу его составила труппа ярославских актеров во главе с Ф.Г.Волковым (1729-1763), замечательным русским актером, происходившим из ярославских-купцов. В Петербурге в это время действовал школьный театр при Сухопутном Шляхетском корпусе, а в 1779 г. возник частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), которым руководил известный русский актер И.А.Дмитревский (1736-1821). На сцене этого театра впервые были поставлены пьесы Д.И.Фонвизина, а в комедии "Недоросль" Дмитревский сыграл роль Стародума. Но театр просуществовал недолго: в 1783 г. он был закрыт по указу Екатерины П.
В Москве театральные представления разыгрывались в университете итальянской труппой Д.Локателли. В 1780 г. был открыт Петровский театр, в репертуаре которого, как это было принято, имелись драматические, оперные и балетные спектакли.
В конце XVIII - начале XIX в. выросла роль театра в общественно-культурной жизни. Театральный репертуар становился предметом обсуждения в печати, высказывались настойчивые пожелания создавать национальную драматургию, которая отражала бы русскую народную жизнь и историю. В 1792 г. актер и драматург П.А.Плавилыпиков в журнале "Зритель" писал, что "отечественность в театральном сочинении должна быть первым предметом". В условиях патриотического подъема первого десятилетия XIX в. эти идеи находили отклик в русском образованном обществе. Успех трагедий В.А. Озерова .(1769-1816), одного из самых популярных драматургов того времени, определялся в большей степени их политической актуальностью, созвучностью современным событиям (трагедия "Дмитрий Донской", 1807 г.).
Музыка приобретала характер более сложный и разнообразный; распространялось любительское музицирование, устраивались публичные концерты с участием зарубежных и русских исполнителей, о чем сообщалось в столичных газетах. В 1802 г. в Петербурге было создано Филармоническое общество, которое ставило целью "возбуждать в публике интерес к древней и классической музыке". В середине XVIII в. широкую популярность в России получили итальянская и французская опера, творчество итальянских композиторов. Некоторые из них (Б.Галуппи, Д.Паизиелло и др.) работали в России придворными композиторами и дирижерами.
В последней трети XVIII в. формируются отечественная композиторская школа, сложные жанры оперной, хоровой, инструментальной, камерной музыки.
Ведущим музыкальным жанром становится опера. В театральном репертуаре преобладала комическая опера. Героем ее, как правило, были простые люди, крестьяне, ремесленники, купцы, которые не терялись в трудных жизненных ситуациях благодаря .своему уму и находчивости. Огромным успехом пользовалась опера А.О.Аблесимова "Мельник - колдун, обманщик и сват" (1779, музыка М.М.Соколовского, последующая обработка Е.И.Фомина). Популярной была опера В.А.Пашкевича на слова М.А.Матинского "Санктпетербургский гостиный двор, или Как поживешь, так и прослывешь" (1792). Комическая опера сблизила профессиональную сцену с русскими песенно-танцевальным фольклором, бытовыми обрядами, разговорной речью.
Выдающимися мастерами русской национальной музыкальной школы конца столетия были Е.И.Фомин (1761-1800) и В.А-Пашкевич (1742-1797). Для творчества этих композиторов характерны демократизм, интерес к народному мелосу. Мелодрама Фомина "Орфей" (1792), написанная на текст Я-Б.Княжнина (1742-1791), стала крупнейшим достижением музыкальной культуры XVIII в. Возрожденная в наше время, эта опера с успехом исполняется на концертной эстраде.
На рубеже ХУШ-ХГХ вв. появился жанр камерной лирической песни - "российская песня", текст которой обычно заимствовался из русской поэзии. Развитию этой песни во многом способствовало творчество О.А.Козловского, автора театральной музыки, маршей, полонезов. Сочиненный им в 1791 г. полонез с хором "Гром победы раздавайся" на слова Г.Р.Державина исполнялся длительное время как русский национальный гимн.
Своеобразным явлением общественно-культурной жизни России второй половины XVIII - начала XIX в. был крепостной театр. Некоторые из крепостных театров, например графа Н.П.Шереметева в Останкине, князя Н.Б.Юсупова в Архангельском, были широко известны среди любителей-театралов. На крепостной сцене выступали многие талантливые актеры и музыканты, в театре Шереметевых славилась своей великолепной игрой П.И.Ковалева-Жемчугова (1768-1803). Замечательным скрипачом и композитором был И.Е.Хандошкин (1747-1804), внук крепостного крестьянина. Он считался основоположником русской скрипичной школы, одним из известных виртуозов-исполнителей.
Изобразительное искусство, как и другие области художественной культуры, развивались на эстетических принципах классицизма, в русле идей эпохи Просвещения.
Во второй половине XVIII в. искусство становится более сложным в жанровом отношении. В академической живописи складывается система жанров (портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, театрально-декорационное искусство, историческая живопись), которой в Академии художеств длительное время отдавалось предпочтение перед другими жанрами. В исторической живописи проявлялся интерес к историческому прошлому народа и государства. С 60-х годов темы "из российской истории" для написания живописных полотен стали ежегодно предлагаться в Академии художеств.
