Становление и развитие видов собственности в России

ПЛАН:

 1. Понятие и виды форм собственности в России.

2. Становление и развитие видов собственности в России.

 Список использованной литературы.

1. Понятие и виды форм собственности в России.

 При изучении форм собственности приходится сталкиваться с отсутствием единой терминологической базы в связи с путаницей в базисных понятиях. Такие формы собственности, как общенародная, государственная, общественная, коллективная воспринимаются одними авторами как синонимы, другими - как разные понятия. То же самое относится и к понятиям индивидуальной, частной, личной собственности. Для того чтобы достичь понимания в дальнейшем изложении, попытаемся вначале определить, что такое форма собственности, по какому критерию она определяется и какие формы собственности надо различать между собой.

Формой собственности будем называть ее вид, характеризуемый по признаку субъекта собственности. Иначе говоря, форма собственности определяет принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту единой природы. Исходя из такого определения выделим следующие формы собственности.

Индивидуальная (индивидуализированная) собственность, в пределах которой субъект собственности персонифицирован как физическое лицо, индивидуум, обладающий полным правом (в рамках законности) распоряжения принадлежащим ему объектом собственности или частью, долей объекта. При такой форме собственности собственник знает, что же принадлежит именно ему.

В пределах индивидуальной собственности в зависимости от природы объекта собственности и характера его использования собственником можно различать личную и частную собственность, хотя, на наш взгляд, такое различие непринципиально. Личную собственность отличают от частной.

Вторая основная форма собственности - это коллективная в широком смысле этого слова или многоличностная собственность. В пределах многоличностной формы субъект собственности не персонифицирован как индивидуум, а представляет собой совокупность, сообщество, коллектив собственников. Субъект собственности может выступать в виде уполномоченного лица или группы лиц, выражающих собственнические интересы всего товарищества, но гораздо чаще выступает и официально оформляется правовым образом как единое юридическое лицо (хозяйственное общество, предприятие, компания) либо государственный орган, общественная организация. Многоличностную собственность удобней было бы именовать просто общей, но термин «общая собственность» трактуется в Гражданском кодексе Российской Федерации как имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, то есть как групповая собственность.

Разделение форм собственности на индивидуальную и многоличностную отражает весьма укрупненное структурирование разнообразных форм, охватывающих во всем своем многообразии значительную их совокупность. Отметим, что подобное разделение собственности на две формы: индивидуальную и многоличностную — не является общепринятым ни в экономической науке, ни в практике. Так, Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет частную, государственную и муниципальную форму собственности, признавая в то же время возможность существования других форм. В то же время широко известно разделение собственности на собственность юридических и физических лиц. Последняя форма явно ассоциируется с индивидуальной собственностью. В итоге в укрупненном представлении совокупность форм собственности охватывает:

- общенародную — в виде природных богатств общенародного пользования, обладающих общей и равной доступностью для всех членов общества (к сожалению, эта форма собственности не выделена в принятых российских законодательных актах о собственности);

- государственную - природные богатства, основные производственные средства, оборотные средства, информация, представляющие часть общенародной собственности, переданную ho воле народа и решению органов народовластия в ведение и распоряжение федеральных органов на определенных условиях использования с одновременным делегированием ответственности (федеральная собственность);

- региональную государственную, переданную в ведение и распоряжение региональных государственных органов (собственность субъектов федерации);

- коммунальную, муниципальную, переданную в распоряжение местных органов;

- коллективную, представляющую неделимую часть общенародной, государственной, муниципальной собственности, переданную на определенный или неограниченный срок коллективу лиц, а также арендованную и используемую в соответствии с системой правил и норм, установленных законом, договором, уставом. Это по сути производная форма собственности, возникающая в результате передачи прав собственности;

— общую - в виде имущества, ценностей, денежных средств, ценных бумаг, созданных, приобретенных, первоначально принадлежащих двум или нескольким лицам, членам ассоциированной группы, используемых ими по собственному усмотрению при соблюдении общих установленных законом правил и ограничений (к таким формам в определенной степени относятся акционерная, коллективно-долевая, кооперативная собственность). Общая собственность делится на совместную, в рамках которой объект собственности принадлежит всем участникам, лицам на равных началах, без выделения долей, и долевую собственность, при которой определена доля каждого из отдельных собственников, участников, лиц в общем праве собственности;

- индивидуальную, представляющую имущество, предметы, информацию, принадлежащие лично индивидууму и используемые им по собственному усмотрению при соблюдении правовых норм, распространяющихся на граждан-собственников.

