Средний класс и его роль в обществе

План:

Введение ………………………………………………………………………..с.3

1. Место среднего класса в современном обществе …………………….с.5

2. Роль среднего класса в современном обществе ……………………...с.11

Заключение …………………………………………………………………...с.15

Литература ……………………………………………………………………с.17

Введение

Процесс формирования и развития среднего класса относится к числу базовых социальных процессов в трансформационных экономиках. В начале экономических реформ предполагалось, что они приведут к рождению масштабного среднего класса - экономически самостоятельного социального субъекта, способного эффективно выполнять традиционные для него функции – инвестировать российскую экономику, играть роль основного налогоплательщика, выступать в качестве стабилизатора общественно-политических процессов. Факт формирования среднего класса можно было бы рассматривать в качестве важного критерия эффективности реформ, свидетельствующего о прочности всей системы экономических, социальных и политических институтов.

Научный и практический интерес к проблеме среднего класса резко возрос в начале 1998 г. Действительно, ход и результаты экономического развития в 1996-97 гг. давали основания полагать, что формирование среднего класса в России идет достаточно успешно. Несмотря на рост напряженности на рынке труда, формирование феномена задолженности по денежным выплатам населению, кризис бюджетной и пенсионной сфер, достаточно отчетливо проявили себя и позитивные тенденции - оживление на потребительском рынке, рост платежеспособного спроса со стороны населения, увеличение объема сбережений, реструктуризация потребления в пользу снижения доли расходов на питание в общей структуре потребительских расходов, что являлось косвенным свидетельством существования и развития российского среднего класса.

Финансовый кризис августа 1998 г. не мог не осложнить экономическое положение слоев населения, которые могут быть отнесены к среднему классу. Общественная тональность в отношении его судьбы резко изменилась – от мажорно-бравурных деклараций о формировании устойчивого среднего класса в начале 1998 г. до столь же поспешной тризны по поводу его кончины в конце того же года. В этой связи большинство существующих исследований по проблемам среднего класса заражены различного рода идеологемами.

Проблема в значительной мере осложняется тем, что в течение длительного периода в России проблемы социальной стратификации вообще и понятие «средний класс» как ее элемент практически игнорировались общественными науками. Хотя термин «средний класс» в настоящее время прочно вошел и в общественное сознание, и в научный оборот, эта категория длительное время использовалась как публицистический термин и не имела ни научного описания, ни методологии исследования. Еще менее ясными являются количественные оценки размера и структуры среднего класса. Представления о границах и составе этого слоя существенно варьируются – различные исследователи оценивают их от 15 до 60-70% населения страны.

В реферате мы постарались осветить различные теории в понимании среднего класса и показать его роль в обществе.

1. Место среднего класса в современном обществе

Класс – это большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу, обладающая одинаковым социально-экономическим статусом. Термин «класс был введен в научный оборот в начале XIX в., заменив такие термины, как «ранг» и «порядок», использовавшиеся для описания основных иерархических групп в обществе.

Термин «класс» применялся к социальным группам в широком диапазоне различных обществ, включая древние города-государства, ранние империи и сословные или феодальные общества, но более всего он подходит для определения социального разделения в современных обществах, особенно в индустриальных. Следует отличать социальные классы, основывающиеся прежде всего на экономическом интересе, от статусных групп, характеризуемых престижностью профессии, культурным положением или происхождением (4, с.289).

Еще Аристотель писал, что «лучшее общество формируется из среднего класса, и государство, где этот класс многочисленнее и сильнее, управляется лучше всего, ибо обеспечено общественное равновесие». Он же полагал, что в благополучном государстве на средний класс должно приходиться не менее трети общества, тем самым определив прямую зависимость благосостояния государства от наличия и значительности определенной категории населения.

Австрийский философ и социолог Макс Вебер относил к среднему классу мелких бизнесменов, торговцев, технических специалистов и людей свободных профессий.

По европейским стандартам представитель среднего класса имеет просторное жилье, автомобиль, весь спектр бытовой техники и регулярно отдыхает за границей (5,с.46).

