Среднее и высшее образование в СССР в 70-80-е годы
В рассматриваемый период СССР преодолел еще один важный рубеж в развитии народного образования - было введено всеобщее среднее образование молодежи. В 1975 г. 86% молодежи, вступающей в жизнь, имела полное среднее образование, более 96% выпускников восьмилетней школы обучались в различных учебных заведениях, дающих среднее образование. Это явилось громадным социальным и культурным завоеванием. Но в этой сфере оставалось еще много нерешенных проблем, связанных с низким качеством подготовки в школе и ПТУ, падением престижа среднего образования и др.
В связи с переходом ко всеобщему среднему образованию остро встала проблема оптимального соотношения между различными формами обучения. Средняя общеобразовательная школа по-прежнему сохраняла ведущую роль. Но возросло значение профессионально-технических училищ и техникумов, так как они непосредственно готовили молодежь для работы в народном хозяйстве. Произошло перераспределение учащихся в пользу ПТУ и техникумов.
В средней школе на первый план выдвинулись вопросы профессиональной ориентации учащихся, подготовки молодежи к труду. Эти вопросы стояли и раньше, но с переходом ко всеобщему среднему образованию они превратились в серьезные народнохозяйственные и социальные проблемы. Традиционно школа ориентировала своих выпускников на продолжение образования в вузе. Школьная реформа 1958 г. с ее неудачной попыткой профессионализации школы не смогла изменить этой ориентации. С начала 70-х годов, когда выпуски средней школы стали увеличиваться по мере введения десятилетнего всеобуча, основная масса выпускников должна была идти работать. В 1975 г. менее одной четверти от общего количества выпускников средней школы поступили в вузы.
Трудности профессиональной ориентации выпускников средних школ были связаны с тем, что во многих отраслях промышленности, сельском хозяйстве и строительстве была велика доля тяжелого физического труда, неквалифицированных монотонных операций. Противоречие между завышенными социальными ожиданиями и реальностью оказалось серьезным психологическим испытанием для молодежи. Пассивность, апатия части молодежи нарастали постепенно и не сразу были осознаны обществом как тревожные симптомы. Более острой казалась тогда проблема кадров для народного хозяйства.
В 70-е годы было принято несколько постановлений, направленных на улучшение подготовки молодежи к труду в сфере материального производства. Широко создавались учебно-производственные комбинаты для трудового обучения и профессиональной ориентации старшеклассников. Развивалась система профессионально-технического образования.
Были пересмотрены школьные программы. Курс начальной школы сократился до трех лет, и с 1971 г. систематическое изучение основ наук началось не с 5-го класса, как раньше, а с 4-го. Попытка включить в программы изучение новейших достижений науки и техники, увеличить объем материала сделала школьные программы более сложными и громоздкими. В условиях научно-технической революции, когда объем информации стал расти чрезвычайно быстро и в то же время ускорилось "старение" знаний, вопрос о содержании школьного образования приобрел особую остроту. Возникла необходимость менять не только содержание, но и методы обучения. Это относилось ко всем формам обучения, но прежде всего к средней школе, так как именно школа должна была формировать прочные, устойчивые знания по основам наук, ту базу, на которой возможно дальнейшее обучение.
Традиционно школа требовала от учащихся усвоения определенной суммы фактов. Настало время, когда необходимо было менять ориентацию, прививать школьникам умение самостоятельно пополнять знания и потребность в самообразовании, научить их самостоятельно мыслить. Такая перестройка школьного образования была связана с изменением программ, учебников, методов обучения, подготовки учительских кадров.
Учителя-новаторы вели поиски в этом направлении. Опыт В.Ф.Шаталова, Е.И.Ильина, Ш.А.Амонашвили и других педагогов показал путь решения многих проблем, назревших в школе (падение интереса к учебе, низкое качество знаний, формализм в учебной и воспитательной работе). Но система управления народным образованием не способствовала распространению новых методов. Оценка деятельности учебных заведений по формальным показателям создавала видимость благополучия и не отражала реальных трудностей. Проблемы народного образования в 70-х - начале 80-х годов постепенно накапливались.
В 1983 г. была выдвинута задача реформы школы, разработан проект перестройки школы, который после всенародного обсуждения стал Законом в апреле 1984 г. Предусматривалось в течение десятилетия дополнить всеобщее среднее образование молодежи ее всеобщим профессиональным образованием.
В системе высшего образования большое внимание уделялось развитию университетов. К 1985 г. их число достигло 69. Во всех автономных республиках, краях, во многих областях были созданы крупные центры высшего образования. Однако молодые университеты, созданные, как правило, на базе педагогических вузов, были намного слабее старых.
В качестве меры регулирования социального состава студенчества в 1969 г. возродились рабфаки. Теперь они назывались подготовительными отделениями и в отличие от рабфаков 20-х годов не принимали абитуриентов без среднего образования. 20% мест на первых курсах вузов отводилось для выпускников подготовительных отделений, которые сдавали только выпускные экзамены и освобождались от вступительного конкурса.
Слабо использовался научный потенциал вузов. В вузах было сосредоточено свыше 35% научно-педагогических работников страны, в том числе около половины докторов наук, а выполнялись ими не более 10% научных исследований.