Целесообразно также выделять собственность общественных организаций и групповую, семейную собственность.

2. Становление и развитие видов собственности в России.

Взяв курс на переход к рыночной экономике, государство и общество вынуждены преобразовать формы и отношения собственности. Попытки введения рыночного механизма без вмешательства в сложившиеся базисные отношения - отношения собственности — представляются экономически наивными, поскольку рынок есть прежде всего взаимодействие многообразных равных в реализации своих экономических прав собственников.

Рынок без развитых отношений и разнообразия форм собственности невозможен в принципе.

Во-первых, на рынке развиваются взаимоотношения прежде всего именно между собственниками капитала, средств производства, имущества, рабочей силы, информационного продукта. Без этих собственников нет и рынка.

Во-вторых, отношения собственности лежат в основе принципа подлинной заинтересованности в результатах хозяйствования, обеспечивающей высокую экономическую эффективность деятельности каждого собственника, а в итоге и экономики в целом.

В-третьих, необходим экономический механизм, придающий динамизм развитию экономики. Таким механизмом является конкуренция. А конкуренция зарождается естественным образом там, где есть многообразие собственников и многообразие форм собственности, конкурирующих между собой.

В-четвертых, согласно изложенным ниже принципам рыночной экономики определяющим из них является принцип экономической свободы хозяйствующих субъектов.

Становление рынка, возникновение конкуренции способствует формированию рациональных соотношений между разными формами собственности, то есть на его основе складывается целесообразная структура форм собственности. Если изначально предоставить свободу перехода от одной формы собственности к другой, то необходимая, естественная структура форм собственности и предпринимательства возникает автоматически и будет поддерживаться, хотя определенного регулирования этого процесса извне не избежать.

В результате свободной конкуренции должно происходить вытеснение форм собственности, которые окажутся неконкурентоспособными, из определенных сфер производства, обращения, потребления и замещение их другими формами собственности. Отметим, что конкуренция форм собственности сама по себе полезна, ибо побуждает каждую из них к совершенствованию.

Результативность, эффективность деятельности предприятий, компаний зависит от господствующей на них формы собственности. Отсюда возникает стремление к преобразованию форм и отношений собственности в целях обеспечения эффективного функционирования компании. Это основная причина коммерциализации и приватизации предприятий.

Рост благосостояния общества на основе эффективного использования ресурсов невозможен без реализации экономических интересов производителя. Они выражаются в увеличении нормы прибыли за счет сокращения затрат, а также стоимости и массы прибыли путем роста и диверсификации производства. Различия в способах увеличения эффективности во многом связаны с градацией предприятий по форме собственности и правовому статусу. В мировой практике выделяют следующие три общие группы предприятий:

1) государственные предприятия, функционирующие в рамках публичного права (то есть некоммерческие предприятия);

2) государственные предприятия, функционирующие на основе частного права (то есть коммерческие предприятия);

3) основанные на частной собственности предприятия, функционирующие на основе частного права.

Для первой группы требования к эффективности используемых ресурсов минимальны и задаются административно. Для второй — они вытекают из сложившихся ценовых пропорций конкретного рынка сбыта традиционно производимой данным предприятием продукции. В третьем случае требования диктуются рынком в целом.

Приведение российских предприятий в соответствие критериям, позволяющим классифицировать их по данным группам, имеет принципиальное значение для реформирования отечественной экономики, так как способствует оптимизации структуры собственности. Это в свою очередь предопределяет подход к очередности проведения приватизации предприятий, первичной фазой которой можно считать коммерциализацию.