На Западе понятие «средний класс» существует не столько как строгий научный термин, сколько как часть массового сознания и массовой культуры, причем даже в рамках социологии оно определяется и используется по-разному. Статьи англоязычных социологических словарей, посвященные среднему классу, сообщают, что этим расплывчатым, многозначным, широко распространенным термином чаще всего обозначается совокупность профессиональных групп, занятых преимущественно умственным трудом, но при этом не имеющих крупных интересов в бизнесе или политике. Упрощенно это позволяет интерпретировать средний класс как элемент социальной структуры, статус которого существенно ниже, чем правящей верхушки общества, но выше, чем рабочего класса (6, с.4).

Вместе с тем отмечается, что характер труда не единственный и даже не главный критерий принадлежности к среднему классу: не меньшую роль играет срединное (не слишком высокое, но и не слишком низкое) место в системе контроля и управления. С этой точки зрения, мало квалифицированный служащий имеет не больше оснований быть отнесенным к среднему классу, чем рабочий. Но не входят в него и представители верхних звеньев бюрократии. Одновременно большое внимание уделяется судьбам «старого среднего класса», отождествляемого, в соответствии с «континентальной» традицией 19-го века, с буржуазией. Кроме того, к среднему классу относят новые менеджерские группы, значительно отличающиеся своим реальным влиянием и статусом от основной массы «белых воротничков» и приближающиеся скорей к представителям крупного бизнеса.

В отечественной социологии также рассматривается вопрос о «среднем классе».

К среднему классу зрелого индустриального и информационного обществ обычно относят группы самостоятельно занятых, т.е. мелких предпринимателей, коммерсантов, ремесленников. Но наряду с ними все большее значение приобретают и группы хорошо оплачиваемых работников наемного труда: менеджеры, лица свободных профессий, научные работники, работники в сфере информатики и массовой информации, работники искусства, врачи, административные, торговые и инженерно-технические работники предприятий (10).

В России все эти профессиональные категории есть, но, как пишет В.И. Умов, «они почти всегда взаимоизолированы и не образуют общность, обладающую собственной идентичностью. Центры кристаллизации среднего класса рассеяны в общественном пространстве и весьма слабо просматриваются на фоне социально и политически активных номенклатурных, корпоративных и мафиозных структур... Среднего класса как такового в России нет, но есть огромная проблема: некому исполнить важнейшую для обеспечения прогрессивного развития функцию социального стабилизатора, смягчающего силовые действия классов-оппонентов, препятствующего лобовым столкновениям их политических представителей» (11, с.29).

Однако большая часть авторов, исходя из наличия сходных с западными обществами профессиональных категорий, доказывает, что еще в СССР сложился средний класс, который в ходе реформ стал исчезать. Так, А.С. Орлов пишет, что «пренебрежение социальными закономерностями со стороны экономических материалистов (спровоцировало стремительное хаотичное размывание среднего класса» (с.22). По его оценке, средний класс «советского типа» составлял 25% населения. И реформы «разрушили прежние слои среднего класса и не смогли создать социальную базу для ожидаемого нового» (9, с.9-10).

Наиболее полно эта точка зрения выражена в статьях Л.А. Беляевой. По ее мнению, из процесса формирования российского среднего класса, по сути дела, исключается высококвалифицированный слой работников науки, культуры, образования, «служб воспроизводства и попечительства», технической интеллигенции. При всех издержках советская модернизация обеспечила формирование уникального социального объекта — массовой интеллигенции с ее огромным интеллектуальным потенциалом. Именно интеллигенция, и прежде всего, ее «ядро» — «тончайший высокоинтеллектуальный слой общества» подготовили преобразования России. Но в рамках избранной модели реформ эти группы были вытеснены в бедные слои» (3, с.61-66).

Сегодня средний класс – совокупность социальных слоев, занимающих промежуточное положение между основными классами в системе социальной стратификации. Этот класс характеризуется неоднородностью положения, противоречивостью интересов, сознания и политического поведения, вследствие чего многие авторы говорят о нем как о «средних классах», «средних слоях». Различают старый средний класс и новый средний класс.

