Среда косвенного воздействия
Эта среда оказывает побочное воздействие на туристское предприятие, однако в ряде случаев последствия такого воздействия гораздо существеннее, чем прямое влияние. Кроме того, влияние среды косвенного воздействия сложнее и многообразнее, поскольку связано с туристской деятельностью региона или всей страны.
1. Состояние экономики. Это состояние характеризуется, в частности, уровнем цен и тарифов, инфляции, платежеспособного спроса, банковской политикой, курсом национальной валюты, что может воздействовать на уровень обслуживания, качество отелей, размеры средств, выделяемых на поддержание в хорошем состоянии памятников архитектуры, природы, и т.д.
2. Научно-технический прогресс. Данный фактор характеризует уровень развития науки и техники. В туристской сфере плоды научно-технического прогресса используются очень широко - это, например, спутниковая связь, компьютерные технологии.
3. Политика. Этот фактор оказывает существенное воздействие на туристский бизнес, особенно в динамично развивающихся и нестабильных странах и регионах. В ряде стран фактор политической стабильности -важнейшее условие деятельности предпринимателей в туризме, как отечественных, так и зарубежных. Потоки инвестиций напрямую связаны с этим фактором.
4. Социальные факторы. Это традиции, принятые в той или иной стране, в том числе по отношению к женщине, людям разного цвета кожи, молодежи, людям преклонного возраста, религиозные традиции.
Туристам обычно выдается памятка, как себя вести или как одеваться в той или иной стране. Особенно это касается посещения мусульманских стран.
5. Международные события. Это, по существу, комплекс факторов, характеризующих ту или иную страну. Международный бизнес намного сложнее, чем бизнес внутри страны. Формы реализации международного бизнеса различны: экспорт (импорт), совместные предприятия, лицензирование, прямые вложения финансовых средств в экономику страны. В условиях глобализации туристского бизнеса все большее значение приобретает миграция трудовых ресурсов. Туризм напрямую связан и с косвенным экспортом услуг.
Взаимосвязь факторов внешней среды очевидна. Например, изменение законодательной системы может оказать влияние на уровень конкуренции; ухудшение политической обстановки может лишить предприятие источника дешевого сырья или рабочей силы.
Степень одновременного воздействия тех или иных факторов внешней среды на предприятие называется сложностью внешней среды. Внешняя среда постоянно меняется. Существенным изменениям во времени подвержен, например, такой фактор, как научно-технический прогресс.
Скорость изменения внешней среды называется подвижностью среды. Для разных предприятий даже в условиях одной страны подвижность среды может быть неодинаковой. Это связано с характером деятельности предприятия на том или ином рынке. Зависимость фирмы от объема информации, которой она располагает, характеризует неопределенность внешней среды.
Исследования, проведенные в США, показали, что на фоне существующей в стране безработицы имеется нехватка высококлассных специалистов во многих компаниях, которые работают в сфере обслуживания, образования и транспорта. Это также относится к фирмам, занимающимся финансовыми операциями и недвижимостью. По данным Министерства труда США, в числе наиболее перспективных профессий названы бухгалтеры, брокеры и агенты по продаже недвижимости, банковские клерки.
На туристскую отрасль в разных странах оказывают влияние элементы дальнего окружения предприятий, которые находятся вне сферы ее непосредственного влияния. К таким элементам относятся:
- система ценностей и их приоритеты в обществе;
- обычаи местного и международного бизнеса;
- политическая обстановка в стране и мире;
- угроза военных конфликтов;
- экономическая обстановка в туристской отрасли, в стране и мире в целом;
- социальная и экологическая ответственность;
- налоговая система, институциональная структура;
- природные катаклизмы;
- народные волнения;
- криминализация внешних связей.