В странах Восточной Европы под коммерциализацией обычно подразумевают преобразование государственных предприятий в акционерные общества, в которых единственным акционером является государство. Такие общества выводятся из-под контроля министерств и подпадают под действие законодательных актов общего действия. Существует несколько направлений коммерциализации в восточноевропейских странах:

- самостоятельность определения предприятиями своих производственных программ, а в некоторых случаях и профиля своей деятельности;

- передача предприятиям права свободного ценообразования на свою продукцию;

- формирование элементов рынка труда как формы коммерциализации трудовых отношений;

- децентрализация инвестирования;

- изменение механизма регулирования экономики, управления государственными предприятиями в сторону предоставления им большей хозяйственной самостоятельности.

Коммерциализация означает смену статуса государственного предприятия, функционирующего на основе публичного права, на статус частного права при сохранении ограничений в области распоряжения имуществом и одновременном снятии ряда введенных государством искусственных барьеров от воздействия конкурентного рынка. Такой подход к коммерциализации более полно отражает ее суть.

Самостоятельный выбор коммерциализированными госпредприятиями объема и ассортимента выпускаемой продукции, внедрение новых технологий и принципов организации производства способствует максимизации чистого дохода, что немаловажно с точки зрения интересов производителя. Для того чтобы он мог самостоятельно управлять производством, ему необходимо дать право на осуществление собственных инвестиций.

Экономические условия накладывают определенный отпечаток на градацию российских предприятий. Существующий порядок погашения убытков госпредприятий льготными кредитами, бюджетными субсидиями по сути стирает грань между первыми двумя группами предприятий. Теряются также различия и в отношении третьей группы (частные предприятия) в связи с получением приватизированными предприятиями бюджетных дотаций в рамках тех или иных государственных программ. Даже если осуществление программ обоснованно с точки зрения государственных интересов, должны быть задействованы иные, а именно рыночные меры воздействия. Средством разрешения пресловутой проблемы неплатежей между предприятиями разных форм собственности все еще выступает бюджет, механизм имущественной ответственности не вошел в силу.

Основанный на учете интересов производителя в эффективном использовании ресурсов процесс совершенствования организационной структуры производства, рассматриваемый в рамках государственного сектора, несмотря на отмеченную внутреннюю противоречивость, привел к коммерциализации предприятий в России. В нынешних условиях еще не сформировались юридические рамки и экономические условия, позволяющие провести четкую грань между коммерческими и некоммерческими государственными предприятиями и даже между ними и частными юридическими лицами. В России к объектам первой и второй групп классификации можно отнести унитарные предприятия, основанные на правах хозяйственного ведения и оперативного управления. Размежевание между ними позволяют провести лишь зафиксированные в уставе предприятия конкретные положения. Если устав не содержит административных ограничений экономической деятельности предприятия, то оно относится к первой группе. В противном случае — это коммерческое предприятие. В целом же классификация предприятий в России по способам увеличения эффективности может быть представлена следующим образом:

- унитарные на «праве хозяйственного ведения» или на «праве оперативного управления» предприятия (некоммерческие госпредприятия);

- те же унитарные предприятия, но в отличие от предыдущего случая их уставы не содержат административных ограничений на экономическую деятельность предприятия (коммерческие госпредприятия);

- частные предприятия.

Коммерциализация госпредприятий усиливает зависимость получаемого ими дохода от объема продаж, денежной выручки. Однако получение более высокой нормы прибыли представляет собой прежде всего следствие размещения авансированного капитала. Чтобы производитель мог самостоятельно определять направления структурных сдвигов, необходимы не только децентрализация финансовых источников капитальных вложений, отделение финансов госпредприятия от бюджета, но предоставление ему права собственности на капитал. С возникновением института частной собственности экономическая реформа в России переходит на качественно новую ступень развития. Так что определяющим моментом на пути перехода к экономике рыночного типа служит приватизация предприятий.

