Средневековая культура России в IХ-XVII вв.
Основные черты русской средневековой культуры определяются, с одной стороны, особенностями феодальной формации, свойственным ей способом производства, с другой - конкретно-историческими условиями развития России, своеобразием ее социального и политического строя, а также внешнеполитическими обстоятельствами.
Характерная особенность феодального способа производства -низкий уровень и замедленные темпы развития производительных сил.
Основу его составляли сельское хозяйство, главное место в котором занимали земледелие, хлебопашество со свойственными для того времени рутинностью техники, повторяемостью хозяйственных циклов. Большое значение имел опыт, накопленный предыдущими поколениями и передаваемый в форме традиций, обычаев, точное и неукоснительное следование которым обеспечивало успех хозяйственной деятельности. Отсюда такая особенность мировосприятия средневекового человека, как представление о том, что в мире ничего не меняется, все в нем только повторяется, движение совершается по замкнутому кругу. Консерватизм, господство традиции, высокий авторитет опыта прошлых поколений порождали и специфическую черту средневековой культуры - традиционализм. Эта черта проявилась во всех сферах культуры (например, роль прецедента в праве, постоянная апелляция к старине в политической жизни, что предопределило особую роль летописания, и т.п.).
Конечно, не следует делать вывод о полной неподвижности средневековой культуры, о ее неизменности в течение веков. Она развивалась, а в основе ее развития лежало естественное стремление человека к совершенствованию материального и духовного бытия, производства. Но все новое, что появлялось в культуре, всегда встречалось с недоверием и поэтому зачастую было вынуждено апеллировать к старине, рядиться в одежды старого.
Другая черта феодального способа производства - господство натурального хозяйства. Следствием хозяйственной обособленности была разобщенность людей, целых регионов. Отсюда характерные черты средневековой культуры, как ее замкнутость, локальность, большая роль местных традиций. Личная зависимость крестьян от феодалов, утверждение и господство крепостничества сформировали и соответствующее средневековью мышление с его авторитарностью - подчинением человека властям, традициям, догматам религии.
Хранителем традиций в средневековье являлась прежде всего народная культура. Эти традиции, уходящие в глубокую древность, питали и господствующую культуру, придавая ей специфические, присущие лишь данной народности черты.
Наиболее заметная черта средневековой культуры - господство в ней религии, которая, пронизывая все ее сферы, выступала как интегрирующий ее элемент, придавала ей определенную цельность. Деятельность церкви являлась одним из важных факторов, обеспечивавших и поддерживавших господство религиозной идеологии. Степень господства религии в культуре средневековья во многом определялась силой и влиянием церкви во всех сферах общественной жизни, что в первую очередь зависело от характера складывавшихся отношений между церковью и государством.
При изучении конкретного материала по истории русской средневековой культуры неизбежно встает вопрос о влиянии церкви на культурно-исторический Процесс, об оценке ее культурной деятельности. Однозначного ответа здесь быть не может.С одной стороны, церковь стимулировала развитие отдельных сфер культуры (письменность, архитектура, живопись и другие), используя арсенал их средств для пропаганды религиозной идеологии. С другой, подчинение этих сфер культуры интересам церкви, установление строжайшего контроля и регламентации в конечном счете сковывали их развитие. Оценка роли церкви в развитии культуры должна быть конкретно-исторической, она не может быть одинаковой и однозначной по отношению к разным периодам. Столь значительное место, которое занимала религия в средневековой культуре, не приводило, однако, к полному и безраздельному господству церкви в этой сфере жизни общества.
Во-первых, христианство не могло вытеснить язычество, потому что эти две религии отражали разные стороны жизни человека:
язычество касалось взаимоотношений человека с природой, а христианство - взаимоотношений между людьми. Поэтому в средневековой культуре всегда сохраняется значительный пласт, связанный с языческими верованиями и представлениями. Во-вторых, отражавшееся в религии бессилие человека перед лицом довлевших над ним природных и общественных сил никогда не было абсолютным, оно выступало лишь как одна из сторон общественного бытия, в котором всегда была другая сторона - тенденция к познанию и преобразованию объективного мира.
Наряду с религиозным миросозерцанием всегда существовало, хотя бы в виде элементов, мировоззрение рационалистическое. Поэтому и в феодальном обществе господствовавшей феодально-клерикальной культуре противостояла культура, ориентировавшаяся на светское, рационалистическое мировоззрение, наследовавшая и развивавшая тот положительный опыт, который имелся в народной культуре и являлся результатом практической деятельности, прежде всего в сфере материального производства. Противоречие между светскими элементами культуры и преобладавшим религиозным миросозерцанием - основное противоречие в культуре средневековья, определявшее линию борьбы в ней разных направлений и тенденций и являвшееся источником ее развития. Эта борьба демократических, светских элементов против церковно-богословского засилья в культуре и привела в конце концов к победе светского направления. Большую роль в этом сыграли города.
Города в средневековье - центры ремесла и торговли, обмена товарами, а значит, идеями и знаниями. Для ремесленного производства характерны меньшая зависимость от внешних сил природы, большая роль личного опыта ремесленника, его личной инициативы. Круг общения горожанина, а следовательно, и его кругозор были значительно шире, нежели у сельского жителя. Ремесленные изделия, полученные в результате обмена, являлись носителями информации о новых технических приемах и технологиях.
Развитие торговли вело к необходимости совершенствования знаний в области математики, этнографии, мореплавания, строительного дела и т.п. Все это - область конкретного, практического, внерелигиозного знания. Особенно велика роль торговли в установлении и развитии связей с культурами других народов, во взаимном обмене культурными достижениями. Именно городская культура воплощала все новое, прогрессивное в средневековой культуре вообще. Поэтому от уровня и темпов развития городской жизни зависели уровень и темпы развития всей культуры в целом.
Понятие "средневековая культура" не тождественно понятию "культура феодального общества", так как 'феодализм на протяжении длительного времени своего существования претерпевал важные изменения, отражавшиеся и на развитии культуры.