Первым русским историческим живописцем был А.П.Лосенко (1737-1773). Он окончил Академию художеств, учился за границей, вернувшись в Россию, стал преподавать в Академии художеств. Одна из наиболее известных его картин - "Владимир перед Рогнедой" (1770), в которой художник одним из первых обратился к национальной теме. Но он трактует исторические события в рамках условно-академической системы образов. Творчеству другого художника - Г.И.Угрюмова (1764-1823) свойственны стремление к большей исторической достоверности ("Избрание Михаила Федоровича на царство", 1799; "Взятие Казани", 1800).
В развитии портрета во второй половине XVIII в. проявлялись две тенденции: повышение художественного уровня, углубление реалистичности образа и расцвет парадного портрета, совпавший с широким распространением оды в литературе этого времени.
В творчестве А.П.Антропова (1716-1795) особенно были сильны традиционные национальные черты "парсунного" искусства. Он явился одним из создателей жанра камерного портрета (портрет А.М.Измайловой, 1759). Портреты Ф.С.Рокотова [1735(?)-1808] отличают интимность, душевная тонкость и сложность одновременно; его живопись поражает легкостью, "воздушностью", поэтичностью (портрет А.П.Струйской, 1772). В картинах Д.Г.Левицкого (1735-1822), ученика Антропова, сильно жизнеутверждающее просветительское начало. Он много работал в жанре парадного портрета, создал глубокие по содержанию портреты деятелей эпохи Просвещения [портреты Дидро, Н.И.Новикова, серии портретов воспитанниц Смольного института (Смолянки)]. Творчество В.Л.Боровиковского (1757-1825), работавшего на рубеже ХУШ-Х1Х вв., связано с идеями сентиментализма. Художник пишет камерные портреты, преимущественно женские, лучший из них - портрет М.И.Лопухиной (1797). Он впервые дает в портретах пейзажный фон. В первое десятилетие XIX в. в творчестве Боровиковского усиливаются гражданские мотивы, определявшиеся общей идейной атмосферой эпохи (портрет г-жи де Сталь, 1812).
В конце XVIII в. появляются полотна с изображением крестьянской жизни, портретные зарисовки крестьян (М.Шибанов, "Крестьянский обед", 1774; "Свадебный сговор", 1777); И.П.Аргунов, "Портрет крестьянки", 1784; серия акварельных рисунков И.А.Ерменева). Однако в живописи крестьянская тема звучала не так оппозиционно, как в художественной литературе или публицистике.
Со строительством дворянских усадеб, имений появлялся интерес к ландшафтному пейзажу. Во второй половине XVIII - начале XIX в. преобладал пейзаж западноевропейских художников, русские живописцы также чаще рисовали картины итальянской природы (С.Ф.Щедрин). Новым явлением стал городской архитектурный пейзаж (Ф.Я.Алексеев). В рассматриваемый период были заложены основы светской скульптуры. Ф.И.Шубин (1740-1805) - один из известнейших скульпторов - создал галерею скульптурных портретов -М.В.Ломоносова, полководца П.А.Румянцева-Задунайского и др. Скульптура становилась украшением парков и садов Петербурга и его окрестностей. Появляются светские памятники, поставленные в честь выдающихся деятелей. Памятник Петру I в Петербурге был первым таким памятником в России и по праву может быть отнесен к числу шедевров мировой скульптуры (Э.Фаль-коне. Медный всадник, 1782). В 1803 г. в столице был установлен памятник А.В.Суворову (скульптор М.И.Козловский). В Москве первый светский памятник, посвященный К.Минину и Д.Пожарскому, освободителям столицы от польских интервентов в начале XVII в., был сооружен в 1804-1818 гг. по проекту скульптора И.П.Мартоса (1754-1835).
Архитектура классицизма составляет одну из замечательных страниц нашего культурного наследия. Основоположниками русского классицизма были В.И.Баженов (1737-1799) и И.Е.Ста-ров (1745-1808), создавшие архитектурную классику, основанную на национальных традициях (Дом Пашкова в Москве, Таврический дворец в Петербурге). С именем М.Ф.Казакова (1738-1812) связано появление замечательных архитектурных памятников в Москве (здания Сената в Кремле, университета, Голи-цынской больницы. Дома князей Долгоруких, переданного Дворянскому собранию).
Особенностью градостроительства этого времени были развитие ансамблевой застройки, сооружение зданий специального государственного и общественного назначения (административные, научные, учебные, здания для больниц, театра, библиотек и т.п.). По разработанному проекту перестраивались провинциальные города. В каждом губернском городе на центральной площади помимо собора, как правило, возводились присутственные места и торговые ряды, ставшие приметами новой общественно-политической и экономической жизни. Город становился средоточением новой культуры, здесь возникали новые социо-культурные учреждения (школы, музеи, библиотеки, театр).