Появление частных юридических лиц может происходить двумя обобщенными способами - путем образования новых и приватизации действующих предприятий. Следует принимать во внимание, что формирование многоукладной экономики из недр административной системы происходит в условиях преобладания государственной собственности, а также недостаточности средств населения для инвестирования как в единоличной, так и в ассоциированной форме неразвитой инфраструктуры фондового рынка, слабой правовой защиты частной собственности, отсутствия опыта, и как следствие психологической неподготовленности населения в области частного инвестирования. Поэтому наиболее действенным для развития частного сектора в России является второй путь.

В качестве основных признаков приватизации используются следующие:

- переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;

- делегирование госпредприятию права распоряжения имуществом;

- полная продажа госпредприятия частным лицам;

- продажа части активов.

В российской экономической науке нет однозначного определения термина «приватизация». В общем виде приватизация понимается как сокращение или замедление темпов расширения государственного сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора. В более узком смысле приватизацией считают полную или частичную передачу прав собственности на находящиеся в государственной собственности факторы, средства производства, имущественные ценности, капитал акционерным обществам или частным лицам.

Однако и такое определение не в полной мере отражает суть и содержание приватизации, многогранность ее видов. В приведенных определениях не отражена макроэкономическая характеристика приватизации, ее значимость и влияние на экономику страны в целом. Кроме того, необходимо выделить особую форму приватизации в виде аренды посредством передачи функций управления государственным имуществом производственным коллективам, частным лицам.

Аренда есть предоставление земли, средств производства, имущества их владельцем (арендодателем) во временное пользование другим лицам (арендаторам) на договорных условиях, за плату.

В западных странах аренда представляет собой одну из форм передачи функций управления частным физическим и юридическим лицам, нацеленную на преодоление низкой эффективности госпредприятий. Установление арендных отношений между государственными органами, распоряжающимися предприятиями, и частными фирмами рассматривается в научной литературе как приватизация управления. Это те случаи, когда государство передает частным фирмам права на управление предприятием, которое остается собственностью государства, и при этом будущие доходы государства и сохранность имущества гарантируются залогом арендатора. Круг арендаторов гораздо шире рамок трудового коллектива. Например, в Румынии концессия государственных предприятий или сдача внаем госимущества осуществляется путем проведения открытого аукциона. Хотя отечественным законодательством допускается проведение арендодателем конкурса на сдачу предприятия в аренду, в котором помимо его трудового коллектива могут участвовать претенденты от других госпредприятий, кооперативов, общественных организаций, в России такая практика прививалась медленно.

В российских условиях арендный договор подразумевает возмездное использование арендованного имущества, но не гарантирует получение арендодателем доходов в будущем. Для внесения залога в необходимом объеме у трудового коллектива фактически может не быть средств в достаточном объеме. Отношения субъектов аренды, то есть государства и трудовых коллективов предприятий, строятся как разновидность трудового соглашения, а не как отношения собственников, отвечающих по обязательствам своим имуществом.

Аренду можно также рассматривать как одну из форм совместного участия частного и государственного капитала в предприятии. На первый взгляд статус арендатора во многих случаях аренды мало чем отличается от положения трудового коллектива обычного государственного предприятия. С другой стороны, соединение в основной массе вещественных элементов собственности государства и собственности арендатора на нематериальные активы - ноу-хау, маркетинг и т.п. - означает создание предприятия, основанного на смешанной собственности. При аренде с последующим выкупом соединение капиталов происходит также и на уровне материальных элементов имущества предприятия.

Аналогами передачи функций управления государственным имуществом частным лицам в нашей стране являются аренда без права выкупа и трастовое (доверительное) управление предприятиями, которое при обеспечении залогом отличается большей экономической свободой и независимостью менеджмента.

В целом объективные условия экономической ситуации порождают большое разнообразие моделей перехода от одной формы собственности к другой. Эти современные тенденции отражает широкая трактовка приватизации. Наряду с общепринятыми формулировками определения приватизации в качестве дополнения нередко используются положения о том, что приватизация — это сдача государственного имущества в аренду частным фирмам для производства товаров и услуг, передача производственных функций частному сектору при сохранении финансовых рычагов в руках государства, а также и другие подобные определения. На самом деле приватизация предприятий не сводится к простой продаже имущества. Она является инструментом разгосударствления экономики и означает продажу государством частным лицам прав собственности на имущество, а также прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельность предприятия.

