Сравнительный анализ социально-экономического развития и внешней торговли РФ и Китая - Часть 2

ГЛАВА I. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1.1. Понятие, сущность и динамика внешней торговли

Основной формой мировых хозяйственных связей является внешняя торговля, которая по динамике и стоимостным показателям опережает движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей. Она продолжает играть возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества, особенно в послевоенный период, когда стоимостные объемы мировой торговли быстро увеличивались, а их среднегодовые темпы роста примерно в 1,5 раза превышали темпы роста мирового производства [1, c. 29].

Термин “внешняя торговля” подразумевает обмен той или иной страны с другими странами, который включает оплачиваемые экспорт и импорт товаров и услуг.

Согласно современной классификации внешнеторговой деятельности она подразделяется на обмен готовой продукцией, машинами и оборудованием, сырьем и услугами.

Международная торговля представляет собой совокупный товарооборот между всеми ее участниками. Соотношение между экспортом и импортом составляет торговый баланс. Международная торговля служит средством, с помощью которого страны, развивая свою специализацию могут повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, а следовательно, и уровень благосостояния народа.

После 5 лет довольно умеренного роста и стагнации в 2003 г. объем мировой торговли с 2005 г. начал расти достаточно высокими темпами (темп прироста мировой торговли в 2005 г. составил 9,5%, что является рекордным показателем за последние 20 лет) [1, c. 36].

В 2006 г. объем мировой торговли увеличится на 8% и в последние годы в динамике роста мировой торговли сохранились положительные тенденции (рост мировой торговли составляет 7-8% в год). Интенсификации товарообмена способствовал значительный прогресс в развитии международного разделения труда [6, c. 84].

Стимулом быстрого развития мировой торговли послужила революция в области информационных технологий. Стоимость экспорта офисного и телекоммуникационного оборудования возросла и достигает свыше 12% общей стоимости мировой торговли.

По мнению отечественных специалистов, рост международной торговли явился следствием целого ряда факторов, к которым, относятся:

развитие международного разделения труда и интернационализация производства;

научно-техническая революция, способствующая обновлению капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющих реконструкцию старых;

активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;

либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин - образование свободных экономических зон;

развитие процессов торгово-экономической интеграции (устранение барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли);

получение политической независимости бывшими колониями, выделение из их числа “новых индустриальных стран” с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок.

Важным фактором роста мировой торговли является также существенный рост реэкспорта промышленных товаров, изготовленных в развивающихся странах с использованием компонентов и материалов, импортируемых в соответствии с системами торговых преференций.

Промышленно развитые страны контролируют более 70% мирового товарооборота. Крупнейшими торговыми державами мира являются США, Германия и Япония, на которые приходится около трети мировых экспортно-импортных операций. В десятку крупнейших торговых стран мира входят Франция, Великобритания, Италия, Канада, Сянган (Гонконг), Нидерланды, Бельгия.

В последние годы прослеживается устойчивая тенденция к росту доли развивающихся стран в мировой торговле и прежде всего новых индустриальных стран Азии. По совокупному объему внешней торговли Сянган (Гонконг), Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Малайзия и Таиланд уступают лишь США. На эти страны приходится более 10% общего объема мировой торговли [6, c. 71].

Из азиатских новых индустриальных стран в десятку крупнейших торговых держав мира входит Сянган (Гонконг), значительно опережающий все страны мира по стоимости экспорта и импорта в расчете на душу населения.

Среди стран с переходной экономикой наиболее динамично развивается внешняя торговля Китая. С 1980 г. по 2005 г. среднегодовой рост экспортно-импортных операций составлял 16,5%, что значительно выше темпов роста мировой торговли. Стоимостный объем внешней торговли Китая увеличился с 24 млрд. долл. в 1980 г. до более 300 млрд. долл. в настоящее время [6, c. 79].

За последние десятилетия проявились заметные различия в темпах роста и направлениях внешнеторговой (прежде всего, экспортной) деятельности субъектов мировой торговли, что привело к существенным сдвигам как в географической, так и в товарной структуре современной международной торговли.

Географическая структура международного обмена представляет собой систему распределения товарных потоков между отдельными странами, группами стран, формируемыми либо по территориальному, либо по организационному признакам.

Неравномерность динамики внешней торговли отчетливо прослеживается в последние 30-40 лет, что повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. Так, США постепенно утрачивают свое доминирующее положение в системе международного обмена: если в 1950 г. на долю этой страны приходилась 1/3 всего мирового экспорта, то в середине 90-х годов только менее 1/8. Экспорт Германии приблизился к американскому. Существенно растет экспорт и других западноевропейских стран. При этом Западная Европа становится главным центром международной торговли, совокупный экспорт которого почти в 4 раза превышает экспорт США [6, c. 80].