Старый средний класс включает мелких предпринимателей, торговцев, ремесленников, представителей свободных профессий, мелкое и среднее фермерство, владельцев небольших производственных фирм. Стремительное развитие технологий и науки, всплеск в формировании сферы услуг, а также всеохватывающая деятельность современного государства способствовали появлению армии служащих, инженеров и т.п., не владеющих средствами производства и живущих за счет продажи своего труда. Они стали представителями нового среднего класса.

Практически во всех развитых странах доля среднего класса составляет 55-60%.

Средний класс в России - люди, обладающие доходом, позволяющим тратить на питание не более 1/3 совокупного дохода семьи; работой, которая является способом самореализации; имуществом, которое нуждается в сохранении и преумножении; - менталитетом, позволяющим адаптироваться к реальности и вести активную жизнь (12, с.165).

Если оценивать людей по каждому критерию в отдельности, то:

1) Весной 2004 года по доходному показателю граница среднего класса проходила на рубеже 400 долларов на каждого члена семьи в месяц в Москве и 150 долларов в регионах. Кроме трат на питание в размере 34% семейного бюджета (почти 90% средних русских живут в семьях из 3-х человек - самостоятельно либо с родителями), при достижении указанной доходной границы происходит скачок

потребления, определенный через обладание 10 "статусными" предметами (сотовый телефон, автомобиль, компьютер, телевизор с диагональю не менее 72 см, видеокамера, шкаф-купе, банковская карта, дисконтная карта, мебель со встроенной бытовой техникой, посудомоечная машина).

Но дело в том, что граница среднего класса, выраженная через абсолютные показатели дохода, действительна в России

только на определенном временном отрезке.

По данным РосБизнесКонсалтинга за последние 2 года инфляция в России составила 34% в рублевом эквиваленте, поэтому нижняя граница среднего класса, определяемая по доходу, к началу 2004 года сместилась до отметки 250-270 долларов на каждого члена семьи в месяц в Москве и 180-200 долларов в регионах. Численность среднего класса, определяемого только по доходу, составляет на начало 2004 года порядка 20% населения России.

2) Работа является средством самовыражения для 80% работающих представителей среднего класса или 12% населения страны. На это указывает наличие мотивации, не связанной с получением заработной платы (работают ради общественного признания, достижения власти, чувства принадлежности к чему-либо и т.д., всего семь мотивационных групп).

3) Собственностью, о которой необходимо заботится (имеется в виду дополнительная недвижимость - дача, вторая квартира, коттедж), обладают 60% среднего класса, определяемого по доходу или 12% населения страны.

4) Устойчивый образ жизни (живут по определенной "схеме" свыше 7 лет) имеют 47% средних русских, определяемых по доходу (10% населения). Еще у 32% средних русских, определяемых по доходу, образу жизни, в настоящее время формируется (живут по определенной «схеме» от 1 года до 7 лет) (еще 6% населения).

5) Активный образ жизни (не реже 1 раза в неделю уделяют время хобби и (или) посещают развлекательные заведения и (или) участвуют в общественных мероприятиях) ведут 57% среднего класса, определяемого по доходу (11% населения страны).

6) Важной характеристикой менталитета является исповедание коллективизма или индивидуализма. Эти качества ярко проявляются у 15% населения, имеющего доход свыше названного минимума, еще 3% населения в одних ситуациях проявляют себя как коллективисты, а в других как индивидуалисты, причем примерно в равных пропорциях.

Критерии 4,5,6 являются признаками личностной адаптированности к сложившимся социальным условиям. Одновременно всем трем критериям соответствует 37% среднего класса, выделяемого по доходу, или примерно 7% населения страны. Почти адаптированы к условиям жизни, то есть одновременно выполняются каких-либо два условия из трех, еще 40% среднего класса, выделяемого по доходу или 8% населения страны. Таким образом, адаптированы или почти адаптированы к жизни 15% населения страны.