Любопытно, что в России приватизация проводилась еще Петром Первым. По его указу были отданы на льготных условиях в частные руки около трех десятков промышленных предприятий. Основными побуждающими к этому мотивами были задачи развития предпринимательского духа в обществе и привлечения частного капитала к производительному использованию. Актуальность этих мотивов сохранена и для наших дней.

Проблема низкой эффективности государственных предприятий свойственна не только странам с командно-административной системой управления экономикой.

Приватизация государственных предприятий, которые не являются в конкретный момент приоритетными в макроэкономической политике правительства, обычно обеспечивает резкое повышение эффективности производства. Другой причиной проведения приватизации предприятий во многих странах оказывается необходимость финансирования дефицита бюджета при ограниченности традиционных источников поступлений.

На первом этапе приватизации государственных предприятий в России, охватывающем период с 1992 по 1995 год, многие задачи приватизации не решены в намеченной и желаемой степени. Поступления доходов от приватизации в государственный бюджет оказались незначительными. Отдельные предприятия были скуплены по крайне низким ценам и оказались в руках лиц, которые не пожелали или не смогли повысить качество их работы или эффективно перепрофилировать. В результате приватизация на ее начальной стадии не привела в целом к существенному повышению эффективности работы приватизированных предприятий в сравнении с неприватизированными, хотя в отдельных случаях эффект приватизации проявился явно и ощутимо. После 1996 года подходы к приватизации стали пересматриваться.

Необходимо еще раз отметить, что при огромном значении смены владельцев и распорядителей государственной собственности переход от государственной формы к коллективной и частной сам по себе еще не решает проблемы создания эффективной рыночной экономики. Необходимо, чтобы новые собственники умели организовать производство, управлять им, обладали компетентностью, проявляли заинтересованность. Иначе преобразование форм собственности не приводит к успеху.

Способ приватизации характеризует механизм смены собственника, посредством которого происходит переход от государственной к акционерной и частной собственности. Доминирующим признаком способа приватизации служит мера платности за передачу приватизируемого объекта во владение новому собственнику. Одновременно способ отражает методы, организацию, технологию процесса перехода от одной формы собственности к другой.

Способы приватизации отличаются, разнятся в зависимости от вида объектов приватизации. По крайней мере необходимо учитывать специфику приватизации таких объектов, как земля, природные богатства, жилье, основные средства (производственные фонды) предприятий, здания и помещения социально-культурного назначения, объекты сферы услуг. Избегая рассмотрения во многом спорных и постоянно меняющихся представлений о специфических подходах к приватизации различных объектов собственности, сконцентрируем внимание на способах приватизации государственных предприятий как одной из центральных и наиболее насущных проблем всей приватизационной кампании в России постсоветского периода.

В ходе формирования приватизационной политики, выработки путей приватизации государственной собственности выделились три генеральных направления приватизации государственных и муниципальных российских предприятий.

Первый способ опирается на идею безвозмездной передачи права собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий всем российским гражданам. По сути в этом способе легализована и приобрела силу закона данным давно декларированная коммунистами идея передачи во владение народу объектов государственной собственности. Однако сконструировать механизм такой передачи оказалось делом трудным и сложным. Ведь не разделишь же государственные предприятия на равные части и не отдашь каждому россиянину такую его долю.

Чтобы как-то решить эту проблему, взамен физического деления приватизируемых объектов разделили их стоимость, исчисленную в ценах 1991 года. На каждого россиянина пришлось по 10 000 рублей. На эту сумму каждому жителю России выдали приватизационный чек, названный затем ваучером.