В 80-е годы рывок в сфере международного обмена сделала Япония. В 1983 г. эта страна впервые смогла выйти на первое место в мире по вывозу машин и оборудования. Сегодня Япония значительно опережает все страны по экспорту легковых и грузовых автомобилей, бытовой электроники и прочих товаров. Треть японского вывоза приходится на США. Дефицит США в торговле с Японией в 2005 г. находится примерно на уровне 50-60 млрд. долл.

В таблице 1 приведена доля основных сравниваемых стран в мировом экспорте.

Таблица 1

Доля основных стран мира в мировом экспорте (%)

Страны 1985г. 1990г. 1991г. 1992г. 1993г. 1994г. 1995г.

Весь мир 100 100 100 100 100 100 100

Страны с рыночной экономикой 90,4 93,5 93,6 94,0 93,6 93,1 92,9

США 11,6 11,5 12,0 11,9 12,4 12,1 11,7

Страны с переходной экономикой 9,6 6,5 6,5 6,0 6,5 7,0 7,2

СССР (Россия) 4,7 3,0 2,7 2,1 2,5 1,7 1,6

Китай 1,3 1,5 1,7 1,9 2,0 2,5 2,6

По некоторым оценкам, в мировой торговле в ближайшей перспективе особенно заметной может стать роль Китая (вместе с Сянганом (Гонконгом) и Тайванем), Республики Корея, Таиланда, Малайзии, Филиппин, Индии, стран Юга Африки, Польши, Турции, Мексики, Бразилии, Аргентины и России. Эти страны, объединенные общим термином “большие новые рынки”, обладают значительной территорией и населением. Они осуществляют радикальные экономические преобразования, развивают инфраструктуру, имеют большие потребности и наращивают экспорт. Поскольку экономика этих стран достаточно открыта, то можно предположить, что их экономический рост будет оказывать большое воздействие на развитие мировой торговли.

Анализ товарной структуры международной торговли показывает, что на протяжении последних десятилетий опережающими темпами развивалась торговля готовыми промышленными изделиями (с 40,9% в 1955 г. до 71,5% в 1995 г.), а внутри этой группы - обмен машинами и оборудованием, средствами связи, электро и электронной техники, компьютерами, а также комплектующими узлами к агрегатам, которые поставляются в рамках производственной кооперации по каналам ТНК. Достаточно большую часть внешней торговли стала занимать международная торговля услугами (невидимый экспорт), доля которой в совокупной стоимости мирового вывоза достигает 20% [17, c. 14].

В условиях современной глобализации внешняя торговля оказывается в тесной связи с главным фактором этого процесса – с деятельностью ТНК. При этом наблюдаются две противоположные, но вместе с тем сопутствующие друг другу тенденции. С одной стороны, рост производства на зарубежных предприятиях ТНК отчасти замещает экспорт в соответствующие страны. С другой стороны, эти предприятия стимулируют внешнеторговые потоки как по линии внутрикорпорационных связей, так и по другим направлениям.

1.2. Регулирование внешнеторговой деятельности в РФ

Система регулирования внешней торговли в РФ начала создаваться в начале 90-х годов. Первым документом, означавшим создание данной системы регулирования, был принятый 23 мая 1993 г. Закон РФ «О таможенном тарифе». 13 октября 1995 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», целями которого является защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение эффективной интеграции экономики РФ в мировую экономику [7, c. 8].

Закон определил принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ст. 4), в том числе:

1. Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации.

2. Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением.

3. Единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств РФ по недопущению распространения оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия.

4. Единство таможенной территории Российской Федерации.

5. Приоритет экономических мер регулирования внешнеторговой деятельности.

6. Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация.

7. Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности.

8. Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесение ущерба ее участникам и экономике РФ в целом.

Закон четко разграничивал компетенцию Российской Федерации и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности, практически исключив участие Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в непосредственном осуществлении внешнеторговой деятельности. Она допускается только в тех случаях, когда это установлено федеральными законами, законами или иными нормативными актами субъектов РФ [7].

В ст. 12 Закона определяются три федеральных органа исполнительной власти, ответственные за государственное регулирование внешнеторговой деятельности: Президент РФ, Правительство РФ и федеральный орган, на который Правительством Российской Федерации непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности, совместно с другими органами федеральной власти в пределах их компетенции. Федеральный орган исполнительной власти обеспечивает непосредственную реализацию задач государственной внешнеторговой политики по защите экономических интересов РФ, экономических интересов субъектов Российской Федерации и российских физических и юридических лиц, а также разработку и проведение мер, связанных с регулированием внешнеторговой деятельности [7].

Закон констатирует, что государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономических и административных методов регулирования. Определяя методы государственного регулирования, Закон подчеркивает, что внешнеторговая политика реализуется посредством таможенно-тарифного (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. Не допускаются иные методы государственного регулирования путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основу торгово-политической системы Российской Федерации составляет Таможенный тариф, введенный в 1993 г. в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе». Таможенный тариф РФ определяется Законом как свод, таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), которая определяется правительством РФ, исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров [6].