Одновременно всем пяти критериям зачисления в российский средний класс удовлетворяет всего 4% населения. Но каким-либо четырем из пяти критериев соответствует уже 11% населения страны, то есть 15% населения (12, с.166).

Учитывая, что в России никогда не было устойчивой исторической традиции выделения срединной социальной общности, то приведенные цифры свидетельствуют о том, что на современном этапе происходит активное формирование слоя средних русских.

2. Роль среднего класса в современном обществе

В одном из европейских исследований по проблеме функции среднего класса в обществе было отмечено, что средний класс может формироваться в обществе с авторитарным режимом. Но как только у человека появляется возможность не думать о хлебе насущном и не жить от зарплаты до зарплаты, он начинает задумываться о вопросах, выходящих за эти рамки. Человек уже не будет ждать, когда местные власти обустроят детскую площадку: дома, квартиры в которых приобретаются не по очереди и по льготам, мгновенно обносятся забором, на их территории появляются детские площадки, и на лестничной клетке никогда не гаснет свет - не дожидаясь слесарей из домоуправления, люди сами решают эти вопросы. Если говорить о более глобальных вещах, то появление среднего класса приводит к политической структуризации общества, созданию многопартийной системы, а это, в свою очередь, - к демократизации общества и упразднению авторитарных методов управления (12, с.167).

В странах Запада роль среднего класса заключается в следующем:

1. Средний класс - это совокупность социальных групп, занимающих промежуточную позицию между верхами и низами общества, и выполняющих в силу этого интерактивную функцию своего рода социального медиатора.

2. Средний класс - это сравнительно высоко обеспеченная часть общества, владеющая собственностью, обеспечивающей личную экономическую независимость, свободу выбора поля деятельности и проч. Высокое качество и современный стиль жизни, удовлетворенность настоящим, уверенность в будущем обусловливают заинтересованность среднего класса в сохранении социального порядка, придавая ему функцию социального стабилизатора общества.

3. Средний класс - это элемент социальной структуры, сосредоточивающий в своих рядах наиболее квалифицированные кадры общества, отличающиеся высоким профессионализмом, значительным деятельностным потенциалом, гражданской активностью. Отсюда высокий социальный престиж среднего класса и выполняемая им функция агента технологического и социально-экономического прогресса.

4. Наконец, в высокоразвитых западных странах средние классы, составляющие большинство населения, выступают основными носителями, с одной стороны, общественных интересов, а с другой, национальной культуры, т.е. свойственных соответствующим обществам ценностей, норм, образцов поведения, стилей жизни и проч. Распространяя образцы собственной культуры на выше и ниже стоящие слои общества, средний класс выступает в роли культурного интегратора общества (6, с.5).

В приведенном описании каждой социальной функции «классических» средних классов поставлена в соответствие одна конкретная качественная характеристика. Но в действительности такое соответствие не однозначно: реализация большинства социальных функций среднего класса обеспечивается влиянием не одной, а нескольких или даже всех названных характеристик. Это видно из табл.1 (табл. 1).

Таблица №1

Качественные характеристики, обеспечивающие выполнение социальных функций средних классов

Как видим, выполнение функции социального стабилизатора общества предполагает не только удовлетворенность среднего класса существующим социальным порядком, но также его массивность и срединное положение в обществе. А чтобы стать носителем национальной культуры и выразителем общественных интересов этот класс должен обладать всеми названными выше характеристиками (1,с.79).

Рост среднего класса выражает тенденцию к уменьшению противоречий между содержанием труда различных профессий, городским и сельским образом жизни. Средний класс является носителем ценностей традиционной семьи, что, однако, сочетается с ориентацией на равенство возможностей для мужчин и женщин в образовательном, профессиональном, культурном отношении. Этот класс представляет собой оплот современного общества, его традиций, норм и знаний. Для средних слоев характерен незначительный разброс вокруг центра политического спектра, что делает их и здесь оплотом стабильности, залогом эволюционности общественного развития, формирования и функционирования гражданского общества (7, с.89).