Вначале мыслилось, что ваучеры можно будет использовать лишь как ценную бумагу, дающую право ее владельцу путем обмена на акцию стать акционером акционерного общества, образованного посредством акционирования государственных предприятий. В этом случае ваучеры следовало делать именными. Но затем возобладала идея безымянных ваучеров, которые можно свободно продавать и покупать на рынке либо приобретать на них акции приватизируемых предприятий.

Рыночная цена ваучеров оказалась намного ниже их номинальной стоимости, пересчитанной с учетом инфляции. Если учесть, что за 1992 и 1993 годы цены в России увеличились примерно в 250 раз, то можно было рассчитывать, что на рынке за ваучер в 1994 году будут предлагать не менее двух миллионов рублей. Реальные цены оказались примерно в 80 - 100 раз ниже. Да и вообще идея сделать каждого россиянина акционером, хозяином государственных предприятий оказалась весьма сомнительной.

Второй способ приватизации заключается в безвозмездной передаче собственности на имущество государственных предприятий их трудовым коллективам. При таком способе имущество в его денежной форме, преобразованной в акции, делится между работниками предприятия, включая и работавших на нем пенсионеров. При таком способе оказываются обделенными работники предприятий и учреждений, не подлежащих приватизации, а также граждане, не работающие и не работавшие на приватизируемых предприятиях. К тому же, как справедливо утверждали публицисты, : реализация идеи «трудовой приватизации» приводит к тому, что «доменщику достанется домна, а дворнику - метла».

Замысел бесплатной передачи государственных предприятий в собственность их производственных коллективов по понятным причинам получил горячую поддержку производственников, которые при таком способе приватизации становятся полновластными хозяевами предприятий.

Третий, наиболее простой по замыслу способ приватизации государственных предприятий заключается в продаже их имущества тому, кто обладает средствами для выкупа. Подобная продажа может быть аукционной, конкурсной (открытой или закрытой, на определенных условиях) либо в виде аренды с последующим выкупом. Общественная реакция на этот способ в России оказалась негативной из опасения, что в этом случае государственное имущество окажется в руках богачей. Впрочем, и другие способы не гарантируют от того же исхода, да и сам подобный результат приходится признать естественным для рыночной экономики.

Реальная российская практика приватизации государственных предприятий пошла по пути комбинирования указанных способов. Акции приватизируемых предприятий стало возможным приобретать и на ваучеры, и на «живые» деньги, а коллективам приватизируемых предприятий были предоставлены льготы в виде возможности получить часть акций бесплатно, а часть - на выгодных условиях.

Особую сложную для России проблему представляет приватизация с использованием иностранного капитала. Предоставление иностранным компаниям и гражданам права приобретать приватизируемые российские предприятия порождает не только экономические, но и политические, психологические проблемы. Ясно, что в данном случае речь может идти только о продаже. Однако ввиду неоднозначной оценки стоимости предприятий возникает опасение, что они будут проданы иностранцам по низкой цене, даже если включить аукционный механизм ценообразования.

Отдельные социальные группы россиян ассоциируют продажу государственных предприятий иностранному капиталу как «продажу государства, национального богатства, родины». В то же время несомненно, что многие иностранные инвесторы обладают лучшими, чем российские, возможностями выкупа государственных предприятий и обеспечения их последующего эффективного функционирования, использования.

Достаточно очевидно, что способы и организационные формы приватизации государственной собственности в России не отработаны и будут со временем изменяться, совершенствоваться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика: Курс лекций. – М., 1998.

2. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. – М., 1997.

3. Нуриев Р., Авдашева С. Базовые экономические понятия // Вопросы экономики. 1993. №11. С. 34 – 56.

4. Общая экономическая теория. / Под ред. В.И. Видянина. – М.: «ПРОМ-Медиа», 1999.

5. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики. – М.: «Республика», 1998.

6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М., 1998.

7. Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики. М.: «ЮНИТИ». 1996.

8. Современная экономика: Многоуровневое учебное пособие / Под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону, 1998.

9. Экономика: Учебник / Под ред. С. Булатова. – М.: «Бек», 1997.

 © Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по экономике

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(16.5 KiB, 32 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!