ТН ВЭД построена на основе принятой в мире Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС). Отличия от ГС состоят в том, что ТН ВЭД имеет 97 глав (99 - в ГС), а товарные позиции имеют четырехзначный код (шестизначный - в ГС).

Ставки таможенных пошлин в таможенном тарифе РФ являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов. Исключениями, предусмотренными Законом, являются предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины или установление квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством РФ.

Таможенный тариф Российской Федерации внешне выглядит как простой (одноколонный), поскольку в нем указаны только так называемые «базовые» ставки. На самом деле он является сложным (многоколонным). Базовые ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, устанавливаются высшим органом законодательной власти.

Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году [7].

Закон предусматривает особые виды пошлин для защиты экономических интересов страны, в том числе: специальные пошлины, используемые в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминацию или иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов (т.е. карательные пошлины);

• антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране ввоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров или расширению производства подобных товаров в РФ;

• компенсационные пошлины применяются в случае ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.

Применению особых видов пошлин предшествует расследование, производимое в соответствии с законодательством РФ по инициативе государственных органов управления. Решения в ходе расследования должны основываться на достоверных, количественно определяемых данных.

Ставки соответствующих пошлин устанавливаются Правительством по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, размером субсидий и выявленного ущерба.

В соответствии с Законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» экспорт Российской Федерации и импорт в РФ осуществляется без количественных ограничений (ст. 15). Однако в исключительных случаях они могут вводиться Правительством РФ в целях:

1. Обеспечения национальной безопасности.

2. Выполнения международных обязательств Российской Федерации с учетом состояния на внутреннем товарном рынке.

3. Защиты внутреннего рынка с целью устранения серьезного ущерба или угрозы причинения такового. Процедура введения количественных ограничений (или специальной таможенной пошлины), описанная в законе (ст. 18), полностью соответствует процедуре, содержащейся в Соглашении по защитным мерам ГАТТ/ВТО [10].

С 1998 г. в России существует лицензирование импорта крепких спиртных напитков, в том числе при ввозе этих товаров с территории государств, входящих в Таможенный союз. Эта же мера стала применяться в отношении импорта цветных телевизоров, сахара-сырца, рафинированного сахара и крахмальной патоки.

Лицензирование в Российской Федерации осуществляется, как правило, в автоматической режиме, т.е. для ее получения достаточно подать заявку региональному уполномоченному Минэкономразвития.

Основанием для отказа может явиться неправильное оформление документов, либо сообщение недостоверной информации, а также включение в контракт условий, наносящих ущерб экономическим интересам Российской Федерации.

Кроме описанных выше количественных ограничений законодательство РФ предусматривает использование налоговых рычагов, а также других мер нетарифного протекционизма. Так, все ввозимые на территорию Российской Федерации товары облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС), в настоящее время на уровне 20%. В случаях, установленных правительством, с отдельных товаров (например, табак и табачные изделия, спиртные напитки и т.д.) взимается акцизный сбор. НДС и акцизы взимаются в рублях (в отличие от таможенных пошлин, которые деноминируются в ЕВРО) [10].

Объектом обложения (базой) для начисления акцизов является таможенная стоимость товара. Напротив, базой для начисления НДС является иная сумма, включающая в себя таможенную стоимость товара, импортную пошлину и сумму акциза (для подакцизных товаров). Это увеличивает реальную сумму НДС, уплачиваемую импортерами, по сравнению с национальными производителями, которые, естественно, не платят пошлины за произведенный ими товар. Кроме того, национальный производитель уплачивает налоги с некоторым временным лагом, установленным законом (раз в квартал, в полгода или год), в то время как для импортера уплата всех платежей является предпосылкой для пропуска товара через таможню. В результате национальный производитель оказывается в более благоприятных финансовых условиях по сравнению с импортером.

Кроме того, Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» предусматривает возможность проведения целого ряда мероприятий, с помощью которых осуществляется нетарифное регулирование внешнеторгового оборота. Кроме уже упоминавшихся защитных мер и количественных ограничений, Закон предусматривает введение экспортного контроля для защиты национальных интересов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств Российской Федерации по нераспространению оружия массового поражения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания.

Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» предусматривает также, что все товары, ввозимые на территорию РФ должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в Российской Федерации.

«Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности» в качестве мер по содействию внешнеторговой деятельности включает такие направления, как принятие федеральных и региональных программ развития внешнеторговой деятельности, ее информационное обеспечение, кредитование участников внешнеторговой деятельности, система гарантий и страхования экспортных кредитов, организация торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций, проведение рекламных кампаний и кампаний по развитию экспорта товаров и услуг.

 

Страниц: 1 2 3 4
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!