Представляется, что претендовать на выполнение функций среднего класса в российском обществе, особенно в перспективе, с наибольшим основанием может средний слой. Действительно, он занимает промежуточную позицию между верхней и нижней частями общества, обладает высоким образовательно-квалификационным потенциалом, объединяет наиболее активную и адаптировавшуюся к рынку часть общества, пользуется социальным престижем. Слабыми местами его являются скромный экономический статус и малочисленность, однако обе эти черты относительны.

Так, уровень доходов среднего слоя, по данным исследования Т.Заславской, в 2,5-3 раза выше доходов базового слоя, что обеспечивает существенно иные условия существования. С другой стороны, численность среднего слоя примерно втрое больше, чем верхнего. Важно и то, что до последнего времени динамика этих характеристик была положительной. В случае улучшения социально-экономических условий в стране этот слой безусловно начнет пополняться более образованными и активными профессионалами из нынешнего базового слоя. В результате он станет массивнее и улучшит свою структуру (6, с.14).

Однако в своем нынешнем состоянии средний слой России вряд ли может выступать в качестве социального стабилизатора общества и носителя общественного прогресса. Для этого ему недостает экономической независимости, высокого благосостояния и стимулирующих институциональных условий деловой и творческой деятельности.

С несколько большим основанием от него можно было бы ожидать выполнения функций основного носителя национальной культуры, легитимного выразителя общественных интересов, действенного и конструктивного посредника между властью и обществом. Однако и здесь имеются свои «но». Так, западные средние классы играют роли посредников не только благодаря срединному положению в обществе, но и потому, что они открыты, доступны для восходящей мобильности из нижних слоев. Ситуация же затянувшегося экономического кризиса условий для такой мобильности не создает (5, с.60). Кроме того, для выполнения этой роли средний слой России слишком урбанизирован, сосредоточен в больших городах. Наконец, великовата социальная дистанция, отделяющая его от базового слоя. Как ни скромны, по сравнению с западными аналогами, уровень благосостояния и образ жизни среднего слоя, большинству россиян они недоступны.

Заключение

Итак, изучение литературы позволило нам показать место и роль среднего класса в современном обществе.

Становление среднего класса относится к числу фундаментальных социальных процессов в трансформационных экономиках. Это - одна из главных целей перехода от плановой экономики к рыночной.

Сегодня средний класс – совокупность социальных слоев, занимающих промежуточное положение между основными классами в системе социальной стратификации.

Средний класс в нормальной рыночной экономике - основной налогоплательщик, от экономического положения которого зависят инвестиционная активность населения, состояние государственного бюджета, реализация государственных социальных программ и другие важнейшие социально-экономические процессы.

Средний класс в современном обществе характеризует целый ряд признаков:

• уровень доходов (не менее 400 долларов на каждого члена семьи в месяц в Москве и 150 долларов в регионах);

• владение недвижимым имуществом (наличие второго жилья (зимняя дача, квартира дом в городе), владение участком земли свыше 6 соток; владение гаражом, оформленным как капитальное строение);

• обеспеченность домашним имуществом (компьютер, мобильный телефон, автомобиль, дорогая мебель и пр.);

• профессионально-квалификационный статус (высшее образование, на основном месте работы является руководителем высшего, среднего и низшего звеньев или предприниматель, на дополнительном месте работы занимает должность, требующую высшего образования, занят в отраслях науки, культуры, образования, здравоохранения, государственном управлении, сфере финансов, силовых структурах.

• признаки успешного экономического поведения в условиях рыночной экономики.

Промежуточное, среднее положение внутри материально-имущественной шкалы свидетельствует об определенных успехах и достижениях принадлежащих к нему людей. Представители среднего класса заинтересованы в стабильности и как минимум в сохранении своих социальных позиций. Стремление закрепить достигнутое объективно связано с нежеланием менять «правила игры», овладение которыми позволило им занять устойчивое положение в обществе.

