Становление и развитие теории и практики социальной работы за рубежом
Под парадигмой в социальной работе понимаются системы, модели помощи и взаимопомощи, наличествующие в тот или иной исторический период в той или иной стране. Для парадигмы помощи характерны:
доктрина помощи;
организационные формы;
субъект субъекты помощи в их культурно-исторической индивидуальности;
объект помощи.
Социальная работа как теория и практика помощи человеку в кризисных ситуациях имеет глубокие корни, проявляясь в национальных традициях, закрепивших социокультурные принципы реагирования на изменения в жизненном сценарии индивидуума в западноевропейской цивилизации.
Зарубежная социальная работа как научная парадигма проходит ряд исторических трансформаций, причем каждая может быть охарактеризована своей системой понятий и представлений. Можно выделить следующие основные вехи становления ее теоретической парадигмы:
оформление первых представлений, когда ведущим понятием будет philos, т. е. дружественность, распространяемая не только на соседские отношения, но и на более широкий круг социальных связей. Модели помощи идеи альтруизма находят свое развитие в логике идей индивидуализма, где чувства мысли и желания отдельного человека выступают как высшая самоценность. Отсюда специфика рефлексии помощи, когда клиентом выступает как индивид и отдельная группа, так и сообщество, которые рассматриваются в логике субъектности (парадигма оформления древнейших представлений о процессе помощи);
становление представлений о милосердии к ближнему, концепция «милостыни», или милосердия, где основополагающим принципом будет являться «агапе» как деятельная любовь к ближнему. Процесс помощи рассматривается как духовное преображение, которое «предполагало внутреннее изменение, обновление духа, что вело к воскрешению и превращало грешника в достойного члена общины» (парадигма оформления христианских представлений о помощи ближнему);
оформление в западном обществе имплицитного концепта «прав человека», где вопросы бедности и пауперизма, нищенстваявляются его главными доминантами (парадигма донаучного этапа становления теории и практики социальной работы);
становление теорий социальной работы, которые помогают профессионалам интерпретировать нужды клиента, обусловленные социально-психологическими и социально-экономическими факторами, и возникает из добровольного общественного движения феминисток и либерально-демократической оппозиции (парадигма научного этапа становления теории и практики социальной работы).