Средний класс формирует моральные стандарты общества (в известном смысле его идеологию), поскольку благодаря своей численности доминирует в судебной системе, религиозных и политических организациях. Кроме того, среднему классу присущи специфические функции: обеспечение высокой производительности труда; производство и распространение знаний, информации; определение характера и структуры потребительского рынка; средний класс в целом рассматривается как гарант политической свободы.

Представители российского среднего класса сосредоточены в основном в крупных городах, относительно богатых регионах, на частных предприятиях. Скорее всего, их немало среди работников сфер управления и финансов. Данная группа уже продемонстрировала свою устойчивость, успешно пережив августовский кризис 1998 г. С ресурсной точки зрения это означает, что в России складывается некий аналог классического среднего класса. Однако теневая занятость, неформальные трудовые отношения, часто практикуемые этим слоем, с одной стороны, обеспечивают его витальность, а с другой - делают его уязвимым во враждебном институциональном пространстве (2, с.73). Добавим также неспособность формирующегося среднего класса отстаивать свои права посредством использования демократических институтов, без чего невозможно стабилизировать трансформирующееся российское общество.

Список литературы

1. Аврамова Е. К проблеме формирования среднего класса в России // Вопросы экономики. – 1998. - №7.- 78-87.

2. Аврамова Е., Овчарова Л. Количественные оценки российского среднего класса методом концентрации признаков // Вопросы экономики. – 2001. - №1. – С.62-73.

3. Беляева Л.А. Россия перед историческим выбором // Свободная мысль. – 1993. - №15. – С.61-66.

4. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил.

5. Григорьев Л., Малева Т. Средний класс в России на рубеже этапов трансформации // Вопросы экономики.- 2001. - №1. – С.45-61.

6. Заславская Т. К вопросу о «среднем классе» российского общества // Мир России. – 2003. - №4.- 3-22.

7. Космарская Т. Средний класс и социальная политика // Вопросы экономики.- 1998. - №7. – С.88-98.

8. Лепехин В.А. Стратификация в современной России и новый средний класс // Общественные науки и современность.- 1998.- №4.

9. Орлов А.С. Социально-политические очерки о среднем классе // Круглый стол бизнеса России. – М., 1994.

10. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учебное пособие. – М.: аспект пресс, 1996. – 318с.

11. Умов В.И. Российский средний класс: социальная реальность и политический фактор // Полис. – 1993. - №4.

12. Фрумкина Р. Мидл здесь и мидл там // Знамя. – 2004. - №12. – С.165-168.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по социологии

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Средний класс и его роль в обществе
Средний класс и его роль в обществе
Средний класс и его роль в обществе.rar
20.5 KiB
137 Downloads
Детали

Комментарии к записи "Средний класс и его роль в обществе"
Оставить комментарий
  1. Уважаемый Вадим, написано конечно хорошо, но! Роль и функция среднего класса - это разные вещи и смешивать их нельзя! Есть Роли, которые с/слой должен выполнять, а вот выполнение этих ролей как раз и зависит от выполнения им своих функций. А у вас все в кашу замешано!
    И еще момент. Вы опубликовали статью в 2014г., а данные по статистике у вас и источники литературы 8 - 10 летней давности, сегодня как в мире, так и в России в частности совсем другие планки по доходу!
    Будет желание, можем подискутировать 🙂

    • Спасибо огромное за Ваш комментарий. Абсолютно с Вами согласен и по поводу соотношения роли и функции с/класса и по поводу новых подходов к оценке его места в социуме. Присмотритесь к свойствам файла - эта работа была написана моим коллегой в 2005 году - основная задача, которую поставил преподаватель студенту - впихнуть невпихуемое (осветите все!) в минимальном объеме. Именно поэтому в работе наблюдается эклектика. В настоящее время мы выкладываем наши непрофильные работы на сайте, которых за 16 лет работы накопилось чуть меньше 40000, поэтому очень много материалов за 2000 - 2010 годы. К осени будет очень много авторских статей, материалов, эссе, наблюдений, а не только учебных работ. При этом наша основная специализация сегодня - юриспруденция. Извиняюсь за